Русская Idea представляет рецензию Василия Молодякова на книгу Морганы Девлин «Страх и ненависть в Форин Оффисе» (М.: Пятый Рим, 2021). Издание представляет собой оригинальную ретроспективу официальной внешней политики Британской империи в последнее предвоенное десятилетие.

Я слышал об этой книге от автора, когда она только задумывалась. Я читал ее в рукописи, потом в корректуре. Я написал к ней послеловие. Я хвалил и рекомендовал ее читателям и снова делаю то же самое. Не слишком ли?!

Нет, не слишком. Во-первых, хорошее повтори и еще раз повтори. Во-вторых, есть вещи, о которых я ранее не говорил и не писал.

Новая книга историка, художника-графика и кинодокументалиста Морганы Девлин завершает ее трилогию (или продолжает серию? Пусть автор сам скажет!) исследований о британской дипломатии 1930-х и начала 1940-х годов и того, что из этого вышло (скажу сразу: вышла Вторая мировая война). Первая книга «Невилл Чемберлен. Джентльмен с зонтиком» (М.: Молодая гвардия, 2019; серия «Жизнь замечательных людей») представила Героя этой истории. Вторая «Лорд Галифакс. Святой лис» (М.-СПб.: Нестор-История, 2021) – Злодея, точнее, Черта, этой истории, причем впервые в подлинном историческом масштабе (об этом я уже писал). Наконец, третья, вышедшая с некоторым опозданием (не по вине автора), – персонал Форин Оффиса – от политического гламурного мальчика из Палаты общин Энтони Идена до кадровых дипломатов. Если кто-то не видел британский фильм Роя Боултинга «Карлтон Браун дипломат» (1959) с Терри-Томасом – самое время посмотреть!

Книга Девлин могла бы называться «Очерки истории британской дипломатии накануне Второй мировой войны» или как-то в этом роде. Таких книг много, они пишутся до сих пор… я не всегда понимаю, зачем (кроме мотивов, очевидных для авторов). «Приращение научного знания», как принято писать в авторефератах диссертаций, там обычно более чем скромное, а интерпретация с разной степенью вариативности переливает из… то есть перелагает единственно верное учение Уинстона Черчилля, его эпигонов, симулякров и агиографов. А от него, простите, уже тошнит, как и от его французского варианта (в совокупности предлагаю именовать их рабочим термином «алко-голлизм»).

В книге Девлин этого нет, и это уже неплохо. Хорошо же в ней то, что оригинальная авторская версия – с драматизацией событий и идей – сочетается с отличным знанием и, главное, пониманием изучаемого материала. Не ошибается ли Девлин в его изложении и интерпретации? Во всяком случае, я такого не нашел, хотя, как уже говорил, читал книгу дважды – в рукописи и в корректуре. Мелочи могли ускользнуть даже от такого внимательного автора, но у нее есть редкий талант видеть картину в целом.

Права ли Девлин во всех своих оценках и выводах? Опять-таки, мне не бросилось в глаза ничего такого, что вызывало бы протест. Ну а если, как писал известный современный историк Александр Чудинов, «какое-либо положение и выглядит общепризнанным, это еще не значит, что оно верно. Более того, подобная “общепризнанность” сама по себе является ловушкой. Ведь чем больше людей повторяет то или иное суждение, тем труднее усомниться в его истинности, особенно, если в числе его сторонников оказываются уважаемые профессионалы. И если даже такое суждение изначально было ошибочным, но это, по той или иной причине, сразу не установили, то со временем авторитет традиции превращает его в “прописную истину”, расхожий стереотип, поставить который под сомнение уже и в голову никому не приходит»[1].

Наконец, у книги есть еще одно огромное достоинство – ее оформление; о нем я планирую написать подробнее. Уже первая книга Девлин «Ангелы из Англии» (М.: Кругъ, 2014) была не только сборником исторических эссе, в которых лаконизм сочетался с глубиной и «фундированностью», как говорят ученые люди, но и блестящим арт-проектом. Историк, иллюстрирующий свое исследование собственными графическими работами, причем высокого профессионального уровня, – я других таких примеров не знаю. Кого-то это будет раздражать и бесить – и слава богам, значит работа сделана на отлично.

Вообще я понимаю тех, кого будет раздражать и бесить эта книга. «Талант – единственная новость, которая всегда нова». Многим такая новость неприятна. Им книгу лучше не открывать, дабы не портить здоровье и нервную систему.

Ну а мы с вами читаем редкое для любой страны и любой эпохи умное и глубокое историческое исследование, написанное в блестящей и даже озорной литературной форме. А кто сказал, что наука обязательно должна быть скучной?! Читаем с удовольствием? Не все из того, ЧТО описано в книге, вызовет у нас удовольствие, – в отличие от того, КАК это описано. С пользой? Надеюсь, что да. Потому что это злободневная книга. Порой до жути злободневная…

_______________________

Наш проект можно поддержать.

 

 

[1] Чудинов А.В. Французская революция. История и мифы. М., 2007. С. 7.

Доктор политических наук. Профессор университета Такусеку (Токио, Япония). Автор 30 книг

Похожие материалы

Владимиру Набокову не повезло. При жизни, как до революции, так и в эмиграции он, несмотря на всю...

Человечество после заката Запада возможно и необходимо. Закату Запада уже сейчас наследует Восход...

Начавшийся в XIX веке переход от культуры к цивилизации привел в ХХ веке к времени мировых войн и...

Leave a Reply