Незабвенный и гениальный Александр Зиновьев в своей работе «На пути к сверхобществу» в рассуждениях об управлении в обществе по одному из признаков выделяет два основных вида системы управления: гомогенную и гетерогенную.

Гомогенная система характеризуется порядком, вертикальностью, централизацией, волюнтаризмом и прямотой. Гетерогенная — деловитостью, приспособляемостью, регуляторностью.

Гомогенная система управления старается максимально контролировать все аспекты жизни общества и отдельных граждан. По возможности стараться не допускать того, что нельзя контролировать. По возможности ограничивать число управляемых объектов и сводить к минимуму число «точек» и акций управления. А также не допускать конфликтов между частями целого. В случае же возникновения таких конфликтов, отдавать предпочтения управляемости даже в ущерб интересам дела.

Гетерогенная система в свою очередь характеризуется максимальным невмешательством в деятельность объектов управления. В этой системе контролировать необходимо только такие «точки» управляемого тела, контроль над которыми дает возможность контролировать все тело, а количество таких точек должно сводится к минимуму. Если управляемое тело нормально выполняет свои функции, то мешать этому избыточным контролем не следует.

Неуправляемые явления допустимы, если они не вредят делу. В конфликтных ситуациях предпочтение отдается интересам дела, а не управляемости.

Можно констатировать, что в ЛДНР выстроена гомогенная система управления, которая имеет следующие характерные черты:

1.  Жесткая централизация и сосредоточения неограниченной власти в руках одного человека (глав республик).

2.  Ограничения на регистрацию политических сил (общественных организаций).

3.  Запрет проведения митингов и других массовых мероприятий (кроме проводимых правительством).

4.  Подконтрольность правительству всех СМИ.

Все министры без исключения и все главы местных администраций без исключения назначаются Главой республики. Для этого не нужно согласие парламента и что-либо еще. Таким образом, все властные полномочия сосредоточены на 100% в руках первого лица, имеющего абсолютную власть. И несущего всю полноту абсолютной ответственности за все происходящее.

В республиках существуют по две политических силы в каждой. «Донецкая республика» и «Свободный Донбасс» в ДНР и «Мир Луганщине» и «Луганский экономический союз» в ЛНР. Это также реализует на практике высокую управляемость процессами при сведении к минимуму количества «точек» и объектов управления.

Запрет на политическую и гражданскую активность выполняет функцию недопустимости неуправляемых явлений. То же можно сказать и о СМИ, деятельность которых строго регулируется государством.

Таким образом, сложившуюся модель управления можно отнести к гомогенному виду в самом чистом виде. Замечу, что в истории все страны, на территории которых велись войны, в том или ином виде стремились к гомогенности в системе управления.

Возьмемся теперь проанализировать экономический уклад, сложившийся или, правильнее сказать, складывающийся в народных республиках Донбасса.

На сегодняшний день проведена национализация республиками украинской государственной собственности. Это понятно, логично и по другому быть не может. Объекты крупной частной собственности пока остаются у прежних владельцев и кроме этого платят налоги вражескому государству Украина.

Этому есть масса объяснений.

Процитирую первого премьер-министра ДНР Александра Бородая: «Вот и догадайтесь, почему мы не взяли Мариуполь в сентябре месяце, хотя такие возможности были? Потому что – как он (Ахметов – прим. автора) может вытаскивать свою продукцию с террористической территории (по мнению Западного мира) Донецкой республики в Италию? Ну естественно — никак. Он не может ее оттуда вывозить. Соответственно, он должен возить с украинской территории, а единственным доступным ему портом (является) Мариуполь. Одесса уже нет. Одесские порты контролируются Коломойским, и он туда Ахметова не пустит никогда. Поэтому единственно возможный вариант, чтобы благополучно функционировал бизнес Ахметова, – это Мариуполь должен оставаться под жовто-блакитным украинским флагом.

Давайте представим, что мы национализировали предприятия господина Ахметова. Вот национализировали, все стало народное наше добро. И чего мы с ними делать будем? Везем продукцию в Италию и продаем?! Кому? Представьте представителей «ДНР», которые постучались в офисе в каком-нибудь Милане и говорят: «Вот мы вам чушки привезли, 100 тысяч тонн чушек»…»

Объяснение вполне логичное. Донбасс – экспортоориентированный регион. В отсутствие собственных банковской и финансовой систем, интегрированных в систему международных платежей SWIFT, осуществлять экспортную деятельность возможно только через посредничество третьих стран и при помощи сложных манипуляций (применяя опыт Ирана в условиях многолетней экономической блокады). 

Нам понадобились бы государства-помощники в деле экспорта наших товаров. Но даже если бы таковые нашлись, это не решило бы всех проблем и не устранило бы всех препон. Впрочем, объем статьи не позволяет подробно остановиться на этом вопросе.

В некоторых сферах процесс огосударствление активов уже начался. Создано несколько государственных предприятий, цель которых монопольно контролировать ту или иную сферу экономики (например рынки, автовокзалы и т.д.). Однако ни одно госпредприятие так и не выстроило полноценную и системную работу по реальной монополизации рынков, автостанций и т.д.

Среди политиков идет диалог. Одни настаивают на отъеме активов в государственную собственность. Другие предлагают государству воздействовать на данные сферы через систему лицензирования, аргументируя это отсутствием достаточного количества квалифицированных кадров у государства и коррумпированностью государственной системы (старая болезнь многолетнего господства олигархии).

Проведем краткий анализ новых элит (или новых-старых элит, так как новые лидеры часто и повсеместно опираются на старые сложившиеся элитарные кланы или их части).

Элиты в республиках складываются не вокруг идей жизненного уклада и борьбы идей и политических сил, представляющих эти идеи (собственно политических сил в ЛДНР нет как таковых). Новая элита в ЛДНР формируется на старых принципах захвата контроля над ресурсами и властными полномочиями, позволяющими этот ресурс наращивать. Уже сегодня то и дело в информационном пространстве появляются свидетельства того, что борьба за ресурс и власть идет полным ходом.

Сегодня пока сложно анализировать складывающиеся элитарные кланы, так как процесс находится в начальной стадии своего развития. Однако сразу могу сказать, что новые элитарные группы влияния не будут тождественны старым и не будут проукраинскими ни по связям, ни по иерархии. Именно анализ внутренней борьбы элит в ЛДНР позволил мне сделать окончательный вывод о том, что Донбасс никто не планирует «сливать», сдавать и продавать. Хотя других маркеров, говорящих о нежелании и невозможности «слить» также предостаточно.

Руководители ЛДНР не предложили пока проект государственного строительства, который ответил бы на многие вопросы о характеристиках политэкономической системы. Кому будет принадлежать собственность олигархии? Новым олигархам или народу? И если народу, то в какой форме? Какова будет политическая система формирования и отправления власти? Ведь всем понятно, что в нынешней неопределенной форме власть долго существовать не может.

Таким образом, складывающийся экономический уклад, судя по всему, сведется ко всем знакомому олигархическому капитализму. Вопросом остается только то, сколько олигархических групп появится в ЛДНР? Две (ЛНР и ДНР) или больше? Что делать с «возвращенцами» из числа представителей старых олигархических элит? Как преодолеть проникновение в руководство республик украинской и олигархической агентуры? Как избежать принципа разделяй и властвуй при построении системы государственной власти?

Об этом в следующей статье.

Политический деятель, лидер политического движения "Новороссия"

Похожие материалы

Все же сейчас, несмотря на все непростые обстоятельства, человечество еще не стоит на краю бездны...

Перед нами просто выражение корпоративной ментальности «молодых технократов», полагающих, что...

На всех уровнях, от поведения высших представителей власти до телевизионных ток-шоу, людям...