Рубрики
Блоги

Про большой уик-энд

Возникают всякие вопросы — мол, за счет чего все это благополучие будет достигнуто, кто, так сказать, будет платить за банкет? Для такого роста нужны новые производственные мощности, станки, оборудование, для «четырехдневки» – еще и увеличение продолжительности рабочего дня, что далеко не полезно для здоровья. И как же быть, кстати, с увеличением пенсионного возраста, если все так уж хорошо?

Итак, светлое будущее подкралось незаметно. Нас срочно решили сделать счастливее, то есть мы жили хорошо, но будет еще лучше. Беда пришла, откуда не ждали – из  Швейцарии.  Премьер-министр Дмитрий Медведев в ходе официального мероприятия в Женеве не исключил, что скоро мы перейдем на четырехдневную рабочую неделю. И вот тогда будет нам всем счастье покруче цифровизации экономики или портала госуслуг. Изобилие будет.

С одной стороны, конечно, понятно — прогресс неумолим. И Генри Форда вспомнили, и вообще рост производительности труда. Тут, правда, много опасностей — раньше сатирики опасались, что как «дали этим женщинам два выходных, так они прямо с ума посходили. Убивают время, как попало». А три дай, так страшно представить, что начнется. Прямо тот самый коммунизм, вместо которого в восьмидесятом году Олимпиаду устроили. Люди не будут просто знать, куда деть свободное время.

Рисовали нам когда-то будущий XXI век в самых что ни на есть радужных красках. Дескать, вкалывают роботы, а не человек. Всюду процветание и так далее. Бытовала шутка, что заказать продукты при коммунизме можно будет по телефону, вот только выдавать их будут по телевизору. Сейчас по телевизору чего только не выдают, то есть не рекламируют и не обещают. И что мы станем пятой экономикой мира по паритету покупательной способности (как, опять?) и у нас до немыслимых пределов поднимется уровень жизни благодаря новым майским указам и прочая и прочая. А главное — люди это почувствуют на себе уже очень скоро.

Возникают всякие вопросы — мол за счет чего все это благополучие будет достигнуто, кто, так сказать, будет платить за банкет? Для такого роста нужны новые производственные мощности, станки, оборудование, для «четырехдневки» еще и увеличение продолжительности рабочего дня, что далеко не полезно для здоровья. И как же быть, кстати, с увеличением пенсионного возраста, если все так уж хорошо? Зачем же заставлять стариков работать чуть не до смерти, если экономика у нас в полном порядке и никакие санкции не остановят поступательное движение вперед и неуклонный рост? Непонятно.

Впрочем, давно складывается впечатление что упомянутое увеличение возраста годных к труду до 65 лет связано вовсе не с экономикой, не с уменьшением соотношения работающих и пенсионеров, как нам много раз объясняли с высоких трибун. Это просто-напросто наказание для тех граждан СССР, кто  в свое время не вышел на его защиту с оружием в руках.

И наказание может рассматриваться и как косвенное — ужесточение условий существования в силу отказа от социально ориентированного социалистического государства, и как напротив самое прямое. Ведь первыми под новые правила попадут именно те граждане, кому три десятка лет назад было около тридцати лет от роду, и они вполне могли это сделать. Как раз тридцать три года, возраст в котором одного персонажа вообще распяли за идеалы, он терпел и нам велел. Вот теперь и получат по пять лет принудительных работ на каждого, что в пенсионном возрасте особенно нелегко.

Но не исключено, что работать «предпенсионерам», как и прочим придется и вправду четыре дня — с понедельника по четверг, а в выходные пятницу, субботу и воскресенье ни в чем себе не отказывать, шиковать на всю зарплату. Так что удивительно, что общественность беспокоится. А она таки беспокоится — боятся, что заработок урежут, вроде как на пол-ставки переведут, и процветет алкоголизм и наркомания. Ну не умеют еще у нас культурно отдыхать, целыми городами спиваются.

В советское время печатали статьи в народных газетах на тему, куда деть деньги, если они вдруг появились, давались советы купить стиральную машинку-автомат и прочие «маленькие хитрости». Такое вот было смешное время — денег было мало, да и те не знали куда потратить. То ли на черный день откладывали, то ли на светлое будущее.

И вот это будущее уже у ворот. Премьер пишет программную статью в официозной газете на тему как бы однопартийцам избавиться от хамства. То есть скоро все чиновники станут вежливыми, всюду будут цвести розы и вот как раз три выходных. Да, царство всеобщей справедливости и бесплатных завтраков так и не наступит, но вот зато лишний день отдыха, чем богаты — тем и рады. Как в девяностые вместо денег выдавали длинные новогодние каникулы.

Мировой опыт тех стран, которые уже пали жертвой либерализма, учит нас, что лишнее свободное время — это зло. Вон в тех же Нидерландах от каннабиса уже не продохнуть, как жалуются наши туристы. То есть сядешь закурить с дороги — а всюду уже курят. Ты их в дверь — они в окно, наркоманы проклятые. Ну у них пока еще нет трех выходных на неделе, не накурились для этого достаточно, но уже зафиксированы попытки раздавать деньги просто так — в качестве прожиточного минимума. В Финляндии ввели так называемый безусловный базовый доход, пособие по безработице, которое однако не прекращается и в случае нахождения клиентом работы. Правда, эксперимент уже остановили. Видимо, когда слишком хорошо — тоже плохо. Халявные деньги развращают, как и выходные.

Поэтому мораль тут краткая, как курс ВКП (б) — не надо нам этого. Может где-то на Таити это и приживется, там все время фиеста, сиеста и общее счастье. А нас и без выходной пятницы неплохо кормят. Как сказал тов. Онищенко, бывший главный санитар — пенсионеры должны жить чуть-чуть впроголодь, и это вообще ко всем относится. Нам и так уже хорошо, и если станет еще лучше мы прямо не выдержим – завалит нас мешками со счастьем.

Автор: Андрей Баранов

Любитель историко-литературной пародии и твиттер-колумнист, автор пьес «Апельсиновый остров» (диплом «За современную политическую пьесу» конкурса «Действующие лица» 2006 г, вышла в журнале «Политический класс»)