Летом 2005 года американская актриса Джейн Фонда сообщила, что в знак протеста против военного вторжения ее страны в Ирак, она готовится отправиться в автобусное турне по всей Америке. Это заявление она сделала во время выступления в одном из книжных магазинов Нью-Мехико, где представлялась ее автобиография «Моя жизнь до сих пор». Но ранее, в апреле того же года, когда она рекламировала ее в Канзас-Сити, 54-летний ветеран войны во Вьетнаме плюнул ей в лицо и, будучи задержан полицией, заявил: «Обычно я не жую табак, но ради такого случая купил упаковку. Я считаю свой плевок долгом чести. Я нисколько не раскаиваюсь в содеянном. Большинство ветеранов было бы радо повторить мой поступок»… В 70-е годы актрису прозвали Hanoi Jane — Ханойской Джейн за ее протесты против войны во Вьетнаме. Фонда часто выступала с антивоенными речами в церквях и университетах, спонсировала организацию «Ветераны Вьетнама против войны» и расследование, в ходе которого американские военнослужащие рассказывали о преступлениях во Вьетнаме. Однако стоило ей в 1972 году посетить Ханой и сфотографироваться, среди прочего, сидя за зенитной установкой, как в Штатах поднялась буря негодования, и отныне Джейн Фонда стала не пацифисткой, а символом предательства, поскольку она отправилась с пропагандистским визитом в страну, с которой Америка находилась (хотя и не де-юре, но де-факто) в состоянии войны, и своими выступлениями подрывавшей военные усилия своей державы. Но тех, кто призывал к миру, оставаясь дома, при всем их оголтелом пацифизме, если и поругивали, но никогда не травили. И среди таких вот «антивоенищиков» оказалось много музыкантов. 

Представители рок-музыки всех направлений, ранее воспринимаемой в обществе, прежде всего, как развлекательное искусство, позволяющее массам забыться, отвлечься от социальных проблем, теперь указывали на общую всем опасность — войну, и делали это не менее мелодично, так что строчки растаскивались на цитаты, и «просто музыка» отныне превращалась в политику. Здесь и Jefferson Airplane, с их альбомом «Добровольцы», в котором они открыто выступали против войны во Вьетнаме, и Джими Хендрикс, в прошлом военнослужащий, правда, неважный, с песней Machine Gun, и далее вереница антивоенных композиций разных исполнителей: Eve of Destruction (Barry McGuire), Give Peace a Chance (John Lennon), Fortunate Son (Creedence Clearwater Revival), Ball of Confusion (The Temptations), Ohio (Crosby Stills Nash & Young), War (Edwin Starr). При этом, «Накануне Разрушения» (Eve of Destruction) была запрещена на многих радиостанциях США, радио Шотландии и внесена в списки ограничений ВВС, которую американское СМИ представляли как пример заблуждений молодежи под влиянием коммунистической пропаганды. Однако она вышла в топ, и особенно часто цитировали строчку из нее, где поется, что «ты достаточно взрослый, чтобы убить, но не голосовать», — ирония по поводу того, что в том время как для голосования тебе необходим 21 год, а вот призывной возраст начинается тремя годами ранее. Однако настоящим неофициальным гимном против войны стала композиция «Дайте миру шанс» (Give Peace a Chance) Джона Леннона.  

15 декабря того же года Джон Леннон и Йоко провели антивоенный концерт «Война закончится, если ты захочешь этого», а 30 декабря британское ТВ показало программу, где битла назвали одним из трех политических деятелей десятилетия, наряду с Джон Кеннеди и Мао Цзэдуном. Еще ранее, в порыве пацифизма он участвовал в съемках антивоенной комедии абсурда английского кинорежиссера Лестера «Как я выиграл войну» (1967), в апреле 1968 года в интервью американской радиостанции «Уорлднет» охарактеризовал вьетнамскую войну как очередное проявление безумия времени, и потому с ней пора кончать, и что у него с друзьями есть «идея мира в новой упаковке». Затем будет кампания «бэд-ин» («постельная демонстрация» за мир) — с 25 по 31 марта 1969 года, в 902 номере отеля «Хилтон» в Амстердаме), а во время второго «бэд-ина» в Монреале Леннон и напишет «Дайте миру шанс». При исполнении припева ему подпевал интернациональный коллектив из США, Англии и Канады: поэт Гинзберг, проповедник «религии ЛСД» Лири, его жена Розмари, комедийный киноактер и активист за гражданские права черных американцев Грегори, певица и киноактриса Кларк, артист кабаре, комедиант Смозерс, пресс-атташе «Битлз» Тейлор, киноактер, композитор и сценарист Уильямс, раввин Фейнберг, католический священник и члены канадского отделения «Храма Радха Кришны». Триумф песни произошел во время самого массового в истории США 500-тысячного антивоенного марша на Вашингтон 15 ноября 1969 года, когда  после нескольких повторений припева, люди встали и подняли руки вверх, изображая букву «V», символ победы. А 25 ноября Леннон в знак протеста против поддержки лейбористским правительством Вильсона агрессии США во Вьетнаме и помощи сепаратистским движениям в Биафре (Нигерия) вернул награду королевы Елизаветы II — орден Члена Британской Империи — в Букингемский дворец. Кто-то этот поступок воспринял как «неуважительный жест», который оскорбил общественное мнение: другие поддержали музыканта, и один из организаторов антивоенного движения ученых Запада английский философ Бертран Рассел в письме к Леннону заявил: «Я уверен, что Ваш поступок заставит многих задуматься о том, что есть война».  Однако в то время как Леннон стал активным участником антивоенного движения, «король рок-н-ролла» Элвис Пресли предложил услуги американскому президенту в качестве секретного агента ФБР. «Сторонники наркокультуры, хиппи, СДС («Студенты за демократическое общество), «Черные пантеры» и т.п. не рассматривают меня как своего врага, — сообщал он в письме в декабре 1970 года, — и я могу принести и принесу наибольшую пользу, если я стану федеральным агентом с широкими полномочиями». Президент согласился на встречу. «Одеваешься ты, конечно, диковато», — заметил Никсон, увидев Пресли. «У вас свое шоу, господин президент, у меня свое», — ответил музыкант, после чего стал жаловаться на «Битлз», обвинив группу в разжигании антиамериканских настроений. В конце концов, Никсон отдал распоряжение изготовить для Пресли желанный значок агента, а также посоветовал ему записать антинаркотический альбом под названием Get High On Life.

Но пример с Ленноном и прочими музыкантами показывает, что каким бы пацифистом кто ни был, как активно не противодействовал бы он курсу правительства и интересам нации, его не воспринимали врагом отечества, пока он оставался в своем «формате», исполнителем песен, на сцене, не пересекая линии фронта. А случай с Джейн Фонда и другими деятелями искусства, включая современных, в том числе отечественных, показывает, что даже исполняя миролюбивые песенки, но на территории врага, ты становишься его пособником. И каким бы миролюбивым ни был твой рок-н-рол, — а он преимущественно такой, по природе своей, с доминантной темой «любовь и мир», — не пересекай с гастролями линии фронта! В лучшем случае такие попадают впросак, но, как правило, становятся объектом глумления, и здесь нет исключения.

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова

Похожие материалы

А.П. Бородину удалось создать образ талантливого, решительного, энергичного, работоспособного,...

Богословскую сердцевину либерализма составляет наиболее радикальное из возможных отвержение...

Главным фактором рекрутирования в высшую элитную прослойку на Западе может считаться наличие...