Рубрики
Переживания Статьи Тема недели: Патриотический консенсус

Сеанс взаимных грез

Пасквиль на Россию или фильм «про любовь»? Или про то, что к одному результату приводят как сознательные, так и бессознательные действия, достигают одного и того же люди как целеустремленные, так и не имеющие определенной цели?

Поводом к просмотру фильма «Страна Оз» стало возбуждение «вынужденных россиян» — части населения, не имеющей средств выехать на ПМЖ в Европу или другие «приличные страны», а потому обреченной зарабатывать себе на пропитание в «этой стране», на территории «распавшегося СССР» и «сгинувшей царской империи». Этот фильм ввел их в раж! На время забыв про НКВД, ГУЛАГи и прочее, забили они ленты в социальных сетях восторженными комментариями к картине, где показана «настоящая Россия», без прикрас, что еще больше укрепило их в желании поскорее «свалить».

Поскольку я давно вынужден наблюдать этот коллективный невроз воинствующей интеллигенции, то решил посмотреть, среди прочего, и этот фильм. Не для того, чтобы постичь душу «вынужденного россиянина» (она и так предстает вывернутой наизнанку в социальных медиа), а ради изучения форм сознания, и, подобно бихевиористу, наблюдению за эстетическими стимулами и политическими реакциями: вот имеется кино, а вот и реакция на него со стороны публики, именующей себя «мозгом нации». Как гуманитария меня интересует не только изучение поведения живых сущностей, но и обнаружение точек соприкосновения разнородных объектов, когда, к примеру, животное уподобляется человеку, а другой член сообщества превращается в бестию. Также меня особо занимает такое культурное явление, как русофобия, и потому я не мог не посмотреть этот фильм, так возбудивший наших «вынужденных россиян».

В зависимости от прочтения названия, возникает две системы интерпретации фильма. Как понимать «СТРАНА ОЗ»? Как «страна 03» — нуждающаяся в вызове «скорой помощи»? Или как очередной пересказ «Страны Оз», сказки о вымышленном государстве, созданном американским писателем Лайменом Фрэнком Баумом в 1900 году, поделенным им на четыре части (страну мигунов, жевунов, гилликинов и кводлингов), со злыми волшебницами Востока и Запада и добрыми — Севера и Юга? Герои фильма совсем не сказочные персонажи, все наши современники, соотечественники — водитель под кайфом, бездарный и похотливый «бард», «диванные воины», проститутки в наряде снегурочек, лысый тип в наряде Деда Мороза, полицейские и прочие лица разного рода занятий.

С момента появления первых образов все вроде бы говорит о том, что перед нами очередная сатирическая притча про современную Россию, чернушная сага про россиян. Вот елочная игрушка отражает страдания хипстерского вида грека, вздрогнувшего от звонка назойливой Ирки с внешностью любительницы дешевых курортов Турции и Египта. Желая избавиться от надоевшей половой партнерши, он сбрасывает ее с балкона, затем номер повторяется, в итоге у дамы перелом копчика, а дальнейшее действие связано уже с ее сестрой — Леной Шабадиновой, которая в канун Нового года отправляется к месту новой работы — в круглосуточный киоск, где она устроилась продавщицей. Это первый выезд, еще предстоит найти сам киоск, расположенный на улице Торфорезов. Однако все встречающиеся ей персонажи то замедляют поиски, то уводят в противоположную сторону: и водитель «под бутиратом», и озабоченный тантрическим сексом «бард», и прочие. Тем временем на рабочем месте Лену терпеливо ждет сменщик в компании приятеля, разбавляя вынужденное общение спиртными напитками. Ну а девушка тем временем, подобно герою «Москва — Петушки», упорно двигавшемуся в направлении Кремля, но так и не достигнувшему его, петляет по городу. Она почти трезва: всего лишь банка пива накануне отъезда, да глоток шампанского после. Ее не сравнить с Веничкой, который в движении к заветной цели опрокинул стакан «зубровки», затем «кориандровой», после две кружки «жигулевского», а чуть позже два стакана «охотничьей». Шабадинова почти трезвой кружит по заснеженному городу, откликаясь на все предложения случайных встречных, словно пьяная баба. И нам показан город, где все ведут себя странно — не только выпившие, но и трезвые. Словно они обитатели одной палаты, пациенты одного лечебного учреждения.

101736

Действительно, в том городе люди, вроде бы, живут как обычно, но столкновение всякого рода «жизней» создает атмосферу ужаса. Пришли вы к киоску купить шоколадку или воды, а там бывший уголовник, зашедший к приятелю, испражняется, за неимением туалета, в пластиковую бутылку. И он же, дойдя до градуса, затем повторяет подвиг Рахметова из «Что делать?» Чернышевского. Только тот на гвоздях спал, а этот на битое стекло прилег. И Чернышевскому мерещились «новые люди», люди будущего, а тут— давно всем надоевшие, убогие и понурые, пронырливые и противные. Они сами себе давно надоели и, вынужденные что-то совершать, делают все так, как получается, а не так, как должно бы быть «по уму», «по совести»: «красиво и приятно». Их представления аморальны, ирреальны, если смотреть со стороны, но и тот, кто «со стороны», для них девиант.

Большую часть времени мы наблюдает за Леной Шабадиновой. Отказ неведом ей — раз зовут, значит надо откликнуться, последовать, принять предложение. Она ведет себя, как дворняжка — окликнули, и подбежала в ожидании, что либо покормят, либо погладят. По дороге на работу она откликается на все «предложения» со стороны случайных встречных. Столкнувшись с «Дедом Морозом», который тут же предложил ей выпить шампанского и с горки прокатиться, она без раздумий соглашается, сообщив лишь в самом начале, что сестра сломала копчик. Затем этот «Дед Мороз» взрывает у себя на голове заряд петард, на время выбывая из действия, а она снова едет на работу, держа за поводок собачку контуженного — Дюдю. Вскоре встречается «бард», предлагает ей «отведать сладенького», она снова без особых раздумий соглашается и вот уже дома у незнакомца, при свечах и с бокалом в руке… Утром звонок в дверь — раньше времени вернулись жена, теща и дочка …рискуя жизнью, чтобы спасти репутацию отца семейства, Лена перебирается на балкон этажом ниже. Далее поворот, как в рождественский сказке — жалостливая пенсионерка приглашает ее на кухню, тарелка горячих пельменей, разговоры за жизнь… затем снова повеяло недобрым — появляются три хозяйкины сына-детины, почти дебилы, третий совсем не в духе, и от него Шабадинова получает «в репу». Далее, опуская подробности, перед нами череда злоключений, и в итоге героиня наконец-то на пороге у «Деда Мороза», своего спасителя. Но именно тут она впервые упрямится и отказывается войти в дом к тому, кто единственный выглядит вменяемым и добрым. Из разговора выясняется, что она вообще хочет уехать из города, в котором «не прижилась», потому что «не умеет жить»…

0_bc13c_f8f016b6_orig

Диалог прерван шальной пулей, угодившей Лене Шабадиновой в голову, потому что на улице стрельбой в воздух развлекались «кавказцы». Все в фильме вроде бы подчинено тому, чтобы показать, что мы окружены преимущественно неприятными типами, отвратительными персонажами, что мы живем в стране, созданной в результате отрицательной селекции и что самое время вспомнить о Питириме Сорокине, который в «Современном состоянии России» (1922), описывая изменения, говорил о результатах селекции, производящей отбор «шиворот-навыворот», из-за чего устраняются лучшие элементы населения и остаются «худшие», люди второго и третьего сорта, социальный сор. Так что фильм можно трактовать и как иллюстрацию того социологического трактата: как тогда, после Первой мировой войны и последующей революции, у нас погибли преимущественно наиболее здоровые биологически, трудоспособные энергетически, более волевые, одаренные, морально и умственно развитые психологически элементы, так вот и после Перестройки и последующих реформ появились все те персонажи, которых мы видим в фильме, отражающем нашу жизнь.

Но стоит ли воспринимать фильм как отражение нашей повседневности? Можно ли по нему получить представление о современной России? Наши «вынужденные россияне» утверждают, что да, можно и нужно. Но тогда им можно порекомендовать фильм «Собачья жара» («Hundstage», Австрия, 2001) и сказать — вот она типичная Австрия, куда вы так рветесь: когда в конце августа жара опустилась на пригород Вены, и время словно замедлило свой ход, плавится асфальт, покрываются потом тела, люди пытаются забыться в алкоголе и сексе, но это приводит лишь к вспышкам ярости и насилия, расплавленные мозги окончательно выходят из-под контроля своих обладателей, превратившихся в обезумевших дикарей… Однако это фильм не про «настоящую Австрию», а про состояние сознания в определенных условиях, в которых может оказаться человек в любой части мира. Так что и «Страна Оз» не про Россию, а про состояние сознания.

Кстати, о локализации этой странной «страны Оз». Андрей — несостоявшийся сменщик Лены — на вопрос «упоротого мальчика» «а где киоск»? (киоск в этот момент догорал) ответил «в стране Оз», а на последующее «а где это» зло ответил — «в п…е», то есть в той части света, которая символически и исторически представлена детородной частью женского тела. То есть везде и нигде. Она ситуативна, и всяк сам создает свою «страну Оз» в зависимости от настроения. Туда отправляли неоднократно и режиссера фильма Василия Сигарева, а он дал свой очередной «ответ». Туда же отправляют регулярно и многих из нас.

Что это за фильм? В утопиях нам дают описание вожделенного и идеального существования, в другом же случае предупреждают об ужасах будущего, если мы не изменим своего поведения в настоящем. Но этот фильм не антиутопия. Это комедия, которая всего лишь напоминает — тысячелетняя история культуры не гарантирует того, что в вашем районе не появится такой вот киоск, где люди могут читать Платона или Достоевского, Хайдеггера или Хомякова и быть мечтательными идиотами. Впрочем, та же комедия показывает, что с виду дурочка, может, не ведая того, повлиять на события, найти своего принца, точнее «Деда Мороза», и, не добравшись до киоска, до «не своей работы», превратиться в «Снегурочку». А доберись она до рабочего места, так и продолжала бы оставаться доброй, странной… непробиваемой дурой. Эта рождественская комедия показывает, что не всякие глупости чреваты погибелью и что при всей развитости жизни, уровня цивилизации, в качестве ее непременной и повседневной составляющей мы имеем глупости, свои и чужие, избежать которых невозможно, остается только пережить.

Переходы из мира в мир часты и непредсказуемы. Мы вынуждены соприкасаться с сообществом, организованным благодаря отрицательной селекции. Сами там может оказаться. Случайно, но тем не менее. И также выйти из него. Фильм этот не сатира на действительность, а символическое представление того состояния, которое одни уже пережили, другие переживают, а кому-то и предстоит пережить. Впрочем, как и всегда, многие попытаются «извлечь урок», но никто не сможет изменить свое поведение.

maxresdefault (1)

Очнувшись после ранения в голову, героиня фильма видит «Деда Мороза». Того самого, который держал на голове коробку петард и получил сильнейший удар. Дурак? Нет! Он просто чудил, потому что запил после гибели жены, остался без «второй половины». Потому он остро реагирует на заявление бухарика из киоска, что было бы лучше похоронить собачку вместе с женой, как делали древние. Удар в морду и… у бухарика «сбой»: ночью он стягивает штаны с приятеля, далее соответствующие разборки, дебош, пожар. Сгоревший киоск освобождает его обитателей, так и не дождавшихся Лену Шабадинову, от временной и вынужденной «привязанности»: один уходит в никуда, куда-то в спальные районы, другой бежит в ближайший двор, чтобы вскоре — остается за кадром, но легко предсказуемо — быть пойманным стражами порядка и очутиться там, где ему и положено быть — на зоне, со всеми сопутствующими прелестями жизни, которые он не находил «на воле».

Собачка «Деда Мороза» не потерялась благодаря Лене. У нее же самой сейчас серьезное ранение в голову. Но, судя по реакциям, мозг не вытек, она не «овощ», не перешла на вегетативный уровень. «Дед Мороз» с ней. Счастливый конец. И что мы получаем в итоге? Не пасквиль на Россию, а фильм «про любовь»? Про то, что к одной и той же цели приводят как сознательные, так и бессознательные действия, достигают положительного результата люди как целеустремленные, так и не имеющие определенной цели? Так устроена жизнь…

Автор: Василий Ванчугов

Историк философии, профессор философского факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова