В западных учебниках по пиару (мне приходилось их штудировать, когда я работал директором по пиару в крупнейшей торговой сети России) написано примерно следующее: черный пиар имеет право на существование в шоу-бизнесе, репутационные потери сполна искупаются популяризацией артиста. Данный принцип давно применяется в Соединенных Штатах и в Европе. Многие звезды намеренно изобретают себе алкогольную или наркотическую зависимость, изображают из себя сумасшедших и скверных людей. Голливудские знаменитости весьма часто прибегают к этому приему. Например, об Эрике Робертсе известно, что он был настолько плохим парнем в юном возрасте, что проигрывал свою сестру– знаменитую актрису Джулию Робертс – в карты. Байку эту запустили пиарщики актера, после чего он добился больших успехов в кино, играя разнообразных негодяев – благо, отрицательная харизма позволяла.
В современной России технологии пиара осваиваются звездами шоу-бизнеса и рок-н-ролльной тусовки, фактически слившихся воедино после появления рокапопса, границы жанров порядком стерлись. Сегодня протест удобен и при этом весьма безопасен. Он идеально подходит для пиара.
Немного отвлекусь от темы. Евгения Васильева (еще один персонаж из мира искусства) после того, как против нее было заведено уголовное дело, тоже обратилась в пиар-агентство, ей нужно было создать образ невинной жертвы, не расчетливого дельца, окопавшегося в Министерстве обороны, чтобы воровать, а творческой личности, попавшей на скамью подсудимых по какой-то нелепой случайности. Картины, стихи, видеоклипы с песнями – все это результаты работы с умелыми пиарщиками, которым Васильева заплатила миллионы. Увы, затраты ее оказались пустыми. Васильеву все же признали виновной и отправили в СИЗО. Но у нее есть все шансы выйти на свободу уже в августе. При этом сумма выплат по иску (77 млн. рублей) гораздо меньше того, что она присвоила.
Андрей Макаревич – абсолютный гений протестного пиара, он продемонстрировал поистине уникальный дар, стяжая славу буквально на пустом месте. Об утраченной популярности, пожалуй, уже никто не вспоминает. Хотя еще полтора-два года назад Макаревича было совсем не слышно. «Макаревич, – спросил меня однажды молодой знакомый. – Это который дайвер?» Кто бы мог подумать, что он сможет создать настолько качественный пиар, что его имя будет на слуху все время. И скачиваемость песен, и прослушивание их на ЯндексМузыке возрастет в разы за несколько лет. Стоит кому-то упомянуть имя Макаревича в соцсетях, как тут уже возникает бурное обсуждение. Конечно, звучит, в основном, негатив. Но у Андрея Вадимовича находятся и толпы сторонников. Давайте посмотрим, как складывался этот пиар-протест.
Изначально Макаревич присоединился к белоленточному движению (сегодня уже известно, что в попытку Снежной революции в России были вложены миллиарды долларов) и отправился на Болотную. Его фотографии появились в интернете сразу же после этого события. Возможно, тогда ему казалось, что это хорошая идея. Затем он позволил себе множество критических высказываний о властях, также широко разошедшихся по сети. Возникало абсолютное ощущение, что цитаты Макаревича кто-то распространяет специально. Потому что они были опубликованы даже на специальных открытках – цитаты рядом с фотографиями подзабытого кумира. Потом был концерт на Украине. После которого и началась «волна травли». Так ее охарактеризовал сам Андрей Макаревич, очень вовремя написав письмо президенту Путину с просьбой «его травлю прекратить». Затем он записал несколько песенок, критикующих власть. Потом поведал, что его концерты отменяют в разных городах России, без объяснения причин. Через некоторое время, когда, казалось, шумиха стала стихать, Макаревич внезапно заявил, что «русский народ много гадит». Потом некто распылил газ на его концерте. Через некоторое время в блогосфере прошла волна – Макаревич иммигрирует в Канаду. Сам он выступил с опровержением – мол, никуда не уеду, не дождетесь. В последнее время Андрей Макаревич обленился. Он уже не пишет длинных открытых писем и пространных размышлений и не говорит много в интервью. Он выдает одну-две фразы. Пишет, к примеру, что Путин своих не сдает, но «что он будет делать, когда сдадут его». Эти фразы публикуются на «Эхе Москвы», мгновенно становятся популярны в народе и разлетаются по интернету. Но, конечно, абсолютный взрыв породила фейковая новость, размещенная неизвестными хакерами на странице Грушинского фестиваля: «Макаревич убит в подъезде собственного дома». Сам он отреагировал внешне сердито на это сообщение: «Не читайте говно! Что вы как мухи?!» Тем не менее, мнимую смерть Макаревича обсуждают буквально везде. «Тот, кого похоронили при жизни, будет жить долго», – пишут почитатели таланта Андрея Макаревича. А талант налицо. Причем талант большого артиста и настоящей звезды шоу-бизнеса.
Вот и Земфира пошла по уже проторенной дорожке, а за ней последовали и, уверен, еще последуют, другие. На концерте в Тбилиси она развернула украинский флаг, помахала им, а затем привязала к микрофону. Явная провокация, отличный пиар, удавшийся на 100%. Был ли фанат из Киева, передавший Земфире флаг, неизвестно. Некто написал на Facebook, что этот фанат – он, и с его стороны это был порыв, а флаг он, якобы, привез с собой из Киева. Видимо, на Украине такой прилив патриотизма, что украинцы, выезжая за границу, обязательно берут с собой флаги. На видео видно, что Земфира действительно взяла флаг из зала. Но, скорее всего, это была заранее спланированная и продуманная акция. Увы, певица давно уже не выдает хиты, как некогда на ее ранних альбомах. Приходится добирать пиар-протестом.
Совсем уже забытый Вячеслав Петкун из «Танцев Минус», некогда исполнивший партию Квазимодо в знаменитом мюзикле «Собор Парижской Богоматери», решил повторить подвиг Земфиры на фестивале «Нашествие». Зная, что украинский флаг на этом фестивале будет означать, что его больше не позовут на мероприятия «Нашего радио», да и из эфирной сетки могут выбросить – поскольку расценят этот акт, как политическую подставу, подножку организаторам – Петкун продемонстрировал зрителям желто-голубое свернутое полотнище в вытянутой руке. После чего публика загудела возмущенно. Тогда Петкун развернул знамя Казахстана. Воспринято это было как рок-н-ролльный стеб и некий ответ Земфире. Но многие остались в недоумении. В общем, желаемого результата Вячеслав достиг.
Ни Петкуну, ни Земфире, ни другим артистам, уже не угнаться за Андреем Макаревичем. Он – абсолютный лидер протестного пиара в России. Но пробовать добиться такой славы путем незначительных имиджевых потерь, непременно будут многие. Те, кому позволит совесть и убеждения.