РI. На выборы в Законодательное Собрание Севастополя по одномандатным округам идет немалое число достойных кандидатов, многих из которых можно было бы назвать настоящими героями Русской весны. Обидно, что далеко не всех из них хорошо знают в остальной России. Одним из таких достойных людей, кто проявил свои лучшие качества патриота и гражданина и в украинские, и в российские времена, безусловно является спикер Законодательного Собрания Екатерина Борисовна Алтабаева. Именно она стояла у истоков, а позже и возглавила работу по написанию курса «Севастополеведение» и внедрение его в образовательное пространство Севастополя. В последние три года она смогла умело провести возглавляемый ею орган представительной власти в Севастополе через весь водоворот местных политических конфликтов. Главный редактор РI Любовь Ульянова встретилась с Екатериной Борисовной и поговорила с ней о делах минувших и о надеждах на будущее.
В ходе визита в Севастополь 12 августа текущего года Владимир Путин, встречаясь с временно исполняющим обязанности губернатора города-героя Михаилом Развожаевым, отметил большую роль депутатского корпуса Законодательного Собрания города Севастополя в обустройстве и развитии города. При этом Президент, среди прочего, произнес и такие слова: Севастополь «имеет особое значение для страны, и здесь много специфики своей».
Пожелание Президента Михаилу Развожаеву, чтобы тот в своей работе «опирался на тех людей, которые хорошо знают регион, город, в том числе на депутатский корпус», – несомненно, относится и к тому человеку, который этот депутатский корпус возглавляет вот уже почти три года – председателю Законодательного Собрания города Севастополя Екатерине Борисовне Алтабаевой. Екатерина Алтабаева была выдвинута во второй состав Законодательного Собрания по избирательному списку «Единой России». 8 сентября текущего года ей предстоит получить поддержку своих избирателей. Как человек, несомненно, популярный в городе, она имеет все шансы стать депутатом и нового созыва, а, следовательно, продолжить свою карьеру в качестве одного из «тяжеловесов» севастопольской политики.
Автору этих строк уже приходилось писать о том, что скандальный медийный образ севастопольского Заксобрания как оплота потенциальных «майданщиков» являлся не более, чем специально запущенным мифом. В действительности, деятельность ЗС в условиях острейшего конфликта с губернатором Дмитрием Овсянниковым представляет собой образец независимого, но настроенного на конструктивное взаимодействие с исполнительной властью института. В немалой, если не определяющей, степени такая линия ЗС сформировалась в результате личной позиции спикера этого представительного органа. Корректная, вежливая, компромиссная и в то же время принципиальная стратегия поведения Екатерины Алтабаевой видна всем, кто мог вживую наблюдать сессии Законодательного Собрания или общался с его спикером лично.
Алексей Михайлович Чалый, в июле 2019 года заявивший об окончании своей политической карьеры, полугодом ранее, в декабре 2018 года, накануне Нового 2019 года, когда читатели самого популярного севастопольского сайта «Форпост» выбрали его «политиком года», во время вручения читательской премии сказал довольно откровенно об этой незаурядной способности спикера Законодательного Собрания (как известно, Екатерина Алтабаева сменила самого Алексея Михайловича на этом посту) – способности к конструктивному взаимодействию с оппонентами: «Я абсолютно убежден, и мне жаль, что этот выбор не случился: политиком года является Екатерина Борисовна Алтабаева. Каждодневная борьба “в партере” с подлецами, которых ты не имеешь возможности назвать “подлецами” в силу своих должностных обязанностей, это очень сложно. И мне очень жаль, что люди этого не видят».
В разговоре с Екатериной Борисовной, состоявшемся около трех недель назад, я задала ей вопрос, можно ли говорить о том, что в Севастополе, в немалой степени благодаря усилиям Екатерины Алтабаевой, сформировался новый тип российского регионального парламента – независимого от исполнительной власти, сильного, но не конфликтного, а готового к конструктивному взаимодействию. На это сама Екатерина Борисовна отвечает так: «Севастопольский парламент образца 2014-2019 гг. стремился работать в интересах Севастополя и севастопольцев. Нам приходилось отстаивать свои позиции в жестких дискуссиях, особенно при формировании бюджета, по вопросам судьбы государственной и частной собственности в г. Севастополе, защиты природоохранных зон, при разработке судьбоносных для города проектов. Не думаю, что это новый образ. Есть обычные человеческие принципы. Жизненные. Я из тех людей, которые стараются понять другого человека, попытаться встать на его позицию. Таково свойство моего характера – относиться уважительно к другой стороне в диалоге, неважно, кто это – губернатор или простой человек. Но если я не иду на конфликты и ссоры, это не означает, что у меня отсутствует своя позиция. Она у меня, безусловно, есть. Эта позиция всегда одна – интересы Севастополя. Вроде бы размытая дефиниция, банальные слова. Но это так. И я готова поменять позицию, если меня аргументировано убеждают, и я вижу, что эти аргументы – справедливые, правильные, рациональные».
Любопытным образом именно об умении севастопольских депутатов слышать аргументы другой стороны и идти на встречу чужой позиции говорил и Михаил Развожаев Владимиру Путину во время их уже упоминавшейся встречи 12 августа 2019 года: «Когда аргументировано свою позицию отстаиваешь, люди слышат аргументы».
Почти за месяц до слов Владимира Путина всё на той же встрече с новым врио города-героя об «особости» Севастополя, Екатерина Алтабаева в нашем разговоре так прокомментировала отставку Дмитрия Овсянникова: «Дмитрий Овсянников не проникся духом Севастополя, его традициями и особенностями. Не смог выстроить систему управления, которая бы соответствовала целям и задачам, поставленным Президентом РФ. А у Владимира Владимировича Путина свое и, по-моему, очень личное отношение к Севастополю. Федеральный центр многое сделал и делает для того, чтобы Севастополь преобразился, динамично развивался.
Но не Президент же будет строить больницы Скорой помощи или очистные сооружения. Но он создает на федеральном уровне все условия для того, чтобы значимые городские проекты реализовывались. Дальнейшее – уже задача городских властей. В том числе – в рамках тех федеральных и субъектовых законов, которые регламентируют отношения законодательной и исполнительной властей, сделать максимум, чтобы эта совместная работа была конструктивной».
Очевидно, что заметную роль в сохранении Севастополем своей «самости» в украинские времена сыграла деятельность самой Екатерины Борисовны в области образования. Как известно, Алексей Чалый на протяжении почти 20 лет, с середины 1990-х годов (и до 2014 года) активно занимался многочисленными образовательными и просветительскими проектами, направленными на сохранение русской идентичности Севастополя, который в 1991 году оказался в составе независимой Украины. «Музей 35-й батареи» – самый известный на общероссийском уровне, но не единственный проект такого рода. Екатерина Борисовна, по сути, стала правой рукой будущего «народного мэра» Севастополя в деле поддержания русской идентичности в городе-герое. В течение многих лет она создавала «Календарь для севастопольцев», ориентированный на взрослую аудиторию. Для школьников писали и выпускали «Дневник севастопольского школьника». Совместно с телеканалом НТС, также созданным и финансируемым Алексеем Михайловичем, были сняты «десятки коротких фильмов, которые можно использовать и в учебном процессе, и просто для популяризации Крыма и Севастополя».
Но, пожалуй, главное «детище» Екатерины Алтабаевой – это курс «Севастополеведение», созданный ею с коллегами с нуля и на протяжении многих лет являющийся неотъемлемой частью школьной программы в Севастополе. Начало работе над этим курсом было положено в 1995 году, когда Чалый пришел к севастопольскому историку Виталию Васильевичу Коваленко с предложением противостоять тем трактовкам истории, которые активно стали навязываться украинской властью уже в первой половине 1990-х годов. Как говорит сама Екатерина Борисовна, «история оказалась тогда на передовой».
Екатерина Алтабаева – к тому моменту Отличник образования, работавшая в школе с советских времен и на себе почувствовавшая изменение векторов в преподавании истории – тогда пришла работать в Севастопольский городской гуманитарный университет, на кафедру к Виталию Коваленко. Она рассказывает: «Так и совпали три человека – Алексей Михайлович, Виталий Васильевич и я. Но Виталий Васильевич, занимавшийся историей Северного Причерноморья, писал о Крыме для взрослых, а для меня были важны дети. Еще когда я работала в школе пробовала преподавать курс «Страницы истории Севастополя». В общем, так мы и совпали с Алексеем Михайловичем. Он был готов на детей Севастополя тратить свои деньги. Я была готова тратить свое время. А это была работа, которая требует всего твоего времени. Позже я преподавала студентам историю России, а педагогам – историю Крыма, народов Крыма и историю Севастополя. И это мне помогло. По истории Севастополя тогда практически не было обобщающих работ, систематизированного учебного пособия. Приходилось выискать по крупицам, в том числе – в архивах и библиотеках Москвы».
О роли Алексея Чалого в создании курса «Севастополеведение» Екатерина Борисовна говорила неоднократно, преимущественно – в севастопольских СМИ, в частности, в сентябре 2017 года в интервью Севастопольской телерадиокомпании: «Он был не столько спонсор, сколько идеолог, человек совершенно незаурядный, с широким кругом идей во всех сферах жизни».
При этом Екатерина Борисовна не согласна с тезисом, что курс «Севастополеведения» включал элементы пропаганды, в том числе антиукраинской. На мой соответствующий вопрос она ответила: «Я просто старалась излагать объективно. Никакой идеологии там не было, как не было и специального оппонирования украинской политике. Севастополь – особенный город. Посмотрите на череду фактов. Мы нисколько не преувеличиваем. Севастополь с момента создания, юго-западный Крым с древних времен – место, где происходили важнейшие события не только отечественной, но и мировой истории. Здесь начало крещения Руси, рождения славянской письменности. Здесь встречались многие народы и цивилизации. А когда родился Черноморский флот и город-гордость русских моряков, то его жители, те кто защищал город и обустраивал, не могли и помыслить, чтобы отдать его врагу. Держаться из последних сил, до последней капли крови. Это свойство севастопольцев. Здесь по-другому не жили. И наш курс словно говорил – не растеряйте то, что нам оставили предки, осознанно отнеситесь к нашему прошлому».
Не было и особых препятствий с утверждением курса в образовательных органах Севастополя. «Вроде бы я делала то, что казалось малореализуемым. Но оно как-то складывалось. Нам говорили – «Да вы не сделаете “Севастополеведение”, это будет воспринято как сепаратизм, тем более в Севастополе». Но мы всего достигли. Да и что такое была местная администрация? Это севастопольцы. Что такое был наш горсовет? Это тоже севастопольцы. В Севастополе действовала программа по развитию русского языка, поддерживалось преподавание на русском языке, изучение русской литературы».
В итоге, «Севастополеведение» стало неотъемлемой частью школьной образовательной программы в городе-герое на протяжении почти двадцати лет, через него прошли сотни педагогов и тысячи севастопольских школьников. Любопытно, что сокращение часов на преподавание этого предмета пришлось уже на пост-украинское время, причем сама Екатерина Борисовна связывает это с политическим конфликтом: «Пытались убрать из публичного пространства всё, где могли проскользнуть имена Алексея Чалого и Екатерины Алтабаевой».
На вопрос, почему курс был назван «Севастополеведение» и можно ли увидеть в этом давнюю сознательную установку создателей курса на «самость» Севастополя, его отличие от Крыма в целом, Екатерина Борисовна отвечает: «Севастополь – это часть Крыма. Но на протяжении почти всей своей истории город был самостоятельной или особенной территориально-административной единицей. И в XIX и в XX веке. И сегодня это самостоятельный субъект РФ».
И всё же сложно не увидеть в «Севастополеведении» отголоски той традиции, которая сыграла роль и в 2014 году, когда благодаря в первую очередь позиции Алексея Михайловича Чалого в марте того года Севастополь вошел в состав России самостоятельным субъектом федерации.
В разговоре с Екатериной Алтабаевой я попыталась увидеть отголоски ее многолетней образовательной и просветительской деятельности в самих событиях «Русской весны», когда 23 февраля 2014 года люди вышли на площадь с российскими флагами. Впрочем, Екатерина Борисовна не согласна со столь высокой оценкой своей роли: «Надо быть здравомыслящим человеком. То, что севастопольцы вышли на площадь, – это сам дух города. Сам город. У людей здесь корни. Деятельность Алексея Михайловича сыграла очень большую роль. Люди были напитаны любовью к своему городу. “Севастополеведение” – лишь одна из частей в общей мозаике».
На вопрос о том, каким может быть «Севастополеведение» сегодня, когда Севастополь вернулся в состав России, и не утратил ли этот курс своей актуальности (ведь очевидным образом, сегодня нет необходимости столь интенсивно поддерживать русскую идентичность, как в украинские времена), Екатерина Алтабаева отвечает: «У нас почти в два раза увеличилась численность населения – было 382 тысячи, стало около полумиллиона. Приехавшие люди не знают город. А чтобы работать здесь, нужно чувствовать Севастополь. И дети, которые не знают Севастополя, должны начать знакомство с городом с изучения его истории. Любви без знакомства не бывает».
В своих интервью Екатерина Борисовна неоднократно подчеркивала: она никогда не стремилась в политику, ей было гармонично жить в ее мире науки, работать с педагогами и студентами, писать учебники. В то же время еще в декабре 2016 года, когда Екатерина Алтабаева уже стала спикером Законодательного Собрания, но оставался еще год до того момента, когда отношения с исполнительной властью города вошли в острый клинч, она уже говорила о своей роли в севастопольской политике как роли своего рода «медиатора»: «В отличие от мужчин-руководителей, женщина может быть более уступчива, более тактична, и она должна быть хранительницей мира. Это, в принципе, наша задача и дома. И это качество женщины, мне кажется, востребовано сегодня самой жизнью. Поэтому и больше женщин-политиков появилось».
В то же время очевидно – и это следует из многих интервью Екатерины Борисовны – ее многолетняя деятельность на ниве образования, направленная на то, чтобы дать людям, подрастающему поколению, возможность не только узнать, но вместе с новыми знаниями и ощущать город – прочувствовать его самость, его особый дух, – помогла ей правильно прочувствовать и мир политики. И есть шанс, довольно большой, и во всяком случае отличный от нуля, что этот мир, в свою очередь, постепенно проникнется столь остро ощущаемым и выражаемым самой Екатериной Алтабаевой специфическим севастопольским миро-чувствованием. И еще, как говорит сама Екатерина Борисовна, «Самое разрушительное для государства – не научиться жить в рамках закона. Мы стараемся выстраивать пространство, в котором доминирует здоровое правосознание. Начинать надо всегда с себя. Дорогу осилит идущий».