Традиционно осень считается неспокойным временем года и богата на поводы для волнения всех слоев населения. Крестьяне переживают за урожай, некоторая группа лиц озабочена покупкой пальто, а сторонники ультраправославного пути развития России продолжают бескомпромиссную борьбу с мракобесием и, в частности, с Хеллоуином.

В преддверии этого праздника, скандально известный своей бурной деятельностью Виталий Милонов направил суровое письмо министру образования, в котором настоятельно просил пресекать попытки празднования Хеллоуина в российских школах: «В случае если в каких-либо учреждениях такие мероприятия будут проведены, то прошу вас принять самые жесткие дисциплинарные меры к тем должностным лицам, которые потворствовали проникновению мистического сатанизма в умы российских детей».

Далеко не в первый раз в России звучит тезис о сатанинской направленности Хеллоуина. Конечно, черно-рыжая угловатая эстетика праздника с оскалами тыквенных Джеков, паутиной и макбетовскими ведьмами неискушенные умы может навести на подобные ассоциации. Тем не менее, свойственные Хеллоуину, (дню, когда возможно возвращение духов умерших на землю), скелеты и черепа являются вполне характерной для христианства частью культа смерти. Ровно такой же, как, скажем, и святые мощи, прикоснуться к которым зачастую те же дети стоят в очереди.

Споры об эстетике – это всегда споры о вкусах, и не думаю, что они могут быть плодотворны, а вот то, как психология запрета в принципе действует на детскую психику, должно быть известно каждому, берущемуся за воспитание молодого поколения. Мудрее в этом плане, безусловно, поступают сотрудники Дарвиновского музея, где приуроченный к Хеллоуину будет проводиться день Лешего. Типично русская нечисть – домовые, кикиморы, дедушки лешие и пр. встретят малышей вместо западных, по мнению Милонова, сатанинских веселых скелетов.

Показывать и рассказывать детям о своих российских мистически увлекательных персонажах, безусловно, куда плодотворнее и лучше, нежели запрещать праздник вовсе. Правда, стоит ли ограничиваться и замыкаться исключительно в своей культуре, вместо того, чтобы продолжать развитие культурного диалога, — вот вопрос, который сегодня стоит перед Россией подобно гамлетовскому.

И в этом свете даже такой, казалось бы, шуточный праздник как Хеллоуин все-таки служит определенной вехой. Ведь все сторонники борьбы с ним в первую очередь олицетворяют не действительную борьбу с «мистическим сатанизмом», а борьбу с Западом в целом. Хеллоуин – не только праздник, но и именно коммерческий продукт западной культуры, практически такой же, как кока-кола, так же хорошо узнаваемый по цветам, просто его не разливают в бутылки.

Подобная борьба, безусловно, и ведется по коммерческих законам – либо полным насильственным вытеснением с рынка, как предлагает действовать Милонов, либо предоставлением лучшей альтернативы, в частности, дня Лешего, как предлагает Дарвиновский музей. Конечно, эта борьба может дать стимул к развитию российской культуры в плане нечисти, но нужно ли в принципе поддерживать такое противостояние, нужно ли обязательно бороться с внешними демонами западного Хеллоуина, вместо собственных, российских, сидящих глубоко внутри? Для меня отрицательный ответ очевиден.

Однако ультраправославные активисты продолжают клеймить Хеллоуин и вместе с ним Запад, как будто в лучшие годы молодой советской республики клеймят буржуев и империалистов. По принципу же СССР они не гнушаются никакими союзниками.

Вот уже несколько лет в России, к моему ужасу, проводится индуистский праздник Холи. Причем не только в столицу, где причудливо сплетаются многие культуры, но и даже в такие отдаленные уголки как Уссурийск забралась эта индийская традиция встречи весны. Почему же этим чужеродным влиянием на «умы российских детей» до сих пор не озаботится Милонов и прочие православные активисты? Почему столь далекий от православия индуизм, массово прививаемый молодому поколению под вывеской фейерверка красок, не беспокоит общественность, в отличие от близкого христианству Хеллоуина? Чем рыжие джеки и черные птицы принципиально хуже и вреднее цветов радуги, которые к тому же служат символом ЛГБТ-движения?

Этот ряд вопросов можно продолжить. Чем раздача блинов в русскую Масленицу отличается от угощения детей конфетами в западный Хеллоуин? Чем весеннее сжигание чучела зимы отличается от осенних горящих тыкв? И то, и другое – языческие традиции, но распространенные в странах, после перешедших к христианской вере, в отличие от столь любящей краски Индии. Так почему же братья во Христе становятся сегодня уже даже не чужими, а настоящими врагами, а инородные индуистские традиции переходят в российские реалии?

Когда теперь с горечью наблюдаешь за церковным расколом восточных христиан, невольно задумываешься об утопической, но такой прекрасной идеи экуменизма. Ведь куда лучше прекратить поиски различий, и сосредоточиться на том, что есть у нас – христиан – общего.

Историк, дипломат

Похожие материалы

Откровенно говоря, я бы не хотел жить под "железной пятой" Великого Инквизитора. Тем более что в...

Националисты вполне объяснимо не поддерживают западнорусские идеи, но часто это отсутствие...

Человечество должно стать интернациональным, защищаясь объединением, или отказаться быть вовсе и...