В 2012 году вышла книга «Время Че: альтер-капитализм в XXI веке». Ее автор, известный петербургский социолог Дмитрий Иванов, одну из глав прозорливо назвал «Проблема 2017». Он предположил, что именно в этом году возникнет ситуация «совпадения во времени очередного циклического кризиса перепроизводства, кризиса социальной и политической лояльности новых поколений маргинальных буржуа и кризиса политического управления и контроля». Покачнутся (а то и пойдут вразнос!) и экономика, и культура, и политика. Произойдет то самое «обострение нужды выше обычного», которое мобилизует массы на участие в акциях протеста (а магия протеста разлита в воздухе повсеместно!).
В благополучный двенадцатый год Иванов писал: «К 2017 г. Россия столкнется со стагфляцией — стагнацией экономики, вызванной падением цен на нефть и другое сырье, и одновременно с инфляцией, вызванной наращиванием денежной массы ради поддержания уровня потребления клиентских групп населения. Кризис перепроизводства гламура в зависимой от конъюнктуры на рынках сырья России быстро перерастет в бюджетный кризис, и тогда специально организовывать акции протеста не придется — желающих окажется более чем достаточно в самых разных социальных слоях и группах. Тогда профессиональным оппозиционерам, у которых годами не получалось возглавить реальную борьбу с режимом, не нужно будет изыскивать скандальные случаи нарушения гражданских прав как повод для протеста, а нужно будет просто воспользоваться неожиданно представившейся возможностью оседлать протестное движение и въехать на арену борьбы за власть, хотя бы на время».
Перспектива страшная: ничтожная интеллектуально, но жадноглазая наша оппозиция может получить страну под свою руку, если Россия бездарно упустит 2016 год. А для этого есть все предпосылки, заботливо созданные ультралиберальными менеджерами во власти.
Однако кто такой менеджер? Это продавец — прежде всего и больше всего. Так что и кому хотят продать славные ребята из девяностых и их идейные наследники?
Ни минуты не сомневаюсь, что Российскую Федерацию — можно одним куском, можно по частям, можно мелкими дольками. Главное, пришла пора «нАчать».
Мелкими дольками — это приватизация жизненно важных для страны активов (на невысокой, а то и нижней отметке их реальной стоимости, как уже было в ельцинское время).
Господа, опамятуйтесь! Мы еще не забыли ни ваучеров, ни залоговых аукционов, и за два десятилетия капитализма научились худо-бедно разуметь экономику. И потому мы никак не можем понять, зачем продавать то, что приносит деньги? Продашь однажды, а потеряешь навсегда, и ежегодную прибыль будет получать кто-то другой. К примеру, не страна Российская Федерация, а господин Греф, прикупивший по случаю акций Сбербанка. Или господин Чубайс, ведь госкорпорация «Роснано» стала акционерным обществом, и государственные акции общества вполне могут поступить в «свободную» продажу для своих.
В итоге богатые станут еще богаче, а бедные еще беднее.
Но как это сделать ловчее, как забогатеть по-быстрому?! Либеральные реформы вызывают общественную неприязнь — вплоть до полного отторжения. Слово «либерал» давно уже ругательное, а в последнее время от него ощутимо тянет обвинительным приговором и конфискацией неправедно нажитого имущества. Общество (злополучные 86 процентов) внезапно согласилось, что не всякий вор — либерал, но всякий либерал склонен к воровству, дай только ему волю и подходящие условия.
Глаза наших сограждан перестали излучать доверчивое внимание и стали яростно подозрительными. Уши наших сограждан перестали ловить эхо Высшей школы экономики и свернулись от возмущения в трубочку. И, когда токующие сторонники Свободного Рынка и его великой Невидимой Руки начинают петь Лазаря о состоянии российской экономики, граждане сразу чувствуют подвох и настораживаются.
Да, в экономике нашей кризис, не в последнюю очередь созданный трудолюбивыми руками тех самых господ, что ныне на гайдаровском форуме объявляют свою страну дауншифтером и отсталой навсегда. Однако именно они и такие, как они, ратовали за то, что у России нет иной и лучшей исторической роли, чем быть верным партнером цивилизованного мира, то бишь сырьевым придатком. Именно они последовательно сажали Отечество на нефтяную иглу, разрушая советское хозяйственное наследие. Именно они несли заработанные страной деньги в американскую кубышку, вместо того чтобы строить на нашей земле дороги и заводы и поднимать производство.
И они очень и очень старались.
И продолжают стараться. Реформа образования, результатом которой должен стать человек немыслящий. Реформа здравоохранения, итогом которой будет человек нелеченный. Реформа науки, которая грозит на деле, а не на словах обрушить страну в темные века.
Все это называется округло-обольстительным словом «оптимизация». Оптимизация сёл и посёлков (читай: уничтожение, иначе зачем там закрывать школы, библиотеки, больничные пункты), оптимизация населения (читай: принудительное уменьшение, потому что неграмотные люди живут меньше, а без медицинской помощи и вовсе не живут).
Однако народ наш на мякине не проведешь, он на глазах проясняется в уме и в оптимизацию не верит, по каковой причине ошельмован и объявлен самым страшным врагом России на протяжении всей ее истории. Неполживые перья получили разнарядку — наполнять информационное пространство ложно задумчивыми заметками и постами на тему, кто же виноват в том, что страна докатилась до ручки. Ответ прилагается к вопросу в следующей комплектации: вы же, люди русские, и виноваты! Не ельцинские орлы-реформаторы, не ультралиберальные министры, не вороватые чиновники. Это вы-с старушку и убили, топором-с по многострадальной голове! Потому что вы не умеете работать, толку от вас для мира чуть…
Что? Вы страну и подняли своими трудами? Вы работали?!
Какой танк «Армата»? Какая успешная вакцина от Эболы? Какой новый ракетный двигатель? Зачем вам на Марс?!
Что за чушь вы несете?!! О, закройте мои бледные ноги, уши и глаза! Не хочу ни видеть хорошего, ни слышать о хорошем, ни говорить о хорошем. В ЭТОЙ СТРАНЕ никогда не будет хорошо, потому что мне всегда тут будет некомфортно.
Народ и креативно мыслящий класс (а правильнее словами социолога: «клиентские группы населения, для которых потребление и коммуникации стали заменителями собственно общественной жизни») категорически не понимают друг друга. Там, где одному «пора валить», другой заводит фермерское хозяйство в глубинке. Там, где один видит только ужасы русской действительности, другой пишет книги, строит дома, лечит и учит людей, каждодневно мало-помалу улучшая жизнь вокруг. Там, где одному хочется стать колониальным менеджером-управленцем, другому хочется работать на своей земле и чтобы в ней был порядок. Очень разные устремления, не правда ли?
Борцы со страной и ее народом уже давно — одной ногой на перманентной Болотной и далее везде, проторенными протестными маршрутами. Их мало, но они очень заметны, ибо пахнут, как придавленный клоп. Между тем Дмитрий Иванов предупреждает: «Культурный капитал больше не гарантирует усвоения гуманистических идей и уважения социальных норм, ведь те не оправдывают ожиданий тех многочисленных представителей формально среднего слоя, которые фактически оказываются «низами». Вот эти «низы» к 2017 г., прямо таки по ленинской формуле, и не захотят жить по-старому».
Если перевести научную речь на язык публицистики, речь идет о том, что новое креативное поколение выбрало Википедию и Instagram. Оно не нуждается ни в упорядоченных знаниях, ни в национальных традициях, ни в идентификации с русской культурой. Отсюда такое отношение к Родине, когда любимая забава, кто погаже, пооскорбительнее, поуморнее назовет «эту страну». И, поскольку креаторы размножаются, обмениваясь мозговыми подселенцами, мы непременно увидим в этом году, что ряды их растут.
Но этот страх нестрашный.
Настоящий страх — это когда на улицы и площади выйдет народ, а ведь именно к тому ведут эффективные менеджеры и умельцы-оптимизаторы.
Нельзя в годину трудную увольнять или сокращать государственных служащих (в Санкт- Петербурге, к примеру, сразу после новогодних вакаций прошло 15-процентное сокращение полицейских). Нельзя урезать зарплату под видом ее увеличения (академические институты нашего города, выполняя майские указы президента, должны повысить заплату ученых до 200 % от средней по региону, да только денег на это не дают и бюджет секвестируют; в итоге научные сотрудники массово пишут заявления о переводе на 2/3 или даже на ½ ставки; по отчетам зарплата растет, а в реальности обваливается из-за инфляции).
Нельзя сокращать количество школ и больниц, нельзя закрывать библиотеки, нельзя бросать на произвол судьбы малоимущих. Нельзя усложнять жизнь предпринимателям. Нельзя повышать процентную ставку Центробанка. Нельзя плодить бесконечную отчетность для тех, кто работу работает.
Надо заниматься делом. Надо повернуться к стране лицом, а не начальственной задницей, и понять, что государственные чиновники и служащие должны работать в интересах России и ни в чьих больше.
Наши люди согласны и умеют терпеть долго, если считают, что их страна завтра будет жить лучше, чем сегодня, а сегодня — ну что ж… подзатянем пояса. Но когда «пресловутые» Греф с Чубайсом толкуют про то, как страна отстала, какая у нас экономика неинновационная, лишь яростный клекот вырывается из миллионов глоток, да слова, которые цензура обыкновенно выпикивает из эфира.
Один возглавляет Сбербанк и скромно признается, что потратил кучу денег, чтобы сделать его неэффективным. Или слова Грефа можно расценить иначе?
Другой возглавляет инновационнейшую из структур, но в России почему-то очень плохо с инновациями. Как же так? Если открыто 66 предприятий российской наноиндустрии, как сообщает нам официальный сайт Роснано, то или там все в порядке с инновациями (а значит — и в стране в целом неплохо), или кое-кому нужно идти с повинной головой по российским дорогам — в рубище и в веригах. И каяться.
66 нанозаводов заставляют меня вспомнить знаменитый фильм «За спичками» (по одноименной книге Лассила Майю): «Пятнадцать коров машут хвостами в стойле у Юсси! Можно залиться молоком в его доме!»
Ан нет, российский Юсси хочет еще коров, то есть нанозаводик… Всё в дом, никак иначе.
Цинизм приватизаторов, пошедших на второй круг, воистину поразителен и колет небо пиками Кавказских гор. Даже небу не по себе, что уж говорить о людях, которые надолго утрачивают дар приличной речи…
В кризисный 2016-ый год, который мы предчувствуем как трудный для всех, власть должна быть с народом: постоянно на связи, своих не сдавать, никаких приватизаций, чтобы не родилось тягостное чувство, будто набирают влияние силы, готовые в любой момент продать Россию. В противном случае народ неизбежно выйдет на улицу, и тогда беспощадный народный бунт сметет всех и вся и поставит мир на край мрачной бездны, а то и столкнет вниз.
Идите в народ, господа управители, возвращайтесь помыслами и капиталами в Отечество, и «проблема 2017» уйдет с повестки дня. Точнее, это будет уже другая проблема, техническая.