Рубрики
Блоги

Победит ли в Севастополе культура согласия?

Севастополь должен стать полноценной культурной альтернативой космополитической Москве с ее уже до конца определившимися вкусами, убеждениями и предпочтениями. Каждый честный и искренний патриот Отечества должен чувствовать этот город своей второй малой родиной. И если усилиями нового губернатора этой цели удастся достичь в течение ближайших пяти лет, предшествующие конфликтные годы будут восприниматься как необходимый пролог этой пьесы со счастливым финалом.

Президент Владимир Путин провел рабочую встречу с новоназначенным губернатором Севастополя Михаилом Развожаевым. И глава государства, и глава региона фактически сошлись на том, что отныне и впредь управлять городом следует так, чтобы не порождать новых и никому не нужных конфликтов с местным сообществом и с теми, кого сам президент охарактеризовал, как «людей, которые хорошо знают регион, город». Более того, Владимир Путин прямо призывал нового губернатора работать – «очень тесно совместно» – вместе с депутатским корпусом, «ради людей, которые здесь живут, ради достижения наших общих целей по развитию страны в целом и этого чрезвычайно важного, стратегически важного для нас региона». Михаил Развожаев, разумеется, с этим пожеланием президента согласился и выразил свое уважение к тем, кто, живя в городе, отстаивает его интересы.

Что означают эти вроде бы ритуальные слова? Означают они то, что власть – и городская, и общероссийская – готова признать тот факт, что недавний конфликт депутатов Заксобрания с бывшим губернатором Дмитрием Овсянниковым был обусловлен не амбициями тех или иных нелояльных бывшему губернатору депутатов, не какими-то особыми политическими интересами Алексея Чалого, а исключительно конфликтным стилем руководства Овсянникова и его команды.

В недавнем интервью РИА-новости Овсянников обвинил во всех своих неудачах в городе Чалого и его соратников: типа их неудовлетворенные амбиции помешали ему завершить его великие начинания. Существуют – в основном на региональном уровне – СМИ, которые транслируют эту точку зрения, очевидно, что прошедшие три года те же слова шептались в чьи-то высокопоставленные уши. Однако те, кто погружен в севастопольскую проблематику, знает, что дело обстояло иначе: до осени 2017 года депутаты так наз. группы Чалого, сознавая сложность ситуации и все политическое неудобство вести войну со вторым назначенцем президента, избегали любой публичной критики Овсянникова, даже видя, что его слова начинают расходиться с делами. Даже в истории с задержкой предоставления статуса ООПТ урочищу Ласпи, являвшейся нарушением прямого поручения президента, депутаты на первых порах отказывались жестко давить на Овсянникова, не желая подвергать город второй за пять лет войне ветвей власти.

Но губернатор, чувствуя в определенной степени политическую уязвимость депутатского корпуса, сам повел атаку уже с начала зимы, значительно урезав бюджет Заксобрания, вынуждая депутатов отказаться от аппарата юридических консультантов и оплачиваемых помощников. Таким вот образом Овсянников хотел показать, кто первый парень на деревне. Если бы этот «первый парень» еще бы продемонстрировал великие хозяйственные достижения, то можно было бы рассчитывать на то, что он выиграет в этой войне. Но выполненная всего на 43 % федерально-целевая программа, исчезнувшие в прогоревшем банке 2 млрд. рублей на ремонт системы очистных сооружений, массовое банкротство мелкого бизнеса, связанного с закрытым на неопределенное время ТРЦ «Муссон» и, наконец, оставленные в состоянии разрухи Парк Победы и Матросский бульвар – все это в совокупности не давало губернатору никаких особых преимуществ в конфликте с людьми, которым он в грубой форме решил указать на их место.

Очевидно, что в этот раз президент очень внятно дал понять, что Севастополь – это не тот город, в котором губернатор может позволить себе обслуживать свой комплекс неполноценности. На котором, кстати, всегда будут играть люди, желающие сорвать куш с нового конфликта. Овсянникова буквально затравили в первый год его работы те, кто дразнил его «марионеткой Чалого», «Овсялым» и пр. Судя по всему, они знали его больные места и могли предположить, что рано или поздно губернатор сорвется и начнет новую войну. Так и случилось.

Пока складывается впечатление, что Развожаев – человек без такого рода комплексов, и для него не будет личной проблемой выстроить иные отношения со всеми местными группами интересов, включая будущий депутатский корпус. Во всяком случае он точно знает, что именно этого – прекращения внутрисевастопольской войны – от него ждет Кремль. Об этом говорит и первое же его самостоятельное решение – возвращение благотворительному фонду «35 береговая батарея» права на реконструкцию Матросского бульвара. Один из самых неприятных из скандалов последнего года как будто улажен. Думаю, что вторым по порядку (но не по значимости) делом было бы разрешение спора относительно генерального плана развития города: это, пожалуй, реально самый спорный и конфликтогенный вопрос, затрагивающий интересы многих горожан.

Развожаев уже обещал Путину построить в городе 270.000 квадратных метров служебного жилья, и, вероятно, с учетом изменившегося статуса города и появления здесь новых рабочих мест это имеет смысл. Но опять же существует явная опасность хаотической застройки, тем более в условиях нерешенных земельных споров. Очевидно, что начинать надо с принятия генерального плана как своеобразного общественного договора между, с одной стороны, обеими ветвями власти, а, с другой стороны, многочисленными земельными собственниками. Принятие такого плана стало бы своеобразным меморандумом о согласии в Севастополе.

Помимо этого у города существует две предельно острые проблемы, которые придется решать в пакете. Собственно, это одна проблема – проблема воды, которая, как известно, имеет две функции в системе городского хозяйства – питьевую и очистную. И вот, соответственно, есть две системы – очистных сооружений и водопровода. Обе требуют коренного ремонта. Специалисты утверждают, что временное решение проблемы дефицита водоснабжения – это проведение технологического и технического аудита системы с целью ликвидации потерь воды в силу изношенности частей системы и возможных неисправностей. Вероятно, придется пойти на этот шаг, прежде чем вводить в эксплуатацию дорогостоящую систему опреснения морской воды.

Было бы важно, если бы Севастополь рано или поздно обрел какие-то атрибуты третьего по значению российского города федерального значения. Очевидно, что здесь нужно строить гражданский аэропорт, потому что два часа езды из Симферополя – это, может быть, и хорошо для интеллектуалов и туристов, но явно затратно для ценящих свое время деловых людей. Здесь явно нужно создавать научные и интеллектуальные центры – если уж город хочет быть патриотической столицей, здесь должен располагаться центр военно-исторического и гражданского просвещения, я бы сказал, центр научного державостроительства. Конечно, нужны специальные охранные грамоты, защищающие природные территории от варварской застройки и уничтожения под видом облагораживания, архитектурные реликвии Херсонеса – от разного рода ремонтов с целью хищения бюджетных средств, а успешно работающие частные предприятия – от грабительской национализации.

В целом, уж если говорить все до конца, Севастополь должен стать полноценной культурной альтернативой космополитической Москве с ее уже до конца определившимися вкусами, убеждениями и предпочтениями. Каждый честный и искренний патриот Отечества должен чувствовать этот город своей второй малой родиной. И если усилиями нового губернатора этой цели удастся достичь в течение ближайших пяти лет, предшествующие конфликтные годы будут восприниматься как необходимый пролог этой пьесы со счастливым финалом.

 

Текст был опубликован на сайте ForPost: https://sevastopol.su/news/pobedit-li-v-sevastopole-kultura-soglasiya?fbclid=IwAR3oM1i7uCddM7nq6JOteuzafUTjriSIM6gesnOClviB50KW7Ca7gqN0wyM

Автор: Борис Межуев

Историк философии, политолог, доцент философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.
Председатель редакционного совета портала "Русская идея".