Рубрики
Статьи

Йоахим фон Риббентроп: первый не карикатурный портрет

Русская Idea публикует рецензию Морганы Девлин на биографию рейхсминистра Йоахима фон Риббентропа, написанную историком Василием Молодяковым. Фигура Риббентропа имела практически однозначную трактовку, что в советской, что в западной историографии. Молодяков с помощью огромного пласта источников показывает уникальное историческое полотно и самого министра иностранных дел нацистской Германии куда более объемно.

Рецензия на книгу «Риббентроп: упрямый советник фюрера» В.Э. Молодякова (М.: Молодая гвардия, 2019. – 495 [1] c.: ил.) 

Русская Idea публикует рецензию Морганы Девлин на биографию рейхсминистра Йоахима фон Риббентропа, написанную историком Василием Молодяковым. Фигура Риббентропа имела практически однозначную трактовку, что в советской, что в западной историографии. Молодяков с помощью огромного пласта источников показывает уникальное историческое полотно и самого министра иностранных дел нацистской Германии куда более объемно. 

Писать об официальных «военных преступниках» всегда нелегко, хотя и необходимо. Биография рейхсминистра Йоахима фон Риббентропа пера В.Э. Молодякова отличается от русскоязычной литературы о деятелях Третьего рейха, хотя бы тем, что лишена ангажированности и написана в первую очередь с позиции исторической науки, а не развлекательного/пропагандистского/обличающего чтива.

Отличается эта книга и от других биографий Риббентропа[1], изданных за рубежом, которые при детальном рассмотрении никакой критики не выдерживают, за исключением работы Ш. Шайля[2], вышедшей через 5 лет после первого издания рецензируемой книги. Различия носят не только стилистический характер, но и, в первую очередь, характер содержательный. Работа В.Э. Молодякова – это полностью научное издание, при написании которой использовался огромный пласт не только официальных документов эпохи[3], но и соответствующих теме исследований[4]. Но не стоит думать, что это сухое, документальное изложение, напоминающее газетную хронику или диссертационную работу.

Второе, доработанное и дополненное издание «Риббентроп: упрямый советник фюрера» очень удачно использует не только воспоминания самого героя, написанные им незадолго до казни в Нюрнберге[5], но и воспоминания его сына – Рудольфа фон Риббентропа, которые не так давно увидели свет в т.ч. и на русском языке[6].

Еще при жизни слава рейхсминистра, «граммофонной пластики фюрера», была слишком неоднозначной и противоречивой, что отражено в приведенных в книге мемуарах, письмах и дневниковых записях современников о Риббентропе[7]. Все это позволяет лучше почувствовать атмосферу той эпохи, понять, в каких реалиях протекала жизнь не только самого Йоахима фон Риббентропа, но и всего мира.

Судьба героя, «дипломата нового типа», далекого от старой школы дипломатических интриг и так тесно в них вплетенная, безусловно, увлекательна, иногда даже самым «кинематографическим» образом, и интересна, особенно с учетом ее трагической развязки. Уникально, что в общепринятом восприятии Йоахим фон Риббентроп обычно предстает в образе упрямого истукана, слепо следовавшего приказам фюрера, лишенным и воли, и воображения, и шарма. Книга Молодякова это опровергает, представляя (причем, строго в соответствии с историческими источниками) совсем иной портрет рейсхминистра иностранных дел.

В этом невольно обнаруживается параллель с общепринятым восприятием современника фон Риббентропа – Невилла Чемберлена, которое также в книге Молодякова подвергается обоснованному сомнению. Как научный редактор этого издания и биограф Чемберлена, я, безусловно, не могла не задумываться о том, насколько же в некоторых аспектах эти два исторических персонажа схожи. Обоих предприимчивые современники вроде Уинстона Черчилля наградили чрезвычайно нелестным, карикатурным имиджем, хотя именно эти двое совершили свои дипломатические революции: Чемберлен, гарантировав «мир для нашего поколения» в Мюнхене 30 сентября 1938 г., Риббентроп, заключив пакт о ненападении с Советским Союзом в Москве 23 августа 1939 г. В данном издании эти внешнеполитические события рассмотрены детально.

Из книги Молодякова читатель сумеет получить представление о том змеином клубке договоренностей, пактов, гарантий, соглашений, предшествующих Второй мировой войне. При этом автор не выносит вердикта своему герою, предоставляя право судить о том, были ли справедливы обвинения, в том числе и о «поджигании войны», выдвинутые против него, читателю.

Интересны освещенные в издании отношения в самом Рейхе между его руководителями, а также отношения между главами государств, министрами и послами. Риббентроп работал на нескольких дипломатических фронтах, и для российского читателя, конечно, будет в первую очередь интересно германо-советское направление его деятельности. Однако нельзя не отметить детально освещенный германо-японский фронт деятельности Йоахима фон Риббентропа, который В.Э. Молодяков проработал, опираясь в том числе на японские источники[8], что делает его книгу уже поистине уникальной. Именно на этом фронте Риббентроп работал самостоятельно, с полной свободой действий, предоставленной Гитлером, не желавшим вникать в этот вопрос.

Чемберлен, Гендерсон, Риббентроп

Также нельзя не упомянуть и о германо-британском фронте, который в итоге превратился в фундамент Второй мировой войны и на котором Риббентроп, по мнению самих англичан, сыграл едва ли ни главную зловещую роль. Несмотря на его собственное и вполне искреннее желание договориться с британской стороной, и будучи послом в Лондоне, и после в статусе рейхсминистра иностранных дел, именно Йоахим фон Риббентроп не находил понимания и отклика у британцев. Тот же Невилл Чемберлен, изначально ориентированный на договоренности с Рейхом, называл его «вредным занудой»[9] и говорил: «Он всегда выражал самое сильное желание прийти к пониманию с нами, но его действия никогда не были в соответствии с его стремлением»[10].

Парадоксально, но именно таким же образом и в тот же период времени складывалась судьба британского посла в Берлине – сэра Невила Гендерсона. Гендерсон также искренне хотел добиться лучшего понимания с Третьим рейхом, и также все его действия походили на битье головой о стену непонимания, которое активно создавал и сам Риббентроп. Отношения его с британским послом достойны отдельно изданного описания, т.к. эти двое иной раз чуть ли не дрались, а скандалили при первой удобной возможности, что хорошо освещено в книге Молодякова.

Все эти нюансы, безусловно, необходимы для понимания дипломатического закулисья, из которого после на сцену вышла самая страшная война в истории человечества и за которую официально ответственным сделали в том числе и Йоахима фон Риббентропа, наряду с другими руководителями Третьего рейха приговором Нюрнбергского трибунала. Победителей в Нюрнберге не судили, и до сих пор истина об их неподсудности главенствует в умах. Но возможно ли в XXI веке все еще продолжать мыслить в этой парадигме? Не переживший этой войны человек, который ее и объявлял 3 сентября 1939 г., премьер-министр Чемберлен однажды заметил, что «в войне не бывает выигравших, все – только проигравшие»[11]. И эта точка зрения представляется наиболее подходящей.

Так или иначе, но свою меру ответственности за начало новой мировой войны несут все основные державы помимо осужденного Третьего рейха: это и Великобритания, и Франция, и СССР, и Польша, и Италия и т.д. И в каждой из этих стран отыщутся персонально виновные за ту чудовищную трагедию, как, например, британский министр лорд Галифакс или польский министр полковник Бек. Определять степень виновности той или иной стороны можно бесконечно, но признать эту коллективную ответственность во избежание повторения подобного было бы истинным делом во благо всего мира не только для нашего поколения.

Возвращаясь к книге Молодякова, необходимо отметить прекрасное ее художественное оформление. Эпиграфы, столь удачно подобранные к каждой главе, служат отличным дополнением к повествованию, придавая всему изданию особый стиль. Несмотря на впечатляющий объем исследовательской, документальной и мемуарной литературы, на которую опирался В.Э. Молодяков, книга эта написана легко и интересно, что может привлечь совершенно разный пласт читателей, а не только специалистов-историков.

Рецензия была опубликована в сборнике «Тетради по консерватизму» – http://essaysonconservatism.ru/wp-content/uploads/2021/05/Internet_04_2020.pdf

 

[1] Bloch M. Ribbentrop. N.Y., 1992; Weitz J. Hitler’s Diplomat: the Life and Times of Joachim Von Ribbentrop. N.Y., 1992; etc.

[2] Scheil S. Ribbentrop. Oder: Die Verlockung des nationalen Aufbruchs. Eine politische Biographie. Berlin, 2013

[3] Документы внешней политики СССР. ТТ. XVII-XXIV. М., 1975-2000; Akten zur Deutschen Auswärtigen Politik. Serie E. Göttingen, 1969-1979; Documents on British Foreign Policy. Second Series. Third Series. London, 1948-1984; I Documenti Diplomatici Italiani. Ottava serie. Nona serie. Roma, 1952-1957; Documents Diplomatiques Français. 1932-1939. Séries 1, 2. Paris, 1963-1981; etc.

[4] Дембски С. Между Берлином и Москвой. Германо-советские отношения в 1939-1941 гг. М., 2017; Charmley J. Chamberlain and the Lost Peace. Chicago, 1989; Gannon F.R. The British Press and Germany, 1936-1939. Oxford, 1971; Hoggan D.L. The Forced War: When Peaceful Revision Failed. Costa Mesa, 1989; Irving D. Nuremberg: the Last Battle. London, 1996. Русский перевод: Ирвинг Д. Нюрнберг: последняя битва. М., 2005; Michalka W. Ribbentrop und die deutsche Weltpolitik, 1933-1940. Außenpolitische Konzeptionen und Entscheidungsprozesse im Dritten Reich. München, 1980; Taylor A.J.P. The Origins of the Second World War. London, 1964; etc.

[5] Риббентроп И. фон. Между Лондоном и Москвой. Воспоминания и последние записи. М.: Мысль, 1996.

[6] Риббентроп Р. фон. Мой отец – Иоахим фон Риббентроп. М., 2015.

[7] Bonnet G. Le Quai d’Orsay sous trois Républiques. Paris, 1961; Schwarz P. This Man Ribbentrop, His Life and Times. N.Y., 1943; Дирксен Г. фон. Москва, Токио, Лондон. Двадцать лет германской внешней поли-тики. М., 2001; Beck J. Dérnier rapport. Politique polonaise, 1926-1939. Genève, 1951; The Diaries of Sir Alexander Cadogan, 1938-1945. Ed. D.Dilks. London, 1971; Gafencu G. Last Days of Europe. A Diplomatic Journey in 1939. New Haven, 1948; Henderson N. Failure of a Mission: Berlin 1937-1939. London, 1940; etc.

[8] Гэндайси сирё. (Материалы по новейшей истории). ТТ. IX-X. Токио, 1964; Дайнанадзюкай (Сёва 12 нэн) тэйкоку гикай-ни окэру нитидоку бокё кётэй мон-дай-ни кансуру сицуги оёби тобэн. (Материалы обсуждения проблемы Антико-минтерновского пакта Японии и Германии на 70-й сессии парламента (1937 год)). <Токио, 1937>; Хамада Ц. Тайсэн дзэнъя-но гайко хива. Токухаин-но сюки. (Тайная история ди-пломатии кануна мировой войны. Записки специального корреспондента). Токио, 1953; Миякэ М. Нити-доку-и сангоку домэй-но кэнкю. (Исследование Тройственного пакта Японии, Германии и Италии). Токио, 1975; Тадзима Н. Натидзуму кёкуто сэнряку. (Дальневосточная стратегия нацизма). То-кио, 1997; etc.

[9] The Neville Chamberlain Diary Letters. V. 4: Volume 4: The Downing Street Years, 1934–1940. Edited by Robert C. Self. L., 2000. P. 119.

[10] Ibid. P. 300.

[11] In search of peace: speeches (1937-1938) by the Rt. Hon. Neville Chamberlain, M.P. Edited by A. Bryant. L. 1939. Pp. 238-239

 

_______________________

Наш проект можно поддержать.

Автор: Моргана Девлин

Историк, публицист

Добавить комментарий