Рубрики
Блоги

Герои Rules-Based Order: очерк проступающего из когнитивной тени

Структура “переживания зла” в сообществе – прогрессорская: «зло» в мире представляется неизбывным, но только в части «иных»: «мы» и «наши» «злу» неподвластны, и вследствие этого «мы» – избранные. А вот «они» погрязли во «зле», причем «зло» является именно что частью их природы и «они» – неисправимы. Потому «их» надо ограничивать и держать от «нас» чем дальше, тем лучше.

Резко возросшая частота употребления слов “порядок, основанный на правилах (ПОП) / Rules-Based Order” в речах западных политиков и политических активистов с середины 2010-хi гг дает возможность посмотреть на эти слова, как на слово-“шибболет”, слово-пароль, отличающий “своих” некой группыii – тем более, что имеются постоянные нарекания по поводу отсутствия гласного списка этих самых правил ПОПiii. Такая группа действительно стала различима в последнее время, выделившись из когнитивной тени обобщенно-коллективного Запада, получив наименование среди руководителей РФ западные глобалистские элиты (ГЭ).

В политологии существует подход, полагающий, что политическое единство любого сообщества обязательно имеет в своей основе некий сакральный комплекс, для которого используют термин гражданская религия. В этом плане ПОП предстает именно что частью такой религии ГЭ, и это позволяет посмотреть на ПОП именно из такой перспективы, привлекая наработки институционального обществоведения, особенно в части теории солидарных сообществiv.

Отсутствие гласных правил ПОП позволяет предположить, что главным словом ПОП является не слово «правила», а слово «порядок». В пику любителям реалистического ведения дел в международных отношениях, ГЭ предстает именно что гоббсовым «Левиафаном», претендующим на обеспечение международного порядка по аналогии с социальным порядком человеческих обществ – с выработкой и утверждением институтовv, оценкой действий разных международных агентов и выдачи им санкций за отклонение от предписываемого. При отсутствии сводов правил / законов, ПОП предстает машинерией общего блага ГЭ, которая по каждому важному случаю выдает вердикт, формующий последующее говорение всех лояльных ПОП. И часто новый формующий вердикт значительно отличается от формующего вердикта по предыдущему аналогичному случаю, что делает границу между ПОП и произволом слабо различимой, особенно для тех, кто в коалиции ПОП – не-свой. Также можно отметить, что коалиция ПОП не связывает себя географическими границами, претендуя на всемирность своего порядка, и это помещает ПОП в класс имперскихvi порядков.

Интересен вопрос тождественности ГЭ и коалиции стран ПОП. С одной стороны, даже и не «тесный» союз странvii вполне может быть рассмотрен как субъект и международной политики, и суверен ПОП. С другой, – ГЭ открыло внутри-страновые фронты борьбыviii, выделив себя из своих наций и представ совершенно отдельным субъектом действия – чем, собственно, и вывело себя из когнитивной тени коалиции стран. Можно сказать, что ПОП предстал не только международной амбицией упорядочения / доминирования некой коалиции стран, но и ввел себя в национальные жизни стран своего контроля, вызывая там множество событий «это случилось в первый раз». И все это опять же – с середины 2010-х гг.

Итак, как же можно описать гражданскую религию ГЭ / коалиции ПОП? Основная идеологема ГЭ может быть эксплицирована из говорения актива сообщества следующим образом: Мы, создавшие у себя мир, в котором все хотят житьix, обладаем мудростью и хорошими навыками в делах человеческих. Наш ПОП безусловно хорош для всех, и все хорошие люди ставят его выше других социальных и международных порядков. Соответственно, те, кто сопротивляется ПОП, они плохие люди, носители мирового зла.

Соответственно структура “переживания злаx в сообществе – прогрессорская: «зло» в мире представляется неизбывным, но только в части «иных»: «мы» и «наши» «злу» неподвластны, и вследствие этого «мы» – избранные. А вот «они» погрязли во «зле», причем «зло» является именно что частью их природы и «они» – неисправимы. Потому «их» надо ограничивать и держать от «нас» чем дальше, тем лучше.

В качестве идеального политического порядка коалиции ПОП предстает что-то вроде демократической федерации меньшинствxi. Как и многое другое нормативное в ПОП, гласные принципы отбора меньшинств «в свои» строго не определены – за исключением безусловной лояльности их и к ПОП, и уже отобранным меньшинствамxii.

Несмотря на отсутствие общего списка правил, в коалиции ПОП тем не менее просматриваются следующие общие идеологемы:

Безусловная лояльность всему, связанному с ПОП и производимому им «мировому добру»;

Демократии – добро, автократии – зло;

Отобранные коалицией ПОП меньшинства – безусловно хорошие, и им надо способствовать;

Все, что связано с White Supremacy, с порождением «белых мужчин», – должно быть поставлено под вопрос, а лучше сразу изжито; особенно такое «зло», как «правый популизм» / «внутренний терроризм»;

В.В. Путин – воплощение «сатаны»; при этом в последнее время безудержное демонстративное осквернение переносится и на жителей РФ, воплощаясь в обязательности для апологетов ПОП русофобии, или даже антирусизма;

С недавних пор в обязательное для коалиции ПОП была введена синофобия.

Коалиция ПОП / ГЭ предстает очень солидарным сообществом с сильной коллективной идентичностьюxiii, ядро которого составляют люди с верхних политических позиций включенные в коалицию стран, их экономических и гуманитарных корпораций (включая университеты), и международных организаций. Актив коалиции в рамках их коллективной идентичности примерно одинаково видит мир, подчиняется своим установлениям, понятиям, порядкам, имеет установку на взаимоприятие и согласование своих интересов в духе winwin.

Коллективная идентичность актива устойчиво воспроизводится, так что вновь приходящие на верхние посты ПОП-коалиции люди не выходят за пределы установившихся и устоявшихся порядков. Налажена и кадровая работа по привлечению в коалицию и воспитанию способной к политике молодежи, а также исключению «потерявших доверие». Актив ПОП принимает условия возможности своей индивидуальной замены на собою занимаемых постах вследствие развитых страновых и корпоративных правил, т.е. “игра” ГЭ существенно командна: каждый вкладывается в общее благо ГЭ, как может, и получает от ГЭ поддержку в том, чтобы мочь больше.

Структурно ядро ГЭ напоминает средневековую Флоренцию: есть коллективный герцог (США), есть его круг (те, кто регулярно участвуют в G7), есть другие важные «персоны», имеющие в дополнение к своей влиятельности на общую политику и свои структуры самоорганизации (Евросоюз, МВФ, и др.) Соответственно, во взаимодействии с ГЭ прочие центры силы имеют перспективы быть либо частью Флоренции (те, кого принимают в полноправие), либо Пизой (примыкающие к ПОП-коалиции элиты стран ОЭСР, Сербия, и др.), либо Луккой (мечта РФ, КНР, и других, назначенных во «враги» ПОП, тех, кто по назначению ГЭ «обуян злом»), либо «управляемым хаосом» на развалинах былого (Ливия, Сирия, Ирак, Афганистан).

ГЭ напоминает по своему устроению международную партию – что-то похожее на Коминтерн 1920-30-х гг. Потому иногда по отношению к этому субъекту просится термин Либеральный Интернационал / Либинтерн. И это выходит за рамки стандартной дихотомии обсуждений международных субъектов последнего времени – государство vs транснациональные корпорации (ТНК). ГЭ / Либинтерн составляют их подсистему: транснациональное сетевое сообщество, захватившее верхние посты как в государствах ПОП-коалиции, так и в их ТНК; в ТНК как экономических, так и гуманитарных – вроде семейства международных организаций ООН, других международных и национальных негосударственных организаций, а также университетов западного толка.

Таким образом, привлечение теории солидарных сообществ позволяет обогатить понимание устроения коалиции ПОП, которая зачем-то решила повоевать не только с РФ и с Китаем, но и внутри стран своего контроля. Переход данного сообщества в режим тотальной мобилизации делает международную ситуацию очень интересной в силу многовариантности возможного ее развития.

i Для начала взрывного употребления термина Б. Скотт со ссылкой на Google Books дает 2014 г., а Российский Дипломатический словарь2016 г.

ii Слово “шибболет” связано с одним из первых описаний геноцида в Библии — Суд. 12, 5‒6: «И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: „позвольте мне переправиться“, то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему: скажи: „шибболет“, а он говорил: „сибболет“, и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи».

См. также свежее “паляныцця” от политических украинцев.

iii На отсутствие гласного свода правил ПОП регулярно указывает, например, С.В. Лавров (Министр Иностранных Дел РФ) – см., например, заметку ТАСС от 01.09.2020, или статьи в журнале «Россия в глобальной политике» 2021-го и 2023-го гг.

iv См., например, монографию Крупкин П.Л. Россия и современность: Проблемы совмещения: Опыт рационального осмысления. М.: Флинта, Наука, 2010, или статью Крупкин П.Л., Лебедев С.Б. К сакральным основаниям локальных идентичностей в сегодняшней России: опыт структурного анализа // Социологический журнал. 2013. №4. С.35-48.

v «Институтами… обычно называют всю совокупность правил и норм, которые определяют поведение человека, как формальных (конституции, законы, стандарты, нормы), так и неформальных (обычаи, привычки, “понятия”, традиции, внутренние системы мотивации людей)»: Крупкин П.Л. Россия и современность: Проблемы совмещения: Опыт рационального осмысления. М.: Флинта, Наука, 2010. С. 71.

vi Дихотомия имперский – национальный / державный для социального порядка можно определить через психологическую установку правящих на безграничность своих устремлений.

vii Под тесным международным союзом будем понимать ситуацию, когда установка на “свои” по отношению к жителям других стран является нормой для всех жителей коалиции стран – а не только той части национальных / страновых элит, которые вовлечены в международные отношения; пример тесного союза – Евросоюз; здесь можно также отметить и Союзное государство РФ и Белоруссии.

viii Примеры таких фронтов:

  • Блокировка президента Трампа в международной политике в США в 2017-2020 гг и текущая правовая война с ним;

  • Борьба с движением MAGA в США со 2-й половины 2010-х гг; апофеоз – репрессии по кейсу “6 января”, слова “внутренние террористы” от администрации президента Байдена;

  • Дискуссия в Германии по запрету партии “Альтернатива для Германии” (которая имела поддержку более 20% избирателей в августе 2023 г.);

  • “Наказание” Венгрии и ее премьер-министра Орбана за “не в едином строю” от Евросоюза – начиная со 2-й половины 2010-х гг.

ix Здесь уместно вспомнить метафору Ж. Борреля (Верховный Представитель Европейского Союза по международным делам и безопасности): «Европа – это сад. Мы построили сад: все работает, это наилучшая из когда-либо созданных человеком комбинаций политической свободы, экономического процветания и социального сплочения. <…>. Остальной мир, большая часть других стран мира — это джунгли. А джунгли могут совершить вторжение в сад. Садовники должны заботиться о саде …» (цитата из заметки ТАСС от 13.10.2022).

x См. детали в статье: Крупкин П.Л. «Поле битвы: штрихи к портрету главного субъекта текущего конфликта» // Сайт Русская Истина. М. 20 сентября 2023.

xi См., например, статью: Слёзкин Ю.Л. «Самобытное государство-цивилизация, его соседи и родственники» // Россия в глобальной политике. 2023. Т. 21. № 4. С. 44-45.

xii Примеры наличествующих несоответствий в части “своих” /допустимого:

  • вполне допустимы этно-националисты (доходящие до фашизма) политических элит стран, расположенных рядом с РФ, но недопустимы даже просто националисты в странах коренного Запада;
  • “своими” считаются «женщины как мужчины», но «женщины как женщины», особенно матери семейств, оказываются вовне;
  • мигранты, входящие в Евросоюз через Грецию и Италию, допускаются, а по отношению к тем, кто пытается войти через Польшу допустимы репрессии – вплоть до убийства;
  • и т.д.

xiii «Коллективная идентичность – это психосоциальный комплекс человека, задающий эмоционально важное для него самоотнесение к какой-либо группе/общности, а также определяющий правила поведения людей в этой группе, правила приема людей в группу и исключения их из нее, критерии различения «свой/чужой» для данной группы и т.д.». Крупкин П.Л. Россия и современность: Проблемы совмещения: Опыт рационального осмысления. М.: Флинта, Наука, 2010. С.122.

Автор: Павел Крупкин

кандидат физико-математических наук, публицист, независимый исследователь

Добавить комментарий