8 июня 2018 года в Праге прошел очередной уже Славянский Конгресс, являющийся частью масштабных торжеств («Славянская Прага-2018») и одновременно – представительным форумом славянских народов. Приверженцы идей славянской взаимности, сотрудничества и единства собрались в Праге, дабы почтить значимые для славян юбилеи, которые заслуживают быть упомянутыми отдельно.
Так, именно в текущем году отмечается 220 лет со дня рождения Франтишека Палацкого – видного чешского общественно-политического деятеля («будителя»), внесшего колоссальный вклад в восстановление исторического самосознания чешского и словацкого народов, в разработку стратегии чешского национального возрождения и продвижение идеи славянского единства – первоначально под австрославистскими, а затем (после 1867 года) и панславистскими и русофильскими лозунгами. Для чешского народа события 1848 года стали подлинным национальным пробуждением после 200 с лишним лет ассимиляции под властью Габсбургов – ибо после драматически проигранного сражения у Белой Горы в 1620 году Чехия лишилась не только своей дворянской знати, но также собственного языка, сохранением которого в течение долгого времени она была обязана усилиям небольшой группы энтузиастов.
Как полагают некоторые чешские деятели, и сегодня именно участие в международном славянском движении способно обеспечить сравнительно небольшим чешским народу и государству не просто политическое самосохранение, но и возможность освободиться от «комплекса небольшой нации, которая горбится перед всем чужим».
В 2018 году также празднуется 170 лет проведения I. Всеславянского съезда, который состоялся в Праге в дворце Жофин – где впервые были публично заявлены идеи славянского единства, и столкнулись две позиции – умеренно-реформаторская (поддержка славянами идеи сохранения монархии Габсбургов – в обмен на превращение Австрии в федерацию немцев, венгров и славян, которую поддерживал сам председатель собрания Франтишек Палацкий) и радикально-революционная (предполагающая использовать события «весны народов» 1848 года для революционного освобождения славян с последующим созданием «Всеславянской федерации» – которой придерживались Михаил Бакунин и поддерживавшие его тогда К. Либельт и Л. Штур). В итоге, после длительных и глубоких дискуссий Первый Всеславянский съезд одобрил «Манифест к европейским народам». Главной идеей последнего было право на самоопределение народов, которое было реализовано на практике после Первой мировой войны, вылившись в создание двух новых самостоятельных славянских государств – Чехословацкой Республики и Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года – Королевство Югославия); в итоге Франтишек Палацкий, видвинувший еще в 1848 году проект глубокого переустройства Империи, оказался более глубоким стратегом, нежели почитавшийся некоторыми славянскими деятелями император Франц-Иосиф.
Другая знаменательная дата – 100 лет с момента провозглашения Чехословацкой Республики – государства, которое образовалось в результате распада Австро-Венгерской Империи. Последнее объединило в своем составе на федеративных основаниях три славянских народа – чехов, словаков и русинов Подкарпатской Руси, создав (наряду с Югославией) практическую модель многонационального славянского единства. И неслучайно поэтому, что крушение чехословацкой государственности в 1938 стало трагедией не только чешского и словацкого, но и русинского народа, лишившегося обретенного ранее автономного статуса в рамках единого славянского государства.
На этот же год приходится 20 лет от VII Всеславского съезда (1998), который состоялся в Праге в отеле Pyramidа – и означал реконсолидацию международного славянского движения в условиях посткоммунистической реальности, когда политическая эмансипация западнославянских народов и их вхождение в Европейский союз и НАТО заметно изменили политическую конфигурацию Центральной и Восточной Европы. В то же время последующее усиление критического отношения к евроинтеграционным процессам актуализировали проблематику не только отдельных славянских отечеств, но и согласованного отстаивания интересов всех славян.
Организаторами этого международного мероприятия выступили Международная неправительственная организация Всеславянский комитет и Славянский комитет Чешской Республики, а также Чешско-Моравский славянский союз.
8 июня в Большом зале Российского центра науки и культуры (РЦНК) в пражском районе Градчаны прошло заседание Международного Славянского собора, имевшее ярко выраженную культурно-историческую и геополитическую окраску. Спикерами собрания выступили такие авторитетные в славянском движении деятели, как председатель Всеславянского комитета доктор Зденек Опатршил, Председатель Международного Славянского Совета Сергей Бабурин, председатель Славянского комитета Чешской Республики и заместитель председателя Международного славянского совета Ян Минарж, бывший депутат нижней палаты парламента Чехии Вацлав Экснер.
Помимо указанных лиц, в работе Конгресса приняло участие около 150 писателей, учёных, работников культуры, политиков и общественных деятелей из Белоруссии, Болгарии, Польши, России, Сербии, Словакии, Украины и Чехии. В их числе следует упомянуть депутата нижней палаты чешского парламента, заместитель председателя Коммунистической партии Чехии и Словакии Станислав Гроспич, губернатор Устецкого края Олдржих Бубеничек, почетный митрополит Православной церкви Чешских земель и Словакии Христофор, бывшие депутаты парламента Чехии Вацлав Экснер и Милада Галикова, известные чешские путешественники Ян Новак, Мирослав Якеш и Станислав Фишер. В составе российской делегации, помимо С. Н. Бабурина, также были представлены такие имена, как профессор истории П. В. Тулаев (презентовавший свою новую книгу «Первые славянские съезды»), писатель и публицист, член Русинского землячества «Карпатская Русь» А. В. Фатула (представивший сообщение на тему «Прага – общая столица чехов, словаков и русин»), член Координационного совета «Славянского комитета России» В. Ю. Садков, сделавший фундаментальный доклад о современных геополитических вызовах в отношении славянских народов и государств. Автор этих строк почел за честь находиться в столь представительном сообществе, представив Конгрессу свои скромные размышления о генезисе и особенностях движений славянских народов в Австрии и Австро-Венгрии. «Либеральная империя», предоставив славянам определенные возможности для культурной и политической консолидации, все же отказалось в конечном итоге от федерализации с учетом славянского фактора – что привело к отчуждению от него славянских подданых и в конце концов к крушению в 1918 году.
Выступления и дискуссии, имевшие место во время Славянского Конгресса, подтвердили, что славянское движение пребывает сегодня в разделенном состоянии, в ситуации своеобразной «развилки» – когда необходимо делать выбор в ответ на существующие политические вызовы, отказавшись от иллюзий и стереотипов. Так, еще в конце февраля текущего года на страницах газеты «Московский комсомолец» польский публицист националистического и евроспектицистского толка Якуб Корейба, обрушившись на идею «всеславянства», попутно призвал нынешних славян «отказаться от иллюзий» и высказал мнение о том, что, только укрепляя свои национальные государства, славяне Восточной и Южной Европы могут защитить себя от посягательств со стороны любых амбициозных «объединителей», будь то Россия и Германия.
Так или иначе, следует признать, что сегодня славяне нередко манипулируемы и маргинализированы политически. Вместе с тем, глубокий кризис современных устоев миропорядка и структурных оснований Европейского союза – вкупе с актуализацией идентитарной проблематики – дают славянским странам и народам Восточной Европы определенный шанс на ре-позиционирование, консолидацию усилий и более успешную защиту собственных интересов. Неслучайно в этой связи, что в своем приветствии к участникам Славянского Конгресса президент Чешской Республики Милош Земан указал, что «славянство и идею славянской взаимности я понимаю, прежде всего, как идею историко-культурную, а не политическую и геополитическую. При этом от идеи славянской взаимности я не отказываюсь и буду рад получить информацию об итогах Международного Славянского собора».
Вместе с тем, как представляется, славянам еще предстоит найти свой ответ на вызовы узко понятого этнического национализма, денационализирующего глобализма и другие вызовы и сооблазны. Вместе с тем, все же нельзя говорить о «политической несостоятельности» славян. Развивая эту тему, участвовавший в работе Когресса председатель Международного Славянского Совета Сергей Бабурин отметил, что за прошедшие 170 лет со дня I Всеславянского конгресса в Праге жизнь славянских народов радикально изменилась. «Достигнуто торжество в борьбе за национальную независимость, за суверенитет, существует целое содружество славянских государств в Европе. Однако вопрос о сохранении славянского духа, славянских народов как таковых, славянской цивилизации как явления мировой истории стоит сегодня острее, чем раньше». Закрепляя эти идеи, состоявшийся в Праге Конгресс принял Манифест к славянским народам «За славянское единство, дружбу и мир с другими народами».
Помимо этого, прошедший в Праге Славянский Конгресс наглядно показал, что при сохраняющихся различиях между представителями славянских движений по конфессиональному (православные, католики, внеконфессиональные группы), языковому, политико-идеологическому («левые» и «правые») присутствует очевидный запрос на объединение усилий – однако конкретные формы такой консолидации пока не определены.
Политизация (ре-политизация) славянского движения сегодня налицо (что не позволяет механически вписать его в принятые сегодня формы мультикультурализма»), при том что политические элиты большинства славянских государств не считают общеславянскую проблематику актуальной (лишь руководство Чехии в лице недавно переизбранного президента Милоша Земана демонстрирует определенный интерес к деятельности славянских объединений, о чем свидетельствовало упомянутое приветственное письмо последнего к участникам Конгресса).
Примечательно, что в складывающейся сегодня ситуации у славян стран ЦВЕ и России пока нет объединяющего политико-идеологического проекта (возможно, время для него еще не пришло).
В то же время не может не радовать протекающий на глазах процесс постепенного избавления от политической экзотики и симулякров (так, например, проекты в духе «всеславянского государства» на Конгрессе даже не обсуждались – вопреки осуществленным ранее информационным вбросам, а леворадикальные идеи, наподобие создания «славянской Красной Армии» с целью «освобождения Европы», не вызвали понимания и поддержки).
Славянское движение по-прежнему сохраняет свои позиции в основном за счет организационных и политических усилий сложившегося круга его заслуженных деятелей, но приятно заметное увеличение числа молодежи в составе делегаций различных славянских стран.
Наряду с этим, движение славян, объединяющее в своих рядах представителей России, Украины, Беларуси, Чехии, Словакии, Сербии, Македонии и других стран ЕС – естественный и едва ли не единственный консолидированный противовес не только процессам постмодернистской денационализации, но и существующим сегодня в рамках Евросоюза русофобским трендам (при всей известной ограниченности политических возможностей самого движения).
В то же время, помимо консолидации собственно славянских народов и стран (вкупе с защитой их идентичности) не менее важен сегодня диалог славян с другими культурно-цивилизационными общностями – что необходимо для дальнейшего самоопределения в утрачивающем привычные координаты глобальном мире. Как справедливо отметил в своем выступлении один из участников Конгресса, именно сегодня «необходимо вернуть взаимное доверие и сотрудничество народов Европы. А славянские народы могли бы стать инициаторами этого процесса».
***
Мы побеседовали с председателями обеих этих славянских организаций – Зденеком Опатршилом, председателем Всеславянского комитета, и с Яном Минаржем, председателем Славянского комитета Чешской Республики и заместителем председателя Международного славянского совета.
Нужно ли нам отмечать эти юбилеи сегодня? Ведь сегодняшнее поколение даже не знает, что это такое.
Зд.Опатршил: Вот почему это важно. Каждый из нас должен знать историю, брать уроки у нее, чтобы не повторять ошибки прошлого. Я хотел бы напомнить, что после поражения чехов в битве на Белой горе (1620 г.) чешская культура почти исчезла, а также чешский язык. Все это сохранилось только в памяти простых людей, и благодаря нескольким личностям, как напр. чешский епископ и деятель культуры Благослав, священник-иезуит и чешский историк Балбин, известный чешский ученый и священник Йозеф Добровский, Антонин Ярослав Пухмайер, Вацлав Тхам, граф Кашпар Марио Штернберг, Йозеф Юнгманн и другим удалось все сохранить.
Это было началом национального возрождения, которое было полностью разработано Франтишеком Палацким и многими выдающимися личностями, патриотами и истинными представителями национальной чешской и словацкой культуры, среди которых были, например, Ф. Л. Ригер, Ян Коллар, П. Й.Шафарик, Людовит Штур и многие другие. Кульминацией патриотических усилий был созыв Первого Славянского съезда Франтишеком Палацким в Праге в 1848 году. Съезд показал, что в условиях славянской взаимности и такая небольшая страна, как Чехия, может защитить свою идентичность, национальные традиции, обычаи и культурные ценности, если она будет черпать силу из общих славянских корней и опираться на более сильных братьев-славян.
Ян Минарж: Настоящее представляет собой продолжение причинно-следственных связей, связанных с прошлым. Говорят, что тот, кто забудет свое прошлое, будет вынужден его повторить. В настоящее время предпринимаются усилия, направленные на то, чтобы разрушить национальное сознание славян путем переписывания истории в чужих интересах. Это попытки Германии превратить жертвы Второй мировой войны в ее виновников, осуждать гуситов по иерархии католической церкви, хвалить Австро-венгерское узничество наций и подобные концепции истории. Отвратительным примером клеветы чешской истории с пагубными псевдоисторическими особенностями является брошюра «Подивен». Сознательно ложными являются теории неславянского происхождения жителей славянских стран. Даже Европейский Союз заплатил ложный проект кельтского происхождения западных славян и способствовал так называемому мультикультурализму, то есть подавлению национальных традиций, культуры и языка и замене их чуждыми образцами и моралью. В настоящее время существует угроза исламизации Европы, которая сознательно пропагандирует миграцию, распространяя эту жестокую средневековую идеологию, которая не свойственна Европе и чужда 21-му веку.
Славянская Прага не организована впервые. Как это было в прошлый раз?
Зд. Опатршил: В первый раз мы организовали эти торжества в 2008 году. Нам пришлось создать гражданское объединение, которое мы назвали Чешско-Моравское этнографическое общество. Цель Всеславянских этнографических торжеств состояла в том, чтобы снова показать людям близость культур славянских народов и их общие корни. Пробудить в них любовь к родине и чувство гордости за принадлежность к великой славянской семье. Таким образом, постепенно освобождать гражданина Чешской Республики и других малых славянских государств от «комплекса небольшой нации, которая горбится перед всем чужим». Против целенаправленной идеологии и пропаганды бездушного западного псевдохудожественного творчества, полного насилия, убийства, войны и мафии, должны быть поставлены настоящие ценности славянской культуры, которые внесли огромный вклад в общественную жизнь в Европе и во всем мире.
Ян Минарж: Одной из целей Всеславянских этнографических торжеств является стремление вернуть чешскому и другим славянским народам гордость за свою историю, ценности национальной и народной культуры, созданные поколениями на протяжении веков. Участники в своих выступлениях будут рассказывать правду о славянских народах. Славянская Прага – это хорошая возможность узнать больше о наших славянских братьях, их культуре, обычаях, традициях и характере. Это также важно для улучшения самих себя.
Вы напомнили, что организатором славянской Праги 2008 года являлось Чешско-Моравское этнографическое общество в сотрудничестве со Славянским комитетом Чешской Республики. Какова нынешняя организация славянской Праги?
Зд. Опатршил: Члены Чешско-Моравского этнографического общества (ЧМЭО) решили проводить и другие славянские мероприятия, которые никто не организовывал. Поэтому в 2009 год ЧМЭО было переименовано в Чешско-Моравский славянский союз (ЧМСС), который начал издавать Славянский календарь, создал ряд новых событий, таких, как Фольклорный фестиваль западных славян, Старый славянский праздник яблок, вина и меда и Всеславяянский бал с участием шести национальных меньшинств. Он сотрудничал с многими народными ансамблями.
Ян Минарж: Славянские торжества – это возможность отметить восхитительный подъем национального возрождения в нашей стране, чего достигли славяне в следующем периоде почти двух столетий. Показать этику и культуру славянских народов, их традиции и настоящее. Деятельность Славянского комитета Чешской Республики в этих областях многогранна. В течение 21 лет он издает ежемесячную газету «Славянская взаимность», в которой публикуются серьезные сообщения из славянского мира, организовал 20 славянских балов и многочисленные конференции, сам или в сотрудничестве с другими патриотическими организациями.
Кто примет участие на этих торжествах и каковы будут итоги?
Ян Минарж: Мы приглашаем в Славянскую Прагу все международные славянские организации. Эти организации пригласят представителей из своих организаций-членов. В международном славянском движении было создано определенное разделение обязанностей. Всеславянский союз координирует работу международных профессиональных организаций (например, Международный союз славянских женщин, Международный союз славянских писателей и т. д.). Всеславянский комитет приглашает славянские и патриотические организации из славянских и неславянских стран. Это преимущественно культурно-образовательные ассоциации. Международный Славянский Совет приглашает славянские комитеты славянских государств или наций. Международный Славянский Совет и его славянские комитеты – организации политического характера, занимающиеся всеми серьезными современными проблемами, касающимися славян. Эта организация славянского движения была создана на VII. Международном славянском съезде в Праге в 1998 году.
Зд. Опатршил: Мы приглашаем в Прагу также представителей соотечественников из близкого или дальнего зарубежья. Всеславянские этнографические торжества должны способствовать созданию новых условий для культурного сотрудничества, сохранения национальных обычаев и традиций и взаимного осознания.
Первый Всеславянский съезд, 170 лет которого мы упоминаем, одобрил Манифест европейским народам. Его главной идеей было право на самоопределение народов, которое было по существу выполнено после Первой мировой войны. Собор, который состоится в рамках Славянской Праги, должен продолжить работу исторического съезда и принять Манифест славянским народам «За славянское единство, дружбу и мир с другими народами».
Что должно быть улучшено в отношениях между славянскими народами?
Ян Минарж: Прежде всего, необходимо предотвратить распространение вражды между славянскими народами, в странных, чужих интересах. Таким образом война началась в Югославии, где нации с общим языком – сербы и хорваты сражались друг против друга. В результате погибли тысячи людей, нарушив общее славянское государство в соответствии с властными интересами Германии и США. В Украине иностранное вмешательство – за 5 миллиардов долларов, по словам зам.госсекретаря США Виктории Нуланд, был организован государственный переворот и гражданская война на востоке Украины. В Польше усиливаются антироссийские настроения. Эти действия, спровоцирпованные антиславянскими и, в первую очередь, антирусскими силами, наносят вред славянам и угрожают миру во всем мире. Это надо предотвратить всеми силами.
Зд. Опатршил: Есть также идеи создания Сообщества славянских государств. Эта идея объединения славянских народов была представлена славянскими мыслителями в 17-м и последующих столетиях (Крижанич, Барьятинский, Кукулевич, Штур и др.). Реализация этой идеи в настоящее время не представляется возможной. Вспомним призыв президента доктора Эдварда Бенеша: «… чтобы мы никогда не убегали от Востока, то есть от Советского Союза и от Польши, но, с другой стороны, нам нельзя забывать – и это должно быть понято всем остальным – что мы не можем из-за нашего географического положения и тысячи лет своего культурного развития лишиться Запада. Славизм является для нас незаменимой основой, и вся чехословацкая политика должна исходить от него как основы, особенно после Второй мировой войны». Однако нам важно стремиться к сообществу славянских народов.
В заключение нашего разговора позвольте мне напомнить лозунг нашего предстоящего Славянского собора:
«За единство славян, дружбу и мир с другими народами».
Выступления участников Собора были разнообразны по своей тематике: от острых актуальных политических до исторических, рассказывающих об успешном сотрудничестве славянских народов друг с другом.
В заключение работы Собора участники приняли обращение «За славянское единство, дружбу и мир с другими народами». Многим известным деятелям международного славянского движения были вручены почетные медали Франтишка Палацкого.
Заседание Славянского собора завершилось большим концертом, в котором приняли участие творческие коллективы из Болгарии, Польши, России, Словакии, Украины и Чехии, которые представили народное искусство своих стран.
9 июня в Хрустальном зале РЦНК прошло рабочее совещание Международного славянского движения «Всеславянский союз», в ходе которого ученый секретарь по научно-исследовательской работе Павел Тулаев презентовал свою новую книгу «Первые славянофилы и их съезды». Завершились этнографические торжества «Славянская Прага 2018» часовым концертом народного коллектива фольклорного ансамбля «Новоселье» из поселка Аннино Ленинградской области, исполнившим русские народные песни и частушки.
Юбилейный Славянский Конгресс (Славянская Прага – 2018), приуроченный к 170-ой годовщине Первого Славянского Конгресса 1848 г. и к столетию создания Чехословацкой Республики в 1918 году.
Славянское движение, заявившее о себе в 1848 году на волне событий «весны народов» и переживавшее в последующие периоды подъемы, спады им надломы, сегодня также пребывает в весьма непростой ситуации. Славяне политически разделены, нередко манипулируемы и маргинализированы политически. Вместе с тем, глубокий кризис современных устоев миропорядка и структурных оснований Европейского союза – вкупе с актуализацией идентитарной проблематики – дают странам и народам Восточной Европы определенный шанс на консолидацию усилий и защиту своих интересов.
Прошедший 7–9 июня с.г. в Праге юбилейный конгресс, в частности, показал:
- При сохраняющихся различиях между представителями славянских движений по конфессиональному (православные, католики, внеконфессиональные группы), языковому, политико-идеологическому («левые» и «правые») присутствует запросы на объединение усилий – однако конкретные формы такой консолидации пока не определены.
- Политизация (ре-политизация) славянского движения сегодня налицо (культурологическая стадия в его развитии давно позади), хотя политические элиты большинства славянских государств не считают общеславянскую проблематику актуальной (лишь руководство Чехии в лице недавно переизбранного президента Милоша Земана демонстрирует определенный интерес).
- У славян ЦВЕ и России нет объединяющего политико-идеологического проекта (возможно, время для него еще не пришло).
- Происходит процесс постепенного избавления от политической экзотики (так, например, проекты наподобие создание «всеславянского государства» на Конгрессе не обсуждались – вопреки осуществленным ранее информационным вбросам);
- Славянское движение по-прежнему держится на «политических ветеранах», но приятно заметное увеличение числа молодежи в составе делегаций различных славянских стран.
- Славянское движение, объединяющее в своих рядах представителей России, Украины, Беларуси, Чехии, Словакии, Сербии, Македонии и других стран ЕС – противовес поднимающимся в рамках Евросоюза волнам русофобии (при известной ограниченности политических возможностей самого движения).
- Помимо консолидации собственно славянских народов и стран (вкупе с защитой их идентичности) не менее важен сегодня диалог славян с другими культурно-цивилизационными общностями.
Наш проект осуществляется на общественных началах. Вы можете помочь проекту: https://politconservatism.ru/