«Крымский Афон» – называл Херсонес архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий, основавший на территории древнего городища монастырь-киновию.

«Русские Помпеи» – назвала Херсонес председатель Московского археологического общества графиня П.С. Уварова, обращаясь к императору Александру III с просьбой озаботиться судьбой древнего городища, начать цивилизованные раскопки и упразднить монастырь.

«Русской Троей» назван Херсонес на официальном сайте заповедника «Херсонес Таврический».

Город-купель – для верующих, античный полис с хорой уникальной степени сохранности – для ученых. К этим образам добавляется Севастополь – город-символ – история которого оказалась неразрывно связана с Херсонесом. Так возникает образ Черноморского флота – символа русской военной силы, военной славы.

Эти образы во многом противоречат и даже противостоят друг другу. И древнее городище Херсонес уже в новейшее время, после присоединения Крыма к Российской империи, оказалось на перекрестке интересов трех сил, каждая из которых по своему важна для русской истории и русского самосознания и каждая из которых имеет государственное значение. Это церковь, это Черноморский флот и это наука.

Конфликт интересов вокруг Херсонеса возник не сразу. Его основные контуры обозначились в течение XIX века.

Изначально территория древнего Херсонеса оказалась в составе земель, принадлежавших Черноморскому флоту. Первые исследования городища, зарисовка планов и картографирование, сбор древностей и их хранение, раскопки, в том числе с целью поиска места крещения князя Владимира, — все это вплоть до середины XIХ века делали военные моряки.

В 1839 году было создано Одесское общество истории и древностей. Но его интерес к Херсонесу был ограничен недостатком средств на раскопки.

Ситуация резко изменилась в середине XIX столетия. Архиепископ Иннокентий привлек к Херсонесу — «купели истинной веры» — внимание Святейшего Синода. По прошению Иннокентия, в память о крещении Святого Владимира на землях древнего городища, в самом его центре, еще не раскопанном археологами, в 1852 году был создан монастырь. К концу XIX века небольшой скит вырос до размеров крупного монастыря. Церковные постройки занимали все больше площадей (археологически неисследованных). В 1860 – 1890-е годы был возведен Собор Святого Владимира. Во второй половине XIX века Херсонес стал местом паломничества. К моменту празднования 900-летия крещения Руси древнее городище уже воспринималось как одно из наиболее значимых «святых мест» Российской империи.

С другой стороны, на вторую половину XIX века пришлось начало активного археологического исследования Херсонеса. В одни годы с основанием монастыря Министерство императорских уделов командировало для проведения раскопок Херсонеса молодого археолога А.С. Уварова, сына знаменитого министра просвещения николаевской эпохи. Раскопки, прерванные Крымской войной, возобновились после создания в 1859 году Императорской археологической комиссии. С этого момента и вплоть до сегодняшнего дня деятельность археологов в Херсонесе не прекращалась. Многочисленные находки отправлялись в Эрмитаж, но много оставалось и в самом Херсонесе, где к концу 1880-х годов был создан музей и организованы открытые выставочные площадки.

В середине 1870-х годов территория древнего городища вновь привлекла внимание военного ведомства. Начались работы по строительству укреплений. Археологи только-только вскрывали археологические слои, как над разрушенными оборонительными стенами древнегреческой эпохи насыпались батареи. Председатель Императорской археологической комиссии А.А. Бобринский считал стратегические интересы военных выше научных и не препятствовал военному строительству на землях древнего Херсонеса.

В наши дни конфликт церкви и науки во многом воспроизвелся. Крымская епархия в течение 2000-х годов неоднократно обращалась к Президенту Украины с просьбой воссоздать на территории заповедника монастырь, а руководство заповедника «Херсонес-Таврический» по мере возможностей сопротивлялось этим планам.

Однако сказать, что история Херсонеса после его вхождения в состав России – это история непрекращающегося противостояния, будет неверно. Напротив, это история преодоления конфликтов, поиска и обретения компромиссов. Побуждаемые к тому самой историей древнего города, люди вольно или невольно находили точки соприкосновения. История Херсонеса – это и история общности интересов и трудов во имя общего блага.

Так, внимание к Херсонесу как «колыбели русского христианства» было изначально привлечено усилиями лица не духовного звания. Первым, кто прямо заявил об особом значении Херсонеса – как месте крещения князя Владимира – был адмирал А.С. Грейг, Главный командир Черноморского флота в 1816 – 1833 гг. Грейг поставил перед императором Александром I вопрос о строительстве храма, призванного увековечить память о крещении Руси. Более того, усилиями Грейга в Херсонесе начались археологические раскопки, целью которых стало не просто исследование древнего городища, а поиск церкви, в которой некогда принял крещение Владимир. Руководил первыми раскопками другой военный, предположительно, инженер Черноморского флота Карл Крузе. Ему и принадлежит открытие храма, остатки которого по-прежнему сохраняются в первом этаже собора Св.Владимира.

Военные первыми изучали Херсонес, а потом на протяжении десятилетий охраняли от разграбления (хотя и не всегда успешно) руины храмов, стен, колонн.

Во второй половине ХIХ века над раскопками Херсонеса плечом к плечу трудились археологи и монахи, которым помогали морские офицеры. В дальнейшем монахи проводили раскопки под наблюдением Одесского общества истории и древности. Планировалось совместными усилиями реконструировать древнюю церковь на месте крещения Святого Владимира.

Архиепископ Иннокентий одной из главных задач созданной на землях городища киновии считал собирание исторических преданий и описание древностей. Именно Иннокентию принадлежит идея создать в Херсонесе подобие музея – «хранилище местных древностей». Сам Иннокентий, как и его предшественник архиепископ Херсонский и Таврический Гавриил, являлись членами Одесского общества истории и древности, интересуясь научной значимостью археологических находок. В дальнейшем при монастыре под патронажем Императорской археологической комиссии был создан музей, проходили выставки, была открыта гостиница. Так монастырь стремился выполнять светские, просветительские и даже научные функции.

Во второй половине ХХ столетия руководство музея-заповедника, в свою очередь, отстояло Собор Святого Владимира, предназначенный к сносу. Более того, музейные работники создали проектную документацию для восстановления храма (в 1967 и позднее в 1987 годах).

Почву для компромисса находила и императорская власть. Так, Уваров был командирован на раскопки Херсонеса Министерством уделов, к ведению которого относился Эрмитаж. Согласно заведенной практике, все новонайденные находки должны были отправляться в Петербург. Однако этому решительно воспротивился архиепископ Иннокентий. В итоге Николай I принял компромиссное решение: в монастыре оставлять находки христианского времени, а находки античного периода посылать в Эрмитаж.

Другой пример. Графиня Уварова в 1887 году обратилась к императору Александру III с письмом, в котором описывала бедственное состояние руин Херсонеса и предлагала устроить вместо монастыря археологическую станцию для проведения систематических исследований. Решение императора вновь было компромиссным: станцию создать, сохранив при этом и монастырь. Со времен Александра III и ведет свою историю соседство, во многом вынужденное, археологической станции и монастыря (сегодня соседствуют на землях древнего городища заповедник и приход Собора святого Владимира).

И их взаимодействие, опыт разрешения конфликтов, совместная деятельность по исследованию древнего города во многом создали уникальную атмосферу этого места, позволили ему стать и крупнейшим научным центром, признанным мировым сообществом, и одним из значимых святых мест в сакральной географии России.

Исторический опыт доказывает: Херсонес – это не место вражды. Это место примирения. Это место, где в течение вот уже нескольких веков руководимые разными помыслами и стремлениями люди ищут компромисс для сбережения всех смыслов – сакральных, политических, цивилизационных – с которыми в русском сознании связана история древнего города.

Кандидат исторических наук. Преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Главный редактор сайта Русская Idea

Похожие материалы

Откровенно говоря, я бы не хотел жить под "железной пятой" Великого Инквизитора. Тем более что в...

Националисты вполне объяснимо не поддерживают западнорусские идеи, но часто это отсутствие...

Человечество должно стать интернациональным, защищаясь объединением, или отказаться быть вовсе и...