Рубрики
Переживания Статьи

Политическая активность студентов: признак зрелости или симптом?

По всем штатам началось своеобразное соревнование по спасению студентов от политической депрессии, в которую они впали после выборов Дональда Трампа. В Центре по гендерным вопросам, сексуальности и активизму Бостонского университета состоялось собрание на тему «Восстановление после выборов». Пайпер Харрон (Piper Harron) в своем блоге «The Liberated Mathematician» («Эмансипированный /Освобожденный математик»), преподавательница математики Гавайского университета, призывала белых мужчин увольняться с работы: «Если вы белый цисгендерный мужчина (т.е. идентифицируете себя как мужчину и мужской пол указан у вас при рождении), вы точно должны уволиться с должности, которая даёт вам какую-либо власть».

Американские университеты в наше время отличаются повышенной заботой о нуждах студентов. Особенно много усилий администрация вузов тратит на борьбу с различными страхами студентов, к которым добавились еще и политические. Так после выборов Дональда Трампа на пост президента многие университеты провели ряд мероприятий терапевтического характера.

Первые признаки коллективной фобии, фрустрации были отмечены еще в предвыборной гонке. Особенно показателен случай со студенткой из Университета Западного Вашингтона, которая после того, как заметила сторонника Трампа с плакатом, впала в двухминутный истероидный крик[1]. В штате Вермонт дело дошло даже до нанесения телесных увечий преподавателю политологии и экономики: Мюррей, сотрудник консервативного аналитического центра American Enterprise Institute, должен был провести лекцию, но сотни вопящих демонстрантов вынудили перенести разговор в другое место, и когда он покидал кампус, сопровождавшую его преподавательницу из Middlebury College — Стэнджер — либерально настроенные активисты схватили за волосы и грубо толкнули[2].

Узнав о том, что Дональд Трамп победил Хиллари Клинтон, впали в депрессию.

В Корнелльском университете десятки молодых людей собрались для «стенаний», чтобы коллективно оплакивать результаты президентских выборов, и сочувствующий им персонал снабдил их пледами и горячим шоколадом. Бостонский университет выпустил для своей спортивной команды специальное руководство по «самопомощи», узнав что некоторые студенты испытывают негативное эмоциональное влияние от последних политических событий. «Если вы чувствуете, что обеспокоены тем, что сообщается в средствах массовой информации, на данный момент,  — рекомендовалось особо тонко устроенным университетским атлетам, — то ограничьте потребление Facebook, Twitter и других источников в социальных сетях, которые, вероятно, будут полны тревожного материала». Также рекомендовалось использовать специальные приложения к веб-сайтам, такие как LeechBlock или SelfControl, которые могут помочь временно заблокировать доступ к социальным сетям или определенным веб-сайтам.

По всем штатам началось своеобразное соревнование по спасению студентов от политической депрессии, в которую впали либеральные студенты, демократы особо утонченной консистенции. В Центре по гендерным вопросам, сексуальности и активизму Бостонского университета состоялось собрание на тему «Восстановление после выборов». Для расслабления пришедших включили иллюминацию, наливали коктейли и горячий шоколад. Этот же Центр провел мероприятие «Уход за здоровьем в воскресенье: стресс», где умы из состояния смятения выводили тем, что, если мы не можем контролировать многое в мире прямо сейчас, то по крайней мере должны попытаться максимально упростить окружающее нас пространство, так что будет здорово очистить от хлама какое-нибудь помещение и устроить там что-нибудь для бесхитростного развлечения, just for fun!

Колледж искусств Мэрилендского института призвал студентов к художественной акции, и руководитель отдела скульптуры отправил электронное письмо, в котором призывал тех, кто пострадал от выборов, от победы мракобеса Трампа и проигрыша прогрессивной Клинтон, эффективно использовать поднявшуюся волну эмоций — осознать, что искусство теперь является инструментом,  но не для того, чтобы общественная система работала лучше, а для изменения самой системы, и что потребность в творчестве и средствах, помогающих воздействовать на политическое пространство, сегодня больше, чем когда-либо. В Мичиганском университете Колледж коммуникационных искусств и наук организовал «Speed Advising», где учащиеся могли расспросить наставников о различных эмоциональных реакциях и проблемах в отношении избранного президента, после чего они должны почувствовать себя в безопасности, и благодаря этим консультативным и общественным событиям могут быть уверены, что они не одиноки в беде.

В колледже Лафайет в Пенсильвании дискуссии о выборах вдохновили студента создать группу в Facebook под названием «#NotMyPresidentLafayette». Как пояснил этот студент, он собирается объяснить сверстникам, что итог выборов не представляют идеологии всех людей, например, геев, в то время как госпожа Клинтон была выразительницей всей палитры политических мнений и мировоззрений. В этом контексте заслуживает упоминания и университет Тафтса, где не только провели терапевтическое занятие по искусству и ремеслам, но и пообещали всемерное содействие трансгендерам, испытавшим чувство дискомфорта после победы Трампа.

Но особого внимания заслуживает штат Вашингтон, что на северо-западе США, где есть среди прочих учебных заведений The Evergreen State College[3], в пригороде Олимпии, местной столицы. Обучение стоит дешево, оценивать студентов предпочитают по особой системе — «narrative evaluations», когда дается развернутое описание достигнутых успехов, то есть вместо баллов за проделанную работу ученики получают своеобразные характеристики. Последние, как правило, положительные, потому как преподавателям, а особенно администрации, надо жить, и потому важен каждый сохраненный студент, — конкурса здесь не бывает, и принимают 99% подавших заявление. Большая часть коллектива здесь белые, но требуемое со всех сторон «культурное разнообразие» достигается за счет «цветных», подавляющая часть которых идентифицируют себя как представители ЛГБТ — лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры.

Благодаря активности именно этой категории студентов, колледж приобрел статус ультра-либерального. Например, именно они в 1999 году попросили Мумия Абу-Джамала произнести речь перед выпускниками колледжа.  Это афроамериканец, бывший активист «Черных пантер», приговоренный к смертной казни за убийство в 1981 году офицера полиции, однако сторонники Абу-Джамала продолжают считать его невиновным, жертвой предвзятости со стороны белых. Он ответил согласием, прислав свое напутствие в записи.

В этом колледже установлен обычай устраивать «День отсутствия»: когда те, кто считает, что относится к разным меньшинствам, кто не получает от общества того, что ему безусловно положено, уходят с территории колледжа и устраивают обсуждения на темы, актуальные для них темы. Идея этого «дня отсутствия» была взята из одноименной пьесы афро-американского драматурга Дугласа Тернера Уорда. В 1965 году в формате «реверс-менестрель» (черные актеры с выбеленными лицами) была поставлена пьеса, в которой показано нежелание Юга видеть афроамериканцев в качестве равноправных членов сообщества. «День отсутствия» в колледже начался в 1970-х году, когда Максин Миммс, вдохновленный пьесой, обратился к администрации с желанием провести всем цветным свой рабочий день вдали от кампуса, демонстрируя тем самым массовое антирасистское коллективное действие[4].

Но в атмосфере коллективного психоза, в который впали либеральные и прогрессивные слои населения, в летнем семестре 2017 года организаторы «дня» потребовали, чтобы к этому мероприятию коллективного отсутствия присоединились все без исключения. Однако преподаватель биологии по Брет Вайнштейн (Bret Weinstein) отправил в ответ письмо, в котором объяснил организаторам прогрессивной акции, что в «Дне отсутствия» он участвовать не будет, а останется, как и прежде, на своем рабочем месте, продолжит свои дела и будет выполнять возложенные на него профессиональные обязательства. В своем послании он, словно на семинаре, попытался объяснить активистам-акционистам,  что «существует огромная разница между группой или коалицией, решившей добровольно покинуть себя из общего пространства, чтобы подчеркнуть их жизненно важные и недооцененные роли, и группу или коалицию, побуждающую другую группу уйти». Но если первый вариант — безусловно сильный призыв к сознанию, который работает на устранения из общественного дискурса «логики угнетения», то второй — это уже «проявление силы и акт угнетения сам по себе». А потому он считает подобное предложение давлением, добавив при этом, что право слова, а тем более присутствия на территории учебного учреждения, обеспечивающее высшее образование, не должно зависеть от цвета кожи. Одним словом, дал понять, что «цвет кожи», расовая принадлежность не дает оснований диктовать условия другим, что им и как делать.

И тут началось… Разумные аргументы со стороны «белого» преподавателя довели «цветных» студентов до состояния прогрессивного безумия. Его окружила толпа, обзывающая его расистом, требуя его немедленной отставки. Затем оскорбленная масса ворвалась и в кабинет президента колледжа, настаивая на увольнении не только Вайнштейна, но и еще нескольких человек, требуя также  на это время отмены всех домашних заданий, потому что они не оставляют им достаточно времени на протесты. В итоге кампус вышел из-под контроля администрации, а бьющиеся за порядок и справедливость студенты демонстрировали признаки умственного расстройства и эмоционального аффекта[5].

Видео встречи между студентами и Вайнштейном было размещено в Facebook, где можно увидеть профессора, говорящего с большой группой молодежи, больше похожей на гопоту. Вайнштейн пытается взывать к разуму, поясняя прогрессивной массе, что «есть разница между дебатами и диалектикой. Дискуссия означает, что вы пытаетесь победить, диалектика означает, что вы используете несогласие, чтобы в итоге попробовать узнать, что истинно. Но меня не интересуют дебаты. Меня интересует только диалектика, что означает, что я слушаю вас, и вы слушаете меня». Однако никто не хотел его слушать, всё «и так все понятно было»: перед ними ретроградный преподаватель с расистскими установками, желающий вести беседу в терминах «белых привилегий». Примечательно, что когда президент колледжа, в беседе с ним стал жестикулировать, ему велели убрать руки за спину или в карманы, потому что его взмахи можно интерпретировать как микроагрессию.

После встречи со студентами Вайнштейн вынужден был проводить занятия в городском парке, поскольку полиция сказала ему, что ему небезопасно находиться в кампусе. Чтобы пресечь буйства, колледж был на время закрыт.

Примечательно, что в это же время в другом месте Пайпер Харрон (Piper Harron), преподавательница математики Гавайского университета, в своем блоге «The Liberated Mathematician» («Эмансипированный /Освобожденный математик») призывала белых мужчин увольняться с работы[6]. «Если вы белый цисгендерный мужчина (т.е. идентифицируете себя как мужчину и мужской пол указан у вас при рождении), вы точно должны уволиться с должности, которая дает вам какую-либо власть», — пишет Пайпер Хэррон и далее приводит доводы, согласно которым трансгендеры и чернокожие женщины займут эти позиции, чего не могли сделать прежде, угнетаемые системой.

Но вернемся в штат Вашингтон. Совет попечителей колледжа в начале лета осудил «отсутствие толерантности и уважения», проявленные некоторыми учениками во время протестов в мае, и что любой, кто препятствует предоставлению положительной и продуктивной среды обучения для всех студентов, будет нести ответственность за свои действия. Однако прямо агрессивно-прогрессивных студентов никто по именам не назвал и не осудил; более того, десятки преподавателей подписали документ, выражающий солидарность с протестующими и обязательство «работать над улучшением расовых отношений в университетском городке». Тем самым, эта история с «особо впечатлительными в политическом отношении» студентами показала, что в движении за мир и прогресс какая-то часть проявляет явные признаки идиотизма. Именно они демонстрируют упорство и активность, а пытающиеся возражать им легко стигматизируются, выставляются изгоями и маргиналами, поскольку не принимают на веру набор формул и догм из идеологии мультикультурализма, не следуют воле прогрессивной части общества, обладающей убеждением в истинности своего мировоззрения.

Беда в том, что в формировании этой иллюзии, создании условий, когда учащиеся, еще не прошедшие элементарный курс обучения науке или ремеслу, начинают учить жизни преподавателей, принимает участие высшая школа. При сохранении таких правил ведения дел, она рискует превратиться в институцию, поощряющую социальную активность. Подобная активность, безусловно, полезна, но только в том случае, если является продуктом интеллекта. Пока же мы наблюдаем случаи политической активности чаще всего среди тех, кого можно отнести к категории еще недоученных, но уже наделенных свободой выражения мнения. Университет не приводит, как это положено, к изменению сознания, а по коммерческим и политическим причинам выпускает дипломированную массу в её изначальном формате — самовыражение уже достижение, высшая ценность. Общество получает дипломированных обывателей, политически активных, но для реальных изменений страны к лучшему — бесполезных, а то и вредных.

 

[1] Liberal college snowflake has epic screaming meltdown after she sees pro-Trump sign on campus.

[2] Professor injured by Middlebury College mob: ‘I feared for my life’.

[3] The Evergreen State (Вечнозеленый штат) «официальное прозвище» штата Вашингтон, т.е. это Колледж Вечнозеленого штата.

[4] Day of Absence & Day of Presence.

[5] Типичные беснования и вопли студентов: https://www.youtube.com/watch?v=bO1agIlLlhg

[6] Get Out The Way.

Автор: Василий Ванчугов

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова