Рубрики
Статьи

Ги Меттан – русофобия как политическая мифология Запада

Русофобия – это привилегированный западный миф, лелеемый на протяжении почти тысячелетия на самом высшем уровне: от римской курии до политического класса и академических кругов современного Запада

В 2016 году в России была издана действительно замечательная книга швейцарского политика и журналиста Ги Меттана «Россия — Запад. Тысячелетняя война. Русофобия от Карла Великого до кризиса на Украине. Почему мы так любим ненавидеть Россию». Это перевод с французского оригинального издания Guy Mettan Russie-Occident. Une guerre de mille ans. La russophobie de Charlemagne à la crise ukrainienne. Pourquoi nous aimons tant détester la Russie. Editions des Syrtes, Genève, 2015.

***

Книга была издана на русском языке издательством Паулсен, тиражом 5000 экземпляров и до сих пор имеется в наличии в крупных книжных магазинах Москвы по цене около 500 рублей, а также в интернет-магазинах. Печально то, что в среде российских политиков и интеллектуалов, она не вызвала сенсации и ажиотажа, чего она безусловно заслуживает. На Западе с ней смогли ознакомится только франкоязычные читатели, на другие европейские языки она пока не переведена, при этом количество франкоязычных отзывов и рецензий в разы больше, чем русскоязычных, как будто в данной книге речь идет не о русофобии, а о франкофобии.

На мой взгляд, такая ситуация абсолютна нетерпима, поскольку книга Ги Меттана достойна самого пристального внимания именно в России, в первую очередь, для тех, кто не приемлет русофобию в любых формах, от кого бы она не исходила и имеет мужество оказывать ей сопротивление. Данная книга – это глубокая историко-политологическая научная работа, написанная понятным для неспециалистов языком. В работу над ней автор инвестировал большое количество труда и времени. Вместе с тем эта книга чрезвычайно смелая и жесткая, абсолютно нетипичная для подавляющего большинства современных западных интеллектуалов, не имеющих ни желания, ни мужества идти против конъюнктурного мейнстрима, что особенно характерно для позиции современных швейцарских политиков и интеллектуалов.

Я слишком хорошо знаю политическую и интеллектуальную ситуацию в современной Швейцарии, где прожил много лет, чтобы с уверенностью утверждать, что позиция Ги Меттана по отношению к России и русофобии кардинально отлична от позиции по данному вопросу практически всего спектра политических сил данной страны.

Ги Меттан как швейцарский политик и борец против русофобии – белая ворона в глазах всего политического класса Швейцарии, являющегося до мозга костей русофобским на протяжении последних 100 лет, т.е. после 1917 года, причем независимо от политической ориентации. В швейцарской политической и бизнес-среде ценятся отнюдь не смелость, интеллект и правдоискательство, а прагматизм, конформизм и оппортунизм. Отсюда нетрудно сделать вывод насколько Ги Меттан как личность возвышается над средним умственным и нравственным уровнем швейцарской политической и интеллектуальной элиты.

В то же время мне, как эксперту по Швейцарии, лестно, что именно швейцарец и франкофон Ги Меттан, происходящий кстати из кантона Вале, жители которого в Швейцарии имеют репутацию прямых, честных и мужественных людей, стал антиподом известного француза-русофоба маркиза Астольфа де Кюстина, написавшего в 1843 году своеобразную библию русофобии – книгу «Россия в 1839 году». Лишь в 2015 году, т.е. через 172 года после издания русофобской книги де Кюстина, также на французском языке вышла фундаментальная антирусофобская работа Ги Меттана – зеркальный антипод русофобского сочинения де Кюстина. В данной антитезе кроме фундаментальности обоих произведений особенно стоит подчеркнуть тождество языкового и культурного аспектов.

В русской консервативной и патриотической среде принято говорить о русофобии «пятой колонны», но распространяться о русофобии Запада далеко не всегда и везде комильфо. Ведь мы, русские – европейцы во всех отношениях, в том числе и по внешнему виду, а значит, являемся частью цивилизации Запада, и если Запад не хочет признать сей стопроцентный факт, то, значит, виноваты в этом мы сами – в первую очередь наши власть предержащие, наши социальные институты, наши «азиатские» традиции и обычаи, наша экономическая или культурная отсталость и т.д. Российские либералы с таким подходом также полностью бы согласились.

Основная заслуга Ги Меттана в том, что он решительно отвергает данный наивный и совершенно ошибочный взгляд на причины западной русофобии. По Ги Меттану Запад с самого начала неизменно противопоставлял себя России, а не Россия инициировала противостояние с Западом. Более того, осуществляя в своей книге глубокий анализ исторической конфронтации Запада и России, Ги Меттан приходит к однозначному выводу, что в процессе становления западной цивилизации Западу требовалось противостояние с Россией для формирования собственной цивилизационной идентичности. То есть России на Западе изначально была отведена роль чужака, который должен был быть подвергнут остракизму с целью успешного достижения духовного, политического и культурного единства цивилизации Запада.

Ги Меттан, как глубокий исследователь, видит корни западной русофобии в духовных и религиозных различиях Запада и России, прежде всего в том, что Россия провозгласила себя в XV – XVI веках духовным и политическим преемником погибшей Византийской империи, вызывавшей предельную ненависть западного католицизма после церковного раскола 1054 года. Начиная с Карла Великого, германского варвара-узурпатора императорского трона Западной Римской империи, построившего в Западной Европе империю Каролингов на основе религиозного и политического противостояния с Византией, духовные и политические властители Запада неизменно стремились путем конфронтации с Византией достичь превосходства над ее церковью и государством.

Запад был инициатором противостояния с Византией с целью достичь собственного могущества и власти, что завершилось трагически для последней. В этой борьбе Запад не гнушался никакими средствами, в том числе инициированием церковного раскола и фальсификацией римской курией юридических документов, например, так называемого «Константинова Дара», «наделившего» папство светской властью на Западе и духовным превосходством над Восточной церковью.

Россия, рискнувшая принять православие от Византии и провозгласить себя Третьим Римом, по мысли Ги Меттана, не могла не унаследовать и безграничную ненависть Запада к погибшей Восточной Империи. Причем Запад и католическая церковь неоднократно давали России возможность капитуляции – начиная с походов тевтонских рыцарей на Русь вплоть до нашествия Наполеона. Отвергнув капитуляцию перед Западом, Россия сама подписала себе приговор – она превратилась в вечного цивилизационного врага Запада, так что никакое «примирение» России с Западом по сути больше невозможно – Запад ведет войну с Россией уже тысячу лет и останется врагом России вечно, пока не откажется от идеи властвовать над миром, что в корне противоречит основной идее цивилизации Запада – идее ее превосходства над всем «не западным» миром.

Далее – дело техники. Запад превратил непокоренную Россию в мальчика для битья на каждом значимом этапе генезиса своей цивилизации. По образцу «Константинова дара» неизвестно откуда появляется в 1812 году на французском языке стопроцентная политически тенденциозная фальшивка – так называемое «Завещание Петра Великого», ставшее основным идеологическим инструментом русофобской пропаганды Запада. На основе данной фальшивки о тайных замыслах «русского экспансионизма» как грибы после дождя вырастают национальные европейские русофобские мифы. Сначала французский русофобский миф просветителей-либералов о русском азиатском деспотизме, затем английская русофобия как геополитическая конкуренция великих империй, далее наиболее агрессивная и жестокая немецкая русофобия как завоевание жизненно важного пространства на Востоке путем геноцида русскоязычного населения и предание полному забвению в современной Германии 26 миллионов советских жертв немецких русофобов-нацистов, из которых, как особо подчеркивает Ги Меттан, не менее 14 миллионов составляли русские, и, наконец, американская русофобия как диктатура свободы, демократии и прав человека, явившаяся своеобразным синтезом из французской, английской и немецкой русофобии.

Ги Меттан не стремится к энциклопедичности, поэтому не рассматривает русофобскую мифологию более мелких европейских государств – Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, Швеции, Финляндии, Чехии, Австрии, а также родной для него Швейцарии, где русофобия процветает во всех отношениях, но при этом является все-таки производной от идеологических русофобских проектов крупных западных стран.

Ситуацию в нынешней Восточной Европе, т.е. присоединение к НАТО и Евросоюзу бывших восточноевропейских и прибалтийских сателлитов Российской Империи и СССР с недавно «духовно» примкнувшей к ним Украиной, Ги Меттан рассматривает геополитически как своеобразную реинкарнацию Великой церковной схизмы 1054 года, сплошь пронизанную ложью и самозванством со стороны Римско-католической церкви. Естественно, Россия выступает в роли оболганной и оклеветанной Византии, на которую при помощи русофобской мифологии Запад возлагает всю ответственность за современную политическую напряженность в Восточной Европе.

Примечательно, что к столь смелым выводам приходит автор – уроженец швейцарского кантона Вале, где до сих пор сильно влияние консервативного католицизма, и одновременно политик-депутат от Христианско-демократической народной партии Швейцарии, основанной консервативными католиками.

Вывод автора однозначен – Запад намеренно создал и перманентно поддерживает русофобскую политическую мифологию, которая пустила глубокие корни в коллективном сознании западного обывателя. По мнению Ги Меттана, русофобия – это привилегированный западный миф, лелеемый на протяжении почти тысячелетия на самом высшем уровне: от римской курии до политического класса и академических кругов современного Запада.

Своей книгой о русофобии Ги Меттан сумел сделать уникальную вещь – он честно продемонстрировал читателю, как Россию видит Запад. На мой взгляд, это ему великолепно удалось. Поэтому внесенный им вклад в исследование русофобии трудно переоценить.

Автор: Владимир Близнеков

Философ, юрист-международник, публицист