В оглашенном 4 декабря Послании к Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, в частности, сказал: «Мы добьёмся успеха, если сами заработаем своё благополучие и процветание, а не будем уповать на удачное стечение обстоятельств или внешнюю конъюнктуру… Нам многое нужно сделать. Создать новые технологии и конкурентную продукцию… Добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства – это такие же базовые консервативные, подчеркну, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны. Все мы хотим одного – блага России. И отношения бизнеса и государства должны строиться на философии общего дела, на партнёрстве и равноправном диалоге… Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию, – именно полную. И конечно, нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит – полная амнистия. Это значит, что, если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твёрдые правовые гарантии… Убеждён, нам нужно окончательно закрыть, перевернуть офшорную страницу в истории нашей экономики и нашей страны… Рассчитываю, что после известных кипрских событий, нынешней санкционной кампании наш бизнес наконец понял, что за рубежом его интересы ни во что не ставят, а то и вовсе могут ободрать как липку. И что лучшая гарантия – это национальная юрисдикция, даже при всех её проблемах. И мы эти проблемы последовательно продолжим решать. Вместе с бизнесом, конечно».

По сути, помянутый выше призыв главы государства представляет собой развернутый парафраз общепризнанного в современном мире конституционно-правового принципа, закрепляющего необходимость направления усилий частного капитала в русло совместной работы по решению общенациональных задач. Классической считается формулировка этого принципа, данная в Основном Законе Федеративной Республики Германии. Она гласит «Собственность обязывает. Пользование ею должно одновременно [c достижением частных целей] служить общему благу». Во второй половине ХХ века сходные положения были тем или иным образом закреплены в юридических системах подавляющего большинства стран мира. В нашей стране непростой работой по конституционализации соответствующего правопонимания в рамках отечественной доктрины и практики занимается, в частности, Конституционный Суд России.

Общеизвестно, что проблема надлежащего определения социальной роли собственности является краеугольным камнем её легитимации в глазах широких народных масс. В нашей стране еще свежи воспоминания о, скажем так, неоднозначно воспринимаемой «обвальной приватизации» 90-х. Не отсюда ли проистекает обилие крайних точек зрения на вопросы использования частного капитала, зачастую воспроизводящие давно отвергнутые во всем мире парадигмы неограниченной власти частного собственника, или, напротив, максимального умаления его роли в реальном экономическом развитии страны?

Между тем, страны, которые ныне демонстрируют поистине волшебные темпы экономического развития, исповедуют и реализуют на практике совсем другие подходы… Так, к примеру, в Китае в первые два десятилетия «китайского экономического чуда» более двух третей всех негосударственных инвестиций составляли средства, принадлежавшие китайцам, но находившиеся ранее за пределами Поднебесной. Значительная часть этих средств вкладывалась в основном, в совместные государственно-частные проекты, в том числе в инвестиционные и инновационные фонды, организованные как юридические лица совместных форм собственности. Кстати, этих, совместных форм собственности в китайском законодательстве закреплена целая дюжина – что называется, на любой вкус и для любых целей. Разумеется, для любых общественно-полезных целей… Результат мы, что называется, можем наблюдать воочию – по размеру ВВП по ППС Китай в этом году даже превзошел США!

Аналогичные юридические и институционные механизмы можно найти, в частности, в каждой из динамично развивающихся стран, вошедших вместе с Российской Федерацией в группу БРИКС. Причем на первое место по эффективности их использования в инновационном плане многие исследователи ставят не Китайскую Народную Республику с её социалистическим бэкграундом. И даже не Индию (которая в эпоху гандизма на конституционном уровне также была провозглашена социалистической страной). А, как ни странно, Федеративную Республику Бразилию, еще не так давно считавшуюся классической страной «дикого» капитализма.

Именно в Бразилии в конце XX – начале XXI века под контролем государства была создана разветвленнейшая система фондов и корпораций развития, аккумулирующих одновременного одновременно и государственный и частный капитал (причем зачастую – преимущественно последний). Соответствующие структуры охватили все значимые для развития страны области и сферы экономики – от малого предпринимательства до биотехнологий. Честно говоря, не знаю, как обстоят в Бразилии дела с малым предпринимательством (думаю, что весьма неплохо). Но вот по темпам развития биотехнологий Бразилия по ряду позиций уже входит в «Топ-10» мировых лидеров! То есть находится наравне с США, Израилем и Японией!

Вот яркий пример успешного создания фактически «с нуля» целой отрасли, ориентированной на принципиально новые технологии и на качественно новую продукцию. Или, иначе говоря, пример успешного выполнения задачи, подобной той, которая поставлена сейчас в Послании лидера нашей страны. Задачи, необходимости решения которой не отменяют и не могут отменить никакие колебания на валютном рынке. Напротив, не будет преувеличением сказать, что именно в нынешних условиях успешное направления частного капитала на дело решения общегосударственных задач через систему государственно-частного партнерства становится все более выгодным!

Представляется, что предстоящее проведение налоговой амнистии открывает широчайшее «окно возможностей» для создания и в нашей стране системы аналогичных по своим целям, задачам и функциям механизмов. Тем более, что «костяк» этой системы уже был создан в последние полтора десятилетия. Сейчас же наступает благоприятное время для наращивания «мяса» — то есть для организационного развития этой системы и наполнения его финансовыми средствами в виде амнистируемых капиталов (весомость которых в условиях нынешнего курса рубля, существенно возрастет). Мировая практика формирования (и формулирования) юридических условий, в силу которых помянутые частные капитала, что называется, с радостью направятся в инвестиционные и инновационные институты, основанные на принципах государственно-частного партнерства, достаточно разнообразна.

Иначе говоря, при определении направлений и моделей развития нам есть из чего выбирать. Важно лишь помнить, что для того, чтобы любая избранная модель действовала эффективно, необходим не только четкий и выверенный динамический баланс интересов партнеров (о необходимости которого глава государства вновь говорил на своей вчерашней пресс-конференции), но и надлежащее синергетическое соединение интеллектуальных и волевых качеств тех, кто будет определять нормативные и организационные параметры работы системы…

участник Всемирного Русского Народного Собора, кандидат юридических наук, государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса.

Похожие материалы

Для всех, кто знал Бориса Федоровича, он дорог не только своими крупными исследованиями, широким,...

Сегодня, под эгидой тотальной благотворительности, заключающейся в фактическом обожествлении уже...

Мне кажется сомнительной возможность плавного перехода путем одной только политической деятельности...