Рубрики
Статьи

Миф об Артуре на современный лад

Древние сказания христианской Европы современный либеральный масс-культ использует для разрушения условно традиционной культуры… Но и Запад, даже отрекаясь от своей собственной традиции, не может обойтись без Артура и Мерлина.

РI: 11-13 июня в графстве Корнуолл, на юго-западной оконечности Великобритании состоится саммита «Большой семерки». Выбирая место встречи глав западных государств, Борис Джонсон, наверняка, принимал во внимание тот факт, что именно в Корнуолле, в замке на мысе Тинтагель, по преданию родился легендарный король Артур. На том же полуострове Корнуолл состоялась и его последняя битва.

Значимость этих, пусть и легендарных, мест для грядущего мероприятия обусловлена еще и тем обстоятельством, что именно хозяин Камелота и таинственный царь бриттов в современной мифологии считается патриархом Запада. С него и начинается западная цивилизация — с ее легендами о святом Граале, Круглом столе и туманном острове Авалон. Поэтому в преддверии рождения нового Запада важно разобраться в причинах популярности мифа о короле Артуре в современной культуре, что и пытается сделать, найдя неожиданный ракурс рассмотрения этой темы, наш постоянный автор, философ Рустем Вахитов.

 

 

Кино мифологично по своей природе.

Этот очевидный факт не нужно доказывать. Какой-нибудь инопланетный антрополог с большим энтузиазмом описывал бы в своем отчете как «эти земляне» сидят перед экранами кинотеатров или перед собственными домашними телевизорами, наблюдая за вымышленными историями о суперсильных мужчинах или суперсексуальных женщинах, как наши антропологи описывают посиделки дикарей около костров, во время которых шаман рассказывает или даже изображает в лицах истории-мифы.

Итак, кино – это мифы.

А самые популярные фильмы, которые остаются в памяти зрителей на долгие десятилетия и  у которых появляются толпы фанатов,  – это фильмы, в своей основе имеющие классический, я бы сказал базовый для того или иного общества миф. Именно такова культовая трилогия «Назад в будущее», вышедшая на экраны более 35 лет тому назад – в декабре 1985 года.

Вряд ли нужно пересказывать сюжет этой трилогии. На земном шаре трудно найти уголок (во всяком случае, если мы говорим о регионах, которых коснулась американская масс-культура), где не слышали бы о похождениях подростка из Хилл-Велли Мартина Макфлая и его друга – чудаковатого изобретателя машины времени доктора Эмета Брауна. Однако если мы внимательно пересмотрим эти фильмы, то для нас станет ясным, что они не что иное – как современная вариация одного старого мифа, ставшего базовой матрицей англосаксонской (в том числе и американской) культуры.

Подобный миф есть у каждой культуры. У русских – это былины об Илье Муромце и его друзьях-богатырях. Михаил Александрович Лифшиц в своих блистательных по глубине и стилю лекциях о русской культуре[1] прекрасно показал, что миф об Илье Муромце выказывает и одновременно задает особое понимание русскими аристократии, глубоко отличное от западной концепции рыцаря-феодала.

Истинный русский аристократ – выходец из народа, любящий этот народ и защищающий его (тогда как западный рыцарь презирает «мужичье»). Собственно, специфика «русской политики» – это связь власти и народа, но не такая механистическая, какую мы видим в западной модели либеральной демократии, а нутряная, сущностная (в то же время извне, людям Запада она может казаться вовсе антидемократичной).

Наивысшие этапы в русской истории – это этапы «народной монархии», вроде эры Московского царства или «народного вождизма» наподобие советского периода (даже пророчество об атеистической кампании в былинах есть – вспомните, как Илья стрелами сшибал кресты с церквей, поссорившись с князем). Это если хотите прямое воплощение в жизнь мифа о крестьянском сыне Илье, который становится опорой и защитой власти в лице князя Владимира.

Базовый миф англосаксонского мира – это миф о короле Артуре и Мерлине. Артур – объединитель Англии, он создал Круглый Стол, тем самым прекратив распри между рыцарями, он инициировал поиски Святого Грааля и все время ему помогал Мерлин – волшебник, властвовавший над пространством и временем. Здесь все основные идеи политической философии Запада – идея централизованного государства, идея равенства политических акторов, идея поисков магического объекта, дарующего всевластие и, наконец, идея обязательной связи власти и магии (или же науки, которая при ее возникновении в эпоху Возрождения осознавала себя как младшую сестру магии).

Этот базовый миф Запада преломлялся во многих произведениях художественной литературы и его матрицы мы легко найдем и в трилогии о путешествиях во времени Марти и дока Брауна.

 

***

 

Во-первых, очевидно, что Марти Макфлай – это король Артур. Начнем хоть с созвучия имен Марти и Арчи (Артур). Оба они – из кельтов. Марти живет в районе частных владений Лайонс (на правах, которые он показывает доку в 1955 году, указан адрес: «Лайонс-Драйв, 9303»). В качестве резиденции Артура иногда называют Карлион; возможно, в обоих названиях упоминаются львы.

Артур появился на свет при помощи чародея Мерлина. Тот помог Утеру – отцу Артура провести ночь с его давней любовью – леди Игрейн. Утер явился к ней в образе ее находившегося в отлучке мужа – герцога Горлойса и она, ничего не подозревая, зачала Артура. В первом фильме сюжет сводится к тому, что док Браун также помог Марти, перенесшемуся из 1985 в 1955 год, устроить свидание его родителей – Джорджа и Лорейн (не правда ли, созвучно Игрейн?). Они на этом свидании полюбили друг друга, затем женились и на свет появился Марти.

Далее, Артура отдали на воспитание Мерлину, Марти в подростковом возрасте испытал огромное влияние личности дока Брауна (едва ли не большее, чем влияние его отца и матери). Отца Артура Утера, кстати, затем отравили враги, во второй серии Джорджа Макфлая подло, исподтишка убивает Бифф Таннен.

Артур становится королем в 15 лет, Марти примерно в этом же возрасте (16 или 17 лет, поскольку в его правах указан как год его рождения 1968) оказывается в прошлом и начинает менять историю Хилл-Велли. Оружием, при помощи которого Артур стал победителем врагов и королем всей Англии был волшебный меч Эскалибур, который вручила Артуру Владычица Озера. Туда меч и вернулся после смерти Артура. Марти побеждал своих врагов при помощи скейтборда, на котором он искусно катался. В будущем Марти использовал скейтборд на магнитной подушке – «летающую доску» («скейтолет»), она подвела его только раз – когда она застряла посреди искусственного озера около городской ратуши.

Женой Артура стала Гвиневира. Подругу Марти (ставшую позднее его женой) тоже зовут Дженифер (Гвиневира).  Гвиневира влюбилась в Артура, когда он надел волшебный колпак, который превратил его в виллана (крестьянина) – садовника. Лишь иногда Артур снимал колпак и Гвиневира видела его в облике рыцаря. Дженифер также полюбила Марти, когда он был неудачником.

Обратимся теперь к фигуре дока Брауна. Он – безусловно, маг Мерлин. Он – ученый, а наука, как я уже говорил – младшая сестра магии.  К тому же в третьей серии он становится кузнецом, а кузнец в традиционных легендах всегда связан с чародейством и нечистой силой (Рене Генон видел здесь указание на то, что металлургия возникла как священная наука, связанная с алхимией).

Док любит собак: в 1955 у него была собачка Коперник, а в 1985 – пес Эйнштейн, Мерлин был лесным божеством и умел превращаться в животных и понимать их. Док помогает Марти, как Мерлин – Артуру.

Наконец, Мерлин в конце жизни полюбил Нимуэ,  и фея Моргана заточила их внутри дуба или, по другой версии, он спит в колонне из воздуха,  созданной чарами Владычицы Озера. Док Браун влюбился в Клару Клейтон, они поженились и живут в летающем «паровозе времени» (поскольку он на «воздушной подушке», то напоминает колонну из воздуха), который построил док.

 

***

 

Параллелей этих множество, и я уверен, что заметил далеко не все, но, пожалуй, хватит их перечислять. Уже и так ясно, что «Назад в будущее» воспроизводит мифы о короле Артуре и Мерлине, используя как фактуру повседневную жизнь Америки 19050-х – 1980-х.  И самое главное здесь, конечно – не совпадение имен и сюжетных ходов, а нечто иное.

Вспомним, что было главной целью короля Артура (конечно, не реального, исторического, а мифического, чей образ преломился через средневековую литературу). Обычно считают, что – объединение Британии. Но это может показаться главным только для человека эпохи национализма, чьим фетишем является централизованное национальное государство.

С точки зрения средневековых романов и легенд, Артур не только и не столько «собиратель земель», сколько благочестивый христианский властитель, пришедший на смену мерзким язычникам-друидам. Согласно Вильяму Малмсберийскому, во время битвы у горы Бадон на щите Артура было изображение Богородицы. Согласно «Вульгате», Артур и его рыцари дрались под белыми штандартами с красными крестами. Самой большой мечтой рыцарей Круглого стола было найти Святой Грааль, чашу, из которой пил Христос на Тайной вечере и в которую собрали Его кровь, когда Он умер на кресте.

Собственно, сам Круглый стол может быть понят (и понимается некоторыми христианским писателями) как символ Церкви, поскольку архетип любого стола – престол в алтаре, где готовится Евхаристия. Насколько христианство мифологического Артура соответствует исторической правде – другой вопрос (впрочем, для историков очевидно, что реальный Артур жил позже Святого Патрика – апостола Ирландии и ирландские миссионеры просвещали Британию в то время, когда там предположительно и правил легендарный король[2]). Как бы то ни было, в культуре отобразился образ Артура, стоящего на границе двух эпох – языческой и христианской, причем, первая воспринимается как однозначно темная, а вторая – как однозначно светлая. Мы называем средневековье «темным веками», противопоставляя его  «светлой эпохе» рационалистического модерна, но люди средневековья так же считали, что они живут в эпоху цивилизации, озарившей мир светом Христовой истины, а их предшественники – «прекрасные дети человечества» греки, римляне и подвластные им народы пребывали во тьме заблуждения. Более того, христианский мир располагает волшебным предметом – Святым Граалем, который может сделать жизнь в эту эпоху еще лучше, исправить ошибки, уничтожить зло…

Но и первый и главный фильм трилогии рассказывает о двух полярных эпохах в истории Америки и всего западного мира –  эпохах 50-х и 80-х. 50-е – это время, когда чернокожему мальчику, который решил стать мэром, говорят со смехом: «цветной мэр – это нечто! Не бывать такому!». Это время, когда участников негритянского ансамбля белые школьники обзывают «черномазыми». Это время, когда женщины не работают, сидят дома и занимаются хозяйством и детьми и от безысходности и скуки прикладываются к «бутылочке с виски», как мама Лорейн – Стэлла (Лорейн признается Марти в машине, что бутылку она «стянула у своей старухи»). Но самое важное – это мир, где такие как Бифф Таннен – тупые и малообразованные, но наглые и агрессивные мужланы – хозяева жизни. Они становятся начальниками, а у них в подчинении – забитые и униженные интеллектуалы вроде Джорджа МакФлая.

Разумеется, я говорю о восприятии этих эпох американским зрителем, а не о собственном взгляде (у меня совершенно иное понимание 50-х как в Америке, так и в России).

Кстати, по нынешним меркам 50-е в фильме изображены достаточно ностальгично (они еще не были тогда так демонизированы в американской идеологии, как сейчас), но элементы такой демонизации уже присутствовали.  Аналог Грааля – волшебный предмет, который позволил бы улучшить мир, в фильме, конечно – машина времени. Именно при помощи ее Марти изменяет историю и делает так, чтоб его папа стал преуспевающим писателем, а Бифф превратился в их семейного слугу. И в этой новой счастливой, светлой версии реальности (для Джорджа и его семьи!), где интеллектуалы победили обывателей, прогресс неумолимо развивается и уже через 35 лет появятся летающие машины и доски, костюмы, которые сами себя высушивают и метеорология как точная наука. Не думаю, что в 2015 году мира победившего Биффа могли бы появиться такие чудеса техники. При Биффе-миллионере уже в 1985 году в Хилл-Велли позакрывали все школы.

Как видим, в современной Америке на смену христианству приходит либеральная идеология, и «Назад в будущее» содержит четкие намеки на это. Древние сказания христианской Европы современный либеральный масс-культ использует для разрушения условно традиционной (поскольку речь идет о протестантизме) культуры…

Но и Запад, даже отрекаясь от своей собственной традиции, не может обойтись без Артура и Мерлина…

[1] Лифшиц М.А. О русской культуре и ее мировом значении//Лифшиц М.А. Очерки о русской культуре. М., Академический проект, 2015 С.С. 18-104

[2] Сапковский А. Мир короля Артура. Артур – христианин или язычник? Религиозный аспект мифа.

Источник: http://svr-lit.ru/svr-lit/sapkovskij-mir-korolya-artura/artur-hristianin-ili-yazychnik.htm

 

_______________________

Наш проект можно поддержать.

Автор: Рустем Вахитов

Кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета (г. Уфа), исследователь евразийства и традиционализма, политический публицист

Добавить комментарий