Политическая повестка переживающего сегодня очередной «поворотный момент» Европейского союза обновилась еще одним предполагаемым (и заранее расцененным как неблагоприятное) событием.
Так, американские эксперты высказывают обеспокоенность возможностью превращения сразу двух стран Центральной и Восточной Европы – Австрии и Словакии – в своеобразные бастионы «орбанизма» (по аналогии с современной Венгрией) во главе с право-популистскими правительствами, заявляющими о приоритете национальных интересов и традиционных ценностей над тем, что сегодня все чаще подается в качестве ценностей общеевропейских. Именно так идентифицировало существующую угрозу влиятельное американское издание Politico, недавно обеспокоившееся таким образом неблестяще складывающимися европейскими делами. Для указанных аналитиков понятие «орбанизм» обозначает тренд, связанный с приоритетной защитой национальных интересов, неприятием «общеевропейских ценностей» в их самих последних редакциях и трактовок, а также критикой курса на последовательную конфронтацию с Россией, включая вовлечение в происходящее военное противостояние на Украине и подключение к наносящим ущерб европейским экономикам санкциям.
Главные «виновники» торжества, с которыми американские эксперты связывают возможный выход «орбанизма» за пределы собственно венгерских границ – глава Австрийской партии свободы (определяемой значительной частью западных экспертов в качестве «ультраправой») Херберт Кикль, а также лидер словацкой оппозиционной социал-демократической партии «Направление» (SMER-SD) экс-премьер Роберт Фицо. Политические силы, возглавляемые обоими вышеназванными политиками, по результатам последних социологических опросов считаются фаворитами приближающихся парламентских выборов в своих странах и уже ведут консультации с потенциальными союзниками в возможной будущей правительственной коалиции.
При этом следует отметить, что обозначенное американскими экспертами явление, рассматриваемое как процесс подъема популистских настроений и выражающих их политических сил, реализуется сегодня в качественно в новых условиях. В чем же заключается принципиальная новизна ситуации, которая последовательно складывалась после 24.02.2022 (в действительности – ранее, с начала пандемии и порожденной ею «карантинной политики» властей ЕС)? Небольшие европейские государства, нередко относимые экспертами к периферии ЕС и стремящиеся сохранить в подобной ситуации минимально необходимую суверенность и пространство для внешнеполитического маневра, сталкиваются сегодня со следующими качественно новыми обстоятельствами
1.Кризис ЕС, связанный с обнаружившейся слабостью и несамостоятельностью элит и правительств ведущих стран ЕС (Германии и Франции) в ответ на современный острый кризис всей системы международных отношений.
2. Все более проявляющаяся недееспособность европейских институтов, их поэтапная девальвация в ситуации углубляющегося кризиса общеевропейских политики и управления.
3. Кризис экономического «ядра» ЕС (и прежде всего нарастающая угроза деиндустриализации Германии после отказа от российских энергоносителей).
4. Отсутствие у ЕС перспективной стратегии и понятной модели «посткризисного существования».
5. Усиливающее бюрократическое и политико-идеологическое давление внутри ЕС на отдельные государства-члены с целью побудить их встроиться в некий единый дискурс и курс в ответ на события после 24.02.2022.
6. Уменьшение возможности лавирующей стратегии для стран ЕС (то есть возможности по мере сил отстаивать свои национальные интересы, оставаясь при этом в рамках Евросоюза).
7. Кризис системных политических идеологий и платформ в современной Европе (социал-демократической, умеренно-правой, либеральной), что приводит к ослаблению позиций выражающих их политических сил.
8. Кризис идеи и модели нейтралитета в ситуации современной поляризации (особенно остро для Австрии).
9. Обострение идентитарной проблематики в «зоне ЕС» в ответ на кризисную динамику миграционных процессов.
10. Отсутствие у современных Австрии и Словакии собственных масштабных геополитических проектов (имеющегося у той же Польши).
Говорить о вхождении Австрии и Словакии в некий «пророссийский блок» – в случае успеха упомянутых политических сил на выборах – в существующей ситуации едва ли возможно. События, происходящие в этих странах, скорее важны как обозначение определенного тренда, связанного с изменениями европейской политики. Современная ситуация такова, что даже небольшое изменение внутренней ситуации, в находящейся за пределами общеевропейского «ядра» стране ЕС, может повлечь за собой ее распространение на целую группу сходных по условиям стран.
«Эффект домино» при этом вряд ли возможен, поскольку ситуация в отдельных странах ЦВЕ является достаточно различной и определяется целой совокупностью факторов. Между тем, развитие подобных ситуаций может подчеркнуть постепенное ослабление управляемости процессами, протекающими в рамках тех или иных сегментов общеевропейского пространства, со стороны европейского истеблишмента, которое все более явно будет подводить последний к ситуации «кризиса альтернатив и стратегий».