Могут ли на Западе додуматься до такой глупости, которую у нас потом не возьмут за образец для подражания?

В конце прошлого года автор этих строк опубликовал фельетон «Овечье бешенство». О политической кампании типа «охоты на ведьм», по ходу которой людей выгоняют с работы и привлекают к уголовной ответственности на основании сексуальных фантазий. Для таких дел характерен автоподзавод: стоит одной «жертве домогательства» вылезти с обвинениями под ТВ-камеры, как рядом появляется группа на подпевке и затягивает «Mee tooоо…»меня тоже»).

Теперь этот мотив зазвучал над былинными просторами северной Руси. В заголовках вологодских СМИ – слова, на которых сразу останавливается глаз читателя: «Главу драмтеатра Зураба Нанобашвили обвинили в изнасиловании».

На данный момент в деле фигурируют 4 заявительницы (к моменту публикации они могут ещё немножко размножиться). Два эпизода заведомо фейковые, поскольку представляют собой воспоминания длительной выдержки: «помню я ещё молодушкой была». Ни у какой земной инстанции нет физической возможности расследовать подобные обвинения, так что и времени на них тратить не следует. Эротические мемуары – предмет литературоведения, может быть, психиатрии, но не уголовного права.  Так вот, главное обвинения против  художественного руководителя – в изнасиловании – было предъявлено его бывшей актрисой именно в мемуарном жанре.

Значит, никаких изнасилований режиссер  З.А. Нанобашвили  не совершал. Точка. Тема закрыта.

Но есть еще обвинения в том, что на Западе именуют «домогательствами». Они касаются одного эпизода на репетиции и выдвинуты в реальном времени двумя студентками, одна из которых претендовала на роль в новом спектакле. Конечно, такие заявления должны быть рассмотрены по существу.

Возможно ли, чтобы мэтры приставали к молодым актрисам и хватали их за такие места, которые системой Станиславского и текстом конкретной пьесы не предусмотрены? Возможно. Явление, давно распространенное в театральной среде, см. бессмертный роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»:

«- Все понятно! – воскликнула она, — и я давно уже подозревала это.

Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!»

А теперь подумаем: если режиссер домогался бедной девушки по тому же самому сценарию, старому как мир, для чего ему понадобилось присутствие третьего лица? Чтобы потом иметь против себя совпадающие показания?

Лишнее подтверждение навело бы Эркюля Пуаро на размышления. А Станиславский высказался бы коротко и афористично.

С другой стороны, будем объективны: как объяснить предъявление однотипных претензий с разных сторон, помимо этих двух заявительниц, есть ведь еще две, которые не являются подругами и вообще между собою не связаны?

Кому выгодно?

Имеются ли в наличии какие-то теневые координаторы, которые заинтересованы в дискредитации Нанобашвили и его смещении с поста худрука Вологодского драматического театра?

Они даже не прячутся.

Главный удар нанесло издание «Медуза». Именно его публикация вдохновила разнообразную жёлтую прессу. Базируется же этот ресурс вовсе не в Вологде, а в Латвии, он был организован при участии М.Б. Ходорковского для пропаганды на Россию. Но ведь не Ходорковский навел пропагандистское орудие на один из множества наших театров.

Вот кто навёл:

«Живущий в Санкт-Петербурге театральный режиссер Дмитрий Егоров опубликовал в своем фейсбуке пост, посвященный режиссеру Вологодского драматического театра Зурабу Нанобашвили… «Медуза» нашла четырех девушек, о которых говорил Егоров».

Кто же не знает режиссера по имени Дмитрий Егоров? Он сын главного редактора «Петербургского театрального журнала» М.Ю. Дмитревской (которая сама из Вологды). Известен как популяризатор творчества  Светланы Алексиевич, поставил «деконструкцию мифа» о «Молодой гвардии» и еще ряд подобных шоу на тему Великой Отечественной войны, в том числе про блокаду своего родного Ленинграда Егоров активно «евроинтегрирует» русскую  провинцию. Не прочь что-нибудь возглавить: на Алтае его даже произвели в главные режиссёры местного Молодёжного театра, но ненадолго.

Для всей этой компании («Медуза», «ПТЖ»,  Д. Егоров) Зураб Нанобашвили — человек чужой, он сторонник нормального репертуарного театра, и на международном фестивале «Голоса истории», который проводится в Вологде при его непосредственном участии, не заметно никакой «деконструкции» Великой Отечественной войны.

Непорядок, однако.  Пора привести Вологду в соответствие с форматом.

Вот вам замечательный «пост в фэйсбуке», который погнал волну.

Питерский режиссер о вологодском коллеге:  «домогательства и изнасилования по прошествии времени доказать практически невозможно. Но если это правда, то это необходимо копать и сажать дядю…».

«Необходимо копать и сажать». Освобождая место для более ценного кадра.

Указание принято к исполнению. В точном соответствии с американским стандартом подобного рода мероприятий «12 актеров Вологодского областного драмтеатра пришли в департамент культуры и туризма области и оставили там заявление об утрате доверия к Нанобашвили… из-за «испорченной репутации театра» «в связи с освещением в СМИ обстоятельств, касающихся морального облика режиссера».

Понимаете? Основанием является не то, что человек совершил нечто противозаконное, а то, что связанные с ним «обстоятельства» мусолят в СМИ.

Следственный комитет, естественно, отказывает в возбуждении уголовного дела, но подается эта новость коллегами (прости господи) журналистами таким образом: «СК признал, что действия Нанобашвили подпадают под ст. 135 УК РФ (развратные действия), но уголовное дело возбуждено не будет» и даже хлеще: «факт домогательств установлен» (выделено – И.С.) Достаточно открыть упомянутую статью УК, чтобы убедиться: действия, в которых обвиняют Нанобашвили (чувствуете, в чём разница?) никак под нее не подпадают. Без всяких «но». А факты – подтверждается обвинение или же имел место оговор  —  устанавливает суд.

Но зачем нам такие тонкости – факультет ненужных вещей – когда есть главный источник права – «Медуза»

«8 июня вологодский департамент культуры и туризма уволил режиссера областного драматического театра Зураба Нанобашвили. Это произошло через неделю после того, как «Медуза» рассказала истории четырех девушек».

Высокая эффективность, не правда ли?

***

Наш проект осуществляется на общественных началах. Вы можете помочь проекту: https://politconservatism.ru/podderzhat-proekt

Смирнов Илья (1958), автор книг по истории русского рока и не только. Беспартийный марксист. Поддерживал перестроечное «демократическое движение» до того момента, когда в нем обозначился курс на развал СССР

Похожие материалы

Когда-то в России была партия конституционных демократов, а сейчас спустя почти четверть века после...

Как только национальные интересы поглощаются и замещаются интересами державными, империя начинает...

Все же сейчас, несмотря на все непростые обстоятельства, человечество еще не стоит на краю бездны...