Всякий раз, когда очередная горячая новость, что называется «взрывает весь интернет», появляются суровые и умудренные люди, которые скорбно кивают головой и говорят тихонько: «Интересно, от чего нас в этот раз отвлекают?». Действительно, пока все, как подорванные, обсуждают, допустим, как так получилось, что депутат Н. своей молнией на брюках зажал прядь волос депутатке В., что-то ведь где-то должно серьезное происходить? Пустили этакую дымовую завесу в прессе, а сами под этим покровом небось американские ценные бумаги опять покупают. Или отдают индонезийцам ценные российские территории в аренду на три тысячи лет с правом продления.

Умных людей не проведешь. Они понимают, что за всей мишурой и трескотней в сети стоят грозные политтехнологи. Кто-нибудь обязательно напомнит принцип фокусника. Для чего ему голоногая девица? Пока все мужики пялятся на голые ноги, а все дамы негодующе смотрят на мужиков, фокусник быстро засовывает своего кролика в цилиндр. Пользуясь, так сказать, особенностями человеческой психологии.

Так вот, надо сказать, что все это, к сожалению, вранье. Никакая пресса никого ни от чего не отвлекает. Но и не информирует, конечно. Современная пресса читателя-зрителя-слушателя развлекает. Это ее основное предназначение. Когда вы покупаете билеты на фокусника, вы же не думаете, что вам там претворение воды в вино покажут или же прочтут лекцию об экономическом положении страны? Кролик, обман, голые ноги — все это входит в комплект, за который вы, собственно, и заплатили. Любая новость вызовет отклик широкой аудитории лишь тогда, когда в ней есть особая изюминка. Раньше говорили: если собака укусила старушку — это не сенсация, а вот если старушка укусила собаку… Вероятно, о том, что может заинтересовать аудиторию сегодня, следовало бы писать огромные научные труды. Пресса использует в этом качестве социологические опросы и фокус-группы, но чаще действует методом тыка. Огромный информационный вал каждый день выдаст нам нечто такое, что гарантированно захватит внимание аудитории на сутки, а если повезет, то и на неделю.

Само собой, есть темы, которые продавливают целеноправленно. Это могут быть нападки на Церковь или же на какой-то определенный законопроект. Но и здесь аудиторию приходится постоянно прощупывать, предлагая на выбор сразу множество информационных поводов. Какой-нибудь да сработает.

Обычный человек считает, что он с удовольствием обсуждал бы не Путина в батискафе, а проблемы, скажем, российского образования. Не сбитого Мефистофеля, а проблемы культурного развития страны. К несчастью, это фикция. Серьезные темы требуют серьезного же владения материалом, погружения в вопрос. Демотиватором тут не отделаешься.

У нас есть люди, которых называют неуклюжей аббревиатурой ЛОМы — лидеры общественного мнения. Наименование тоже донельзя фальшивое. Лидеры, как мы знаем, ведут за собой. А все эти люди никого за собой повести не в состоянии, они точно так же покорно следуют за своей аудиторией, как это делает пресса. Стоит им поднять какую-нибудь по-настоящему серьезную тему, как они обнаружат, что аудитория, только что вот страдавшая без таких тем, внезапно куда-то разбежалась. Туда, очевидно, где веселее. Где Обаме усы подрисовали.

Таково на сегодня положение дел.

Как могут серьезные люди, от которых ежедневно зависят миллионы жизней, прислушиваться к подобной аудитории? Сегодня она кричит «сволочи, убиваете медицину, не платите врачам, этим святым людям» (на каком-нибудь определенном примере), а завтра с тем же остервенением вопит «врачи-убийцы, разжирели тут, выгнать всех и посадить!» (на другом конкретном примере, естественно).

Как можно всерьез относиться к молодому политику, обсуждающему пространно штаны президента? О чем с ним разговаривать вообще? Ему надо показать штаны, и пусть он их обсуждает дальше.

Массовик-затейник в той или иной форме — самая востребованная сегодня специальность. Те, кто презирает зрителей Дома-2 или «Пусть говорят» Малахова, благополучно устраивают себе Дом-2 прямо на просторах интернета. Даже не замечая этого. А ведь это, прямо скажем, не обычные граждане. Это профессионалы, все с дипломами, и далеко не только с гуманитарными. Это именно те люди, которые должны вырабатывать тактику и стратегию развития страны. Сочинять оперы, писать романы. Говорить о реформе образования и здравоохранения. Что мы слышим вместо этого? Плитка, плитка, Собянин, плитка! Вчера все обсуждают гибель виски в США, потом все обсуждают гибель людей в какой-нибудь катастрофе, а потом фотографию президента с котиком. И по количеству, и по качеству текстов все эти новости в глазах интернет-аудитории обладают одинаковой значимостью.

Это и есть слив. Вся интеллектуальная жизнь страны утекает день за днем в интернет-канализацию.

Сказать, что я нахожусь где-нибудь в стороне от этого процесса, я не могу. Это как во сне — осознаешь, что вокруг химеры, что все это дурной сон, но проснуться не можешь. 

публицист

Похожие материалы

Националисты вполне объяснимо не поддерживают западнорусские идеи, но часто это отсутствие...

Человечество должно стать интернациональным, защищаясь объединением, или отказаться быть вовсе и...

Это книга о времени и человеке во времени. Время становится материальным. Оно остро, порой...