Свершилось!

Афиши возопили желанное многими поколениями тру-меломанов: «Первопроходцы спейс-рока, трубадуры психоделии, волхвы цветущей сложности 60-х впервые в России с единственным концертом! 9 ноября 2014 — Москва — клуб «Театръ». Испытайте эту реальность на прочность!»

И пока вновь прибывшие меломаны полезли на ютюб знакомиться с творчеством старого битника Аллена (старого в буквальном смысле — музыканту в этом году стукнуло 76!) и его чумовой банды, немного расскажу об этом, одном из самых ярких явлений мировой рок-сцены.

Говоря о творчестве этого замечательного коллектива, музыкальные критики, как правило, оказываются в тупике, пытаясь определить жанровую принадлежность “Gong”. И в самом деле, издания, посвященные джазу, называют “Gong” ярким явлением авангардного джаза 70-х, рок-журналисты определяют музыку французов как экзотический арт-рок, адепты же авангарда и вовсе причислили (вполне, надо сказать оправданно) группу к «ликам святых», как революционеров интеллектуального авангарда в музыке. В одном правы критики: “Gong” – группа из числа музыкальных революционеров. Пожалуй, ни одному другому коллективу не удалось сплести столь изящный и причудливый венок из традиций европейской классики и джаза, прошить все это нитями психоделического авангарда и раскрасить его красками театра абсурда и поэзии битников.

Творческая лаборатория под именем “Gong” была и остается настоящей «кузницей кадров» – такое количество «старших и младших научных работников» рока оттачивало свое мастерство в ее рядах! Имена большинства из них ныне вызывают благоговейный трепет у любого мало-мальски образованного меломана. Назовем хотя бы некоторых из них: помимо отца-основателя, идейного вдохновителя Дэвида Аллена (чуть ранее уже создавшего в Лондоне икону джаз-психоделии Soft Mashine), Стив Хилледж (также – “Egg”, “Caravan” и многие другие), Аллан Холдсворт (также – “Soft Mashine”, “UK”, “Bruford Band” и другие), бывший гитарист “The Rolling Stones” Мик Тэйлор и не менее именитый композитор-мультиинструменталист Майк Олдфилд, бас-гитаристы Майк Хоулетт и Хэнсворд Роуи,  джазовый ударник-виртуоз Пьер Мерлен,  мастера черно-белых клавиш Тим Блэйк (также – “Hawkwind”) и Мирелль Бауер, джазовый саксофонист/флейтист Дидье Малерб и многие-многие другие – всего около 40 инструменталистов!

Уже по перечисленным именам нетрудно догадаться, что группа французская лишь по месту прописки, тогда как состав ее всегда был интернациональным.

Группа появилась на свет в 1969 г. в Париже. Ее основатель – австралиец по рождению, выпускник Кентерберийского колледжа искусств (Англия), поэт-битник, гитарист Дэвид Аллен. Его музыкальная карьера началась еще  в 1966 г. в созданной им же знаменитой джаз-роковой группе “Soft Mashine”, с которой по большому счету начались и спейс-рок, а, пожалуй, и психоделика вовсе. Но еще до выхода дебютного альбома Аллен покинул коллег, которые хотели слишком серьезно заниматься музыкой, и обосновался в Париже, где решил посвятить себя литературе, вину и женщинам. Издал-таки несколько поэтических сборников.

В 1969 г. он познакомился с певицей, поэтессой, звездой местных хепенингов, и законченной кришнаиткой Жиль Смит, которая была на несколько лет его старше. И вскоре дуэт Аллен — Смит превратился в  достопримечательность местной андеграундной сцены, а первый успех был закреплен выпуском диска “Magick Brother” (1969). К 1970 г. дуэт  трансформировался в группу “Gong”, а в первый состав, кроме Аллена и Смит, вошли также Дидье Малерб по прозвищу “Bloom” (саксофон, флейта) — кстати, единственный музыкант, прошедший практически весь путь группы;  Кристиан Титч (бас, гитара) и барабанщик Пип Пайл (позже он объявится в небезызвестных джаз-роковых составах “Hatfield & North” и “National Health”).

В таком составе были изданы первые альбомы группы —  “Est-ce-que je suis” (1970) и “Camembert electrique” (1971). Музыка их — композиционно сложный психоделический рок с жесткими гитарными рифами и вокальной клоунадой. Будущий фирменный звук “Gong”, основанный на бурлящей смеси арт-рока, авангарда и джазовой импровизации, здесь едва угадывался.  Однако эти диски обратили на себя внимание, в том числе  экзотическими мистико-космическими текстами песен, повествующими о главном персонаже всего творчества группы – Планете Гонг и ее обитателях.

Вскоре группа приобрела поистине культовый статус в среде парижских интеллектуалов, а авангардный режиссер Жером Ляпперусаз пригласил музыкантов написать саундтрек к его фильму «Континентальный цирк». Диск с музыкой  — “Continental circus” — был издан в 1972 г., после чего группу покидают Пип Пайл и Кристиан Титч. Им на смену пришли сразу четыре новых музыканта – один из лучших гитаристов в истории рок-музыки Стив Хилледж, клавишник Тим Блэйк, бас-гитарист Франкоиз Мозе и ударник Лаурье Аллен.  Столь серьезная пересменка в составе пошла только на пользу. Вышедший в 1973 г. альбом “Flying Teapot” открыл вереницу чудеснейших программ 1973-1976 гг., каждая из которых претендовала на статус шедевра.  “Flying teapot” и последующий диск “Angel’s egg” (1974) представили вкуснейший, пьянящий коктейль из структур виртуознейшего симфо-арт-рока и джазовой импровизации с примесью авангарда, западноевропейского фольклора и ориенталистики – очень сложная, заводная и сумасшедше-веселая музыка, необычная, но моментально приковывающая к себе внимание. Теперь популярность коллектива вышла за границы континентальной Европы и приобрела международные масштабы. Критики  определяли жанр группы как art-n-jazz, даже как «космический симфо-рок», но, на мой взгляд, в случае с “Gong” эти определения не дают реального представления о фантастической музыке этого англо-французского коллектива.

Появление в группе выпускника Страсбургской консерватории, ударника Пьера Мерлена и бас-гитариста Майка Хоулетта направило группу на еще большее сближение джаза с европейской классикой в пользу последней. Правда, на волне успеха группу покидают ее основатели Аллен и Смит, чтобы заняться сольной карьерой (хотя, вполне вероятно, что гениального раздолбая Аллена опять стало тяготить «сползание» веселого театра планеты Гонг в профессионализм). К счастью, на музыке сразу это не отразилось. И если программа 1973 г. была просто великолепной, то альбомы “You” (1974) и особенно “Shamal” (1976) иначе как мегашедеврами не назовешь. Музыка стала глубже, а граница, разделяющая территории джазовой импровизации, углубленной развернутости, эпичности  арт-рока и эстетского хулиганства авангарда стала совсем прозрачной – полное впечатление даже не дуэли, а диалога жанров, завораживающего, умного.

В 1975 г. ради сольной группу оставил и Стив Хилледж. Кстати говоря, если кто не в курсе, сольное творчество Хилледжа не менее значительно в истории рок-музыки, чем “Gong” – отменного качества пограничный арт-н-джаз. А записывать альбомы ему помогали опять же члены основной группы – Хаулетт, Малерб, Мерлен.

Что касается собственно “Gong”, очевидный лидер периода 1976-1981 гг. – ударник-виртуоз Пьер Мерлен, всегда тяготевший больше к джазу, чем к року, что и нашло отражение в следующем альбоме – “Gazeuse!” (1976), записанном вместе с присоединившимся к группе именитым гитаристом Алланом Холдсвортом.  Результат – техничный,  мелодичный, хотя и не слишком глубокомысленный  джаз-фьюжн.

Эта программа оказалась последней с участием единственного к тому моменту старожила группы Малерба. Покинув коллектив, он присоединился к ансамблю бывшей участницы “Gong” Жиль Смит “Mother Gong”, начинавшего с психоделического авангарда в духе ранних “Gong” и в конечном итоге скатившегося в откровенную попсу;  затем Малерб создал свой, увы, недолговечный проект “Bloom” (Bloom – прозвище Малерба), в котором удачно попытался развить классические идеи альбома “Shamal”. И уже в конце 1980-х Малерб «всплыл» в одной из реинкарнаций “Gong”, но об этом несколько позже.

Итак, последний «классический» состав выглядел следующим образом: Пьер Мерлен (ударные), его брат Бенит Мерлен (перкуссия), Хэнсворт Роуи (бас-гитара), Аллан Холдсворт (гитара), Мик Тэйлор (ex-“The Rolling Stones”; гитара), Мирель Бауер (клавишные, перкуссия), плюс сессионные музыканты. На какое-то время в группу вернулся даже Аллен, сольная карьера которого сложилась не слишком удачно, но из-за творческих разногласий и неразберихи, охватившей коллектив,  к концу 1977 г. он вновь покинул ансамбль, перебрался на время в США, где создал в пику группе Мерлена сразу два “гонговских”  проекта под своим началом  — “Planet Gong” и “New York Gong”. Признаться, “Planet Gong” мне слушать не приходилось, а вот музыка «New York Gong» представляла собой какую-то безликую, американизированную кашицу из постпанка. Поэтому на тот момент Мерлен оказался едва ли не единственным последовательным  продолжателем «гонговский» традиций.

Впрочем, после альбома “Gazeuse!” и в самом деле можно было предположить, что  мерленовский “Gong” окончательно обосновался в тенетах коммерческого джаз-рока. Но так предполагать – значит, не знать экспериментальную натуру музыкантов коллектива. Попробуйте обнаружить в их дискографии 1973-1980 гг. два стилистически одинаковых альбома – не выйдет.  То, что было явлено на следующей программе – “Expresso-II” (1978) – нельзя назвать даже просто джаз-роком.  Перед нами — инструментальный хард-н-джаз очень высокой пробы с мощными ударными и гитарно-клавишными аранжировками. Иначе говоря, на событийно развивающемся пространстве хард-рока плетет свой причудливый рисунок импровизационный джаз.

Во избежание судебных разбирательств относительно прав на название “Gong”, Мерлен и К° стали работать под титулом “Pierre Merlen’s Gong”, что, однако, не убавило популярности группе (думаю, в немалой степени это связано с тем, что Аллен и Смит писали свои проекты на небольших независимых лейблах, в то время как команда Мерлена перешла под крышу солидной международной корпорации “Arista”). 

Под «новым» именем “Gong” Мерлена выпустили великолепный (возможно, лучший в дискографии мерленовского «Gong») альбом “Downwind” (1979), в записи которого приняли участие знаменитый мультиинструменталист Майк Олдфилд (гитара, клавишные) и его брат Терри (духовые). Это была на редкость удачная попытка Мерлена (основного автора 1976-1981 гг.) примирить внутри себя упертого джазмена и воспитанника классической консерваторской школы. “Downwind” – это вдумчивый, интеллигентный диалог арт-рока (первая часть диска) и джаза (соответственно, вторая). А ярчайшим примером синтеза двух жанров стала заглавная 13-минутная композиция “Downwind” – фонтан музыкальной фантазии, взмывающий к небу и рассыпающийся брызгами прекраснейших мелодических ходов; слушатель моментально оказывается в плену завораживающих звуков гитары Олдфилда, пускается в “языческий пляс” под чудесное сумасшествие барабанной дуэли Мерлена с самим собой, несется по стремительному течению развивающейся мелодии… И вдруг течение замедляет бег – именно в тот самый момент, когда вы меньше всего этого ожидаете, и вас, все еще возбужденного, нежно обволакивает размеренная джазовая импровизация. Диалог закончен ничьей. The End. Прекрасная работа, послушайте ее непременно.

Однако на последовавших перед официальным распадом альбомах “Time is the key” (1979), “Jingo” (1979) и “Leave at open” (1981) группа снова отошла от структур арт-рока, исполняя неизменно качественный импровизационный джаз-фьюжн с незначительными, но всегда «вкусными» заходами на территорию классического рока  (в основном в аранжировках гитарных партий). 

В 1981 г. по взаимному соглашению группа была расформирована, а название изъято из употребления. Как оказалось, ненадолго. Во-первых, все это время продолжали активную творческую деятельность всевозможные побочные «дети» “Gong”, в состав которых входили участники классической группы.  Большое количество «гонгов» вносило, конечно, сумятицу в ряды поклонников, но был и несомненный плюс: как уже говорилось выше, “Gong” с самого начала были творческой лабораторией, осваивавшей и сближавшей различные стили и жанров.

Наряду с активно музицировавшими в 1980-е “New York Gong” (Аллен и сессионные музыканты) и “Mother Gong” (Смит, Малерб, Пайл, Титч) в 1986 г. вернулась на сцену и команда “Pierre Moerlen’s Gong”.  Так или иначе, активная и часто пересекающаяся творческая деятельность этих осколков явно вела к воссоединению классического состава. Таковое и произошло в 1990 г. На концертных площадках  впервые за последние 10 лет появилась команда под старым названием (в смысле, без всяких приставок, вроде “Mother-“, “New York-“ и т.п.) в составе ветеранов: Дэвид Аллен, Дидье Малерб, Майк Хоулетт, Пип Пайл, Жиль Смит, плюс новые музыканты Грэхам Кларк (струнные) и Шималь Майтра (перкуссия).  Первым подтверждением долгосрочного возвращения группы стал альбом “Angels Agg. Part. 2” (1991) – продолжение классической концептуальной программы 1974 г. А в 1992 г. вышел великолепный  72-минутный альбом “Shapeshifter”, пронизанный духом Того-Самого-“Gong”, ненавязчиво разбавленного  восточной интонацией; если бы не использование в записи новых технологий и наличия едреной композиции в жанре… авангардного техно “Dog-O-Matic”,  запросто можно было бы принять программу за неизданный своевременно  материал года эдак 1973-го или 1974-го. Отличная работа, 72 минуты диска слушаются на едином дыхании. 

Жиль Смит параллельно продолжала работать со своим проектом “Mother Gong” (совершенно не понятно – зачем?), зато к воссоединившейся группе неожиданно присоединился  (правда, не на постоянной основе) прежний «соперник» Аллена П. Мерлен – последнее важное звено в механизме гениальной группы. 

Участники поздних составов “Gong” – Хэнсвор Роуи, Аллан Холдсворт, Бон Лозага и Бенин Мерлен – тоже не сидели без дела и в 1994 г. организовали свой «гонговский» проект под названием “GongZilla” и взялись за развитие идей альбома “Expresso-II”, а это отменный инструментальный приджазованный хард-рок.

Что же касается собственно “Gong”, довольно долго после “Shapeshifter” не появлялись новые программы, группа радовала поклонников в основном сборниками “Best of” и изданием редких записей.  Новый полновесный альбом вышел лишь в 2000 г. И снова это была продукция отменного качества, подтвердившая, что у музыкантов в запасе еще ой как много свежих идей! А те, кому посчастливилось услышать живую работу этих старичков на их концертном диске 2000 г. “Live to infinitea”, могли убедиться, что обитатели славной планеты Гонг и сегодня остаются  все той же группой «не от мира сего», чье влияние на музыкантов, работающих на стыке джаза и авангардного арт-рока, трудно переоценить. Группа продолжает колесить по миру, время от времени выпускать альбомы. Потери неизбежны. В 2005 г. не стало Мерлена, накануне своего 80-летия неуемная хипушница Жиль Смит в очередной раз решила оставить Аллена и его банду. В Россию группа приедет в обновленном составе. Но, в конце концов, будем честны: «Гонг» — это прежде всего неиссякаемый на выдумку Дэвид Аллен, который и в 76 своей сокрушительной энергетикой заткнет за пояс любого рокера-новодела. А первоклассными музыкантами себя окружать он всегда умел. Так что состав тут не принципиален.

Не, братцы, я вам искренне советую сходить на их концерт. Это незабываемо!

И никакой политики.

Московский литератор и музыкант, организатор литературных, музыкальных и арт-проектов

Похожие материалы

Вместо решения вопроса о критерии, облике и социальной базе русской/российской нации русские...

Решение суда по делу Серебренникова – очень хорошее для тех, кто оказался на свободе. И тревожное...

Разве вы ещё не заметили, какая тонкая грань отделяет нашу раскормленную комфортом цивилизацию от...