Рубрики
Блоги Размышления

«Лето» – там будет то и будет это!

Опа, как хочется, абсолютно не являясь поклонником Майка и Цоя, петь их песни. И опа, как неожиданно хочется тут же взять билеты на следующий сеанс, чтобы еще раз подышать этим летним воздухом, пропитанным дымом беломора.

Я памятник себе воздвиг неоднородный,

К нему не зарастет народная тропа.

Я с топором, в кустах, седой и благородный.

ОПА!

БГ

Действительность последних месяцев все-таки подтверждает справедливость тезиса В.И. (Ульянова) Ленина о важнейшем для нас искусств. Зимние кинематографические страсти с наступлением календарного лета не утихли, а даже наоборот.

На этот раз причиной раздора и «хайпа» стал фильм находящегося под домашним арестом режиссера Кирилла Серебренникова с сезонным же названием «Лето».

Говоря интернет-сленгом, «бомбить» начало еще зимой, когда сценарий картины был подвергнут резкой, непримиримой критике самим Борисом Гребенщиковым. Задуманная Серебренниковым лента повествует о временах расцвета ленинградского рок-клуба на Рубинштейна, 13, уже имевшем успех Майке Науменко и начинающем Викторе Цое, естественно, кто, как ни «Боб» знает и помнит те времена лучше остальных. Прочитав сценарий, БГ разразился матерной тирадой о том, что «ничего этого не было», запретив использовать и свое имя, и свои песни в картине.

Возмущало «бога, от которого сияние исходит» то, что от героев исходила не свойственная им любовь к музыке в первую очередь как абсолюту, исходила только любовь к деньгам, беспорядочным половым связям и общая распущенность. Майк и Цой, а также остальные герои, по первичной версии сценария для БГ выходили некими «московскими хипстерами».

Артемий Троицкий, также появляющийся в картине, в свою очередь был менее категоричен, чем Гребенщиков, но изначально настроен негативно. Впрочем, после он сменил строгий тон на более дружелюбный и заговорил о том, что «из любого сценария, даже самого говенного, можно сделать прекрасный фильм».

Позже смягчился и сам БГ, сказав, что, несмотря на то, что его образ остался в картине, в суд подавать на Серебренникова не станет.

Понять Троицкого, Гребенщикова, Алексея Рыбина (со-основателя «Кино», который также высказывался резко о грядущем фильме) можно. Непосредственные участники событий изначально выступали против «лжи» и «клеветы», которую обнаружили в первом варианте сценария. Для автора статьи долгое время их мнение ставило крест на просмотре данного фильма. Продюсеры же после волны подобной критики сказали, что все полученные замечания были учтены. И чем ближе была премьера, тем интереснее было все-таки взглянуть, что же получилось в итоге.

А получилась в итоге лента, которая с приведенными выше критическими замечаниями общего ничего не имеет.

Слова «чистый» и «светлый» сегодня все чаще употребляют в ироническом, даже ерническом контексте, тем не менее, именно они лучшим образом характеризуют фильм Серебренникова. Это прекрасная, наивная картина о «двух капитанах» – Майке Науменко и Викторе Цое, которые писали замечательные, до сих пор незабытые песни, мечтали, выступали, пили пиво и портвейн, курили беломор, влюблялись.

Кстати, любовный треугольник между Майком, его женой Наташей и Цоем, как вроде бы основная линия фильма, показан весьма сдержанно, трогательно-нежно и, кажется, не слишком отвлекает мелодрамой ни зрителя, ни самих героев. Даже после признания жены о симпатии к Цою, Майк, пригласив того в гости на разговор, ставит ему новый альбом «Blondie» вместо нелепого выяснения отношений, и, наверное, именно об этом говорили критики. Музыка как абсолют, как главенствующая цель и смысл, а не «вот это ваше все» земное.

Обычно такие фильмы служат т.н. «отпечатком эпохи», как, например, балабановский «Груз 200», но у Серебренникова эпоха – это только декорации. Иногда красивые и масштабные, как огромная мозаика портрета «нашего дорогого Леонида Ильича», но, в основном, не слишком заметные, не слишком выделяющие именно советские реалии, в которых, безусловно, далеко не всем рок-музыкантам и сочувствующим приходилось легко. Но это запылившийся фон. Фильм же, скорее, пропитан атмосферой, настроением, причем, абсолютно под стать названию – «летним».

Помимо прочего, фильм очень стильно сделан. Он красив и по содержанию, и по картинке. Панки и рокеры, распевающие вместе с пассажирами советской электрички и советского же трамвая, дружинниками и грузными рабочими пожилыми леди «Psycho Killer»  и «The Passenger», конечно, это «летнее» настроение доводят до кульминации.

Наверняка, истинные поклонники героев смогут найти изъяны в ленте. Могут говорить, что германо-корейский Цой слишком слащав, а Рома Зверь, сыгравший Майка, вовсе и не похож. Но как раз последний, этот рокопопсовый идол, бьющий сердца в нулевых, справился с ролью отлично. В фильме нет мальчика, прыгающего с микрофоном и эпатажно распевающего «выпускные кончатся минетом», в фильме есть Майк Науменко, по своему серьезный, сдержанный, но рвущий на сцене рок-клуба небольшой зал своей «дрянью».

Все главные критики фильма – Троицкий, Рыбин, и Гребенщиков в фильме все же были представлены, и, на взгляд автора статьи, представлены достойно. БГ, точнее «Боб», был эпизодически, но внушительно сыгран Никитой Ефремовым. Оператор картины Влад Опельянц или «Опель», как его ласково называют в киноиндустрии, делал на редкость удачные планы, и отличить БГ времен «Треугольника» от Ефремова внешне практически невозможно. Выдает Никиту только характерный наследственный голос.

Очень смешной и приятный реверанс в фильме можно заметить, когда на квартиру Гребенщикова направлена анимированная стрелка с надписью «БОГ». Появление Александра Баширова в электричке также дает повод улыбнуться всем любителям и ценителям соловьевских лент «Асса» и «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви». И все это воспринимает не как «шарканье ножкой» перед культовыми фильмами, нет, это производит очень теплое впечатление даже не преемственности, а некого привета тем картинам.

Подводя итог, хочется сказать, что вынесенное в эпиграф «ОПА!» суммирует все впечатления автора статьи о фильме «Лето», потому что это, действительно», опа! Опа, как здорово получилось. Опа, как хочется, абсолютно не являясь поклонником Майка и Цоя, петь их песни. И опа, как неожиданно хочется тут же взять билеты на следующий сеанс, чтобы еще раз подышать этим летним воздухом, пропитанным дымом беломора.

***

Наш проект осуществляется на общественных началах. Вы можете помочь проекту: https://politconservatism.ru/podderzhat-proekt