Рубрики
Блоги

Об эйдосе западничества

И нетерпимость к иным, и талмудизм, и карго в основе мышления – все выносит их за пределы «идеальных западников». Но – числятся они в западниках, никто их оттуда не гонит, что и меняет эйдос западничества.

Эссе политолога Андрея Цыганкова о кризисе западничества в РФ обратило мое внимание тем, что представилось мне в качестве когнитивной дыры в представлениях автора, требующей и указания на себя, и проговаривания.

Что есть эйдос – сущность, определяющее качество какого-то класса вещей – западничества? Со времени основания данной субкультуры в ее основе лежало то, что просто перенос передовых технологий не решает проблемы развития, что переносить надо и то, что обеспечивает появление таких технологий в обществе: интеллектуальную чувствительность к своим проблемам, установку на понимание другого / уважение к конструктивным меньшинствам, отстраивание соответствующего коммуникационного пространства, критический рационализм, и т.п. Именно это, хоть возможно и в других формах / словах, находится на знамени сообщества.

При этом, до сих пор у нас в не особо говоримом находится альтер-эго, порождаемое ситуацией признания превосходства других, наделения этих самых других правом доминирования. В поле любого доминирования, особенно если при этом еще и навязана большая культурная дистанция, естественно возникает ментальное социальное картирование «небожители-обслуга-прочие» – доминирующие , те, кто обеспечивает гегемонию доминирующих, ну и те, кто в такой картине лишь «кормящий ландшафт». Так что «превосходство Запада» несет в себе искушение порождения страты «вертухаев Обкома», тех, кто положит смыслом своей жизни охрану «светлого града на холме» от «этих орков с Востока».

И как мы знаем, данное искушение в наших пенатах подчинило себе многих, причем в служивые пошли именно что знаковые фигуры в культурном пространстве.

Соответствуют ли эти «обкомовские вертухаи», наши «служивые антирусского лимитрофа» парадному эйдосу западничества? В общем-то – увы!

И нетерпимость к иным, и талмудизм, и карго в основе мышления – все выносит их за пределы «идеальных западников». Но – числятся они в западниках, никто их оттуда не гонит, что и меняет эйдос. И если в начале западничества Смердяков был общепризнано «обезьяной» Чаадаева, то теперь Смердяков, хоть и невыговариваемо, задает эталон. Как там в эвфемизмах у А. Цыганкова?: «Некоторые наиболее радикально настроенные выступили за поражение собственной страны и победу Украины». Просто помнится, как те же «некоторые» активно выступали и за победу Басаева

В ситуации нынешнего кризиса западничества особенно обращают на себя внимание факты, когда те люди «из статусных», которые, попав к небожителям по своему представлению, не оставляют постов по «облаиванию орков». Понимаемо, когда «жить-то хочется…» – ну не умеют больше ничего кормящего. А вот когда имеют и умеют, но постов при этом не оставляют – тут очень интересно… Вертухайство как призвание – и отнюдь не у единиц!

Автор: Павел Крупкин

кандидат физико-математических наук, публицист, независимый исследователь

Добавить комментарий