Рубрики
Блоги

Песня Высоцкого в день скорби

22 июня – скорбный день, наверное в каждой семье, день начала тяжелейшей в нашей истории войны, коснувшейся всех. В этот день я обязательно слушаю Высоцкого. С детства я люблю его песни и считаю, что он один из лучших, кто писал о войне (хотя странно – сам он ее и не видел, ведь в 1941 ему было 3 года). А в этот раз я с каким-то особым чувством слушал «Тот, который не стрелял».

Устами маленького человека (вполне в духе классической литературы) Высоцкий показывает непарадную, неофициальную сторону войны (увы, было и такое!). Героя песни «берут на карандаш»», а затем расстреливают по ложному обвинению чтоб «странный тип Суэтин» отчитался о выполнении плана…

Но герой остается в живых, потому что среди исполнителей приказа оказался все ж один совестливый парень. Он не смог нажать курок, потому что, говоря словами пьесы Шварца, не захотел в школе подлости стать «первым учеником». «Никто поделать ничего не смог, нет, смог один, который не стрелял…» – поет Высоцкий. Действительно, думать: «а что такого? Я сделаю как и все! Что от меня зависит!», это просто ложно утешать совесть. Судьба предопределила так, что именно выстрел того парнишки должен был стать смертельным. И именно его тайное невыполнение несправедливого приказа спасло жизнь человеку. Так иногда бывает, что от твоего голоса, от твоего поступка тоже много что зависит…

Кстати, если б Высоцкий был автором-моралистом, он бы наверное показал, что незаметный герой будет обязательно вознагражден, а злодей наказан…

Но Высоцкий – автор-реалист и его реализм состоит в том, что он и тут показывает, все «как в жизни». От пули немецкого снайпера погиб именно тот паренек, который спас жизнь герою, а не его сослуживцы, что смалодушничали (ведь весь взвод, который расстреливал героя, а не только один тот парнишка, знал про его невиновность).

У де Местра в «Санкт-Петербургских вечерах» есть одно пронзительное место. Перескажу его по-своему. Если б в нашей жизни все было бы так, что добродетель сразу же вознаграждалась бы, а подлость – каралась (в нашем случае, если бы пули из винтовок чудесным образом развернулись и попали в Суэтина), то не было б никакого морального поведения. Мы б не совершали подлостей, как не суем руки под работающую циркулярную пилу… Увы, в этом мире все должно быть иначе: добро наказывается, а зло, пусть временно и внешне, но торжествует… чтоб добрые поступки оставались именно добрыми поступками, а не простой платой за жизненные бонусы…

Но не только в этом реализм Высоцкого. По этой песне видно, что он, извините за корявое выражение – «поэт морали» (я, вслед за М.А. Лифшицем и В.С. Соловьевым верю, что добро и красота неразлучимы), но никоим образом не моралист. Герой вообще никого не осуждает.

Вот командир, который после некоторого сопротивления, не стал ссориться с Суэтиным и отдал-таки приказ расстрелять невиновного человека. «Воюй, сказал комбат, а что недострелили, так я не виноват» – говорит он солдату, вернувшемуся в строй. Он в общем-то даже рад, что все хорошо кончилось. Он не хотел смерти солдата. Но, очевидно, что это он, командир, «отец солдатам», должен был сделать то, что сделал тот парнишка (хоть тогда, возможно, это его бы и подстрелил немецкий снайпер). Но командир крепко держится за то, что выполнял приказ и ни в чем не виноват…

Кстати, и сам герой песни, чудесно избежавший смерти, не держит ни на кого зла. Ни на Суэтина, который для него просто чудак (хотя, конечно, это не так, Суэтин подлый и бездушный карьерист, да еще и как смершевец плох, ибо ради отчета невинных людей подставляет, а не настоящих шпионов ловит). Ни на командира (герой даже благодарен ему что тот его «почти что спас»). Ни на сослуживцев, которые в него стреляли. Ни даже на немецкого снайпера, герой ведь, присев у пня, клянет не меткого немца (вероятно, немец в его глазах «свою работу делал»), а судьбину. Герой, подобно персонажам Достоевского, считает, что сам не святой, что он заслужил свою «злую, нелепую стезю».

У него есть секрет, который он не решается раскрыть, и, видимо, его гнетет вина. Поэтому он обижен на судьбу (в терминах Достоевского, конечно – на Промысел Божий) не за то, что сам оказался под дулами винтовок, а за то, что погиб его спаситель…

Какая глубокая, жизненная и в то же время классически простая песня….

Автор: Рустем Вахитов

Кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета (г. Уфа), исследователь евразийства и традиционализма, политический публицист

Добавить комментарий