РI: Сегодня Севастополь стал своего рода зримым средоточием национального, исконно русского, православно-имперского духа, с одной стороны, а с другой стороны – символом гражданского общества, формирование и развитие которого в значительной степени определяется способностью обычных людей к самоорганизации на низовом уровне и их стремлением решать не только частные, но и общие дела.
И, видимо, такая политическая и гражданская культура севастопольцев сформировалась исторически, практически с самого момента вхождения Крыма в состав Российской империи в конце XVIII века. Волею судеб на этой небольшой территории оказались вынуждены взаимодействовать совершенно разные силы, с разным видением целей и задач этого места, с различным пониманием его смысла и его значения для России – это военные (Севастополь стал военно-морской базой), церковь (Херсонес как место обретения православной веры) и ученые (Херсонес как уникальный памятник античности и Византийской империи). Конфликты между этими силами, порой весьма острые, однако, в конечном итоге, способствовали формированию особой культуры диалога и компромисса. Это с одной стороны. А с другой стороны, приучили жителей заботиться не только о самих себе, но и об окружающем пространстве со всеми его смыслами – военно-политическим, религиозным, просветительским, занимать, говоря современным языком, активную гражданскую позицию.
Показательна в этом смысле история жизни первого директора Херсонесского музея – Карла Казимировича Косцюшко-Валюжинича. Инженер по образованию, он не только работал на железной дороге, но и вел активную общественную деятельность: был редактором местной газеты, создателем кружка любителей истории и древностей Крыма со своим музеем и библиотекой, председателем Совета Севастопольского общества взаимного кредита, заместителем директора Севастопольского городского банка.
Именно ему мы обязаны сохранностью многих памятников Херсонеса, а современный Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес ведет свою историю от созданного Косцюшко-Валюжиничем Склада древностей.
Наш постоянный автор Алла Ильинична Романчук написала монографию о К.К. Косцюшко-Валюжиниче. Русская Idea публикует небольшую рецензию-отклик на эту книгу коллеги Аллы Ильиничны из Тюмени Александра Георгиевича Еманова.
***
Новая монография 1 профессора Уральского федерального университета Аллы Ильиничны Романчук, более тридцати лет руководившей Крымской археологической экспедицией в Херсонесе, посвящена знаковой фигуре в судьбе «Русской Помпеи» – Карлу Казимировичу Косцюшко-Валюжиничу. Именно с его именем связано начало систематических археологических раскопок на месте, считающемся колыбелью христианства на Руси, создание первого музея – Склада Древностей, предшественника нынешнего Национального заповедника «Херсонес Таврический».
Не так часто встречаются книги по истории археологической науки, истории становления музейного дела, где личность и глубоко осознанная ею миссия по спасению и сохранению исторического наследия занимают центральное положение в размышлениях автора. В этом смысле труд А.И. Романчук принадлежит к лучшим образцам интеллектуальной биографии – жанра, набирающего силу в последние годы.
А.И. Романчук вводит в научный оборот множество новых архивных документов о Карле Казимировиче. Среди них материалы из личного фонда Косцюшко-Валюжинича (Архив Национального заповедника «Херсонес Таврический», отчеты о раскопках в Херсонесе (фонд Императорской археологической комиссии в Архиве Института истории материальной культуры РАН), бумаги Отдела письменных источников Государственного исторического музея, Центрального государственного исторического архива и др.
Исследователь предпринял колоссальные усилия, чтобы максимально представить изученные ею документы со всеми необходимыми идентификационными данными.
Автор анализирует деятельность предшественников Косцюшко-Валюжинича – Мартину Броневскому, давшему самое раннее описание херсонесских руин еще в 1579 г., Крузе, проводившему раскопки в 1827 г. по распоряжению главного командира Черноморского флота. Также в монографии присутствуют сюжеты о съемке первого плана городища Захарием Аркасом в 1840 г. по поручению только что созданного Одесского общества истории и древностей, о раскопках графа Алексея Уварова 1853 г., еще до учреждения Императорской археологической комиссии и др.
А.И. Романчук обращает наше внимание на относительно позднее оформление системы государственного учета памятников историко-культурного наследия в Крыму. Следствием этого были многочисленные несанкционированные раскопки, ограбления и разрушения херсонесского городища, незаконная торговля древностями. Кроме того, Алла Ильинична разбирает споры между различными учреждениями по поводу земель, на которых находится городище, анализирует столкновение идей по вопросу сохранения древних памятников, приводит мнения о публикации результатов раскопок в издательской серии «Памятники христианского Херсонеса». В этой серии, благодаря усилиям графини Прасковьи Уваровой, увидели свет три выпуска.
И на фоне всех этих коллизий автор скрупулезно и филигранно вырисовывает незаурядную фигуру Карла Казимировича Косцюшко-Валюжинича, сумевшего выбрать нужную тональность, найти оптимальное соотношение воль, дабы сохранить открытые памятники эллинского, римского и византийского времени, создать один из лучших музеев, который по праву входит сегодня в реестр объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Notes:
- А.И. Романчук «К.К. Косцюшко-Валюжинич. Этюды повседневности» (Saarbrücken: Lambert Academic Publishing, 2014. 345 с.) ↩