«РI»: Наш сайт обратился с рядом вопросов о трагедии «Боинга 777» к известному эксперту, специалисту в области военных стратегий и также блестящему знатоку мировой и отечественной фантастики, руководителю группы «Конструирование будущего» Сергею Переслегину. Мы попросили его сравнить события 1983 и 2014 года, оценить степень правдоподобности тех или иных версий произошедшего, включая самые невероятные, а также сделать прогноз на будущее,  какими последствиями, по его мнению, чревато данное страшное событие. Письменный ответ  Сергея Борисовича оформился в развернутую статью, которую мы и предлагаем внимание нашим читателям.

***

Сахалин-1983 и Украина-2014: что отличает две катастрофы?

Если сравнивать трагедию малазийского «Боинга» с катастрофой 1983 года, когда советскими истребителями был сбит «Боинг» южнокорейский, то в действительности, между этими событиями много общего, но не меньше и различий.

Поэтому, я сказал бы, что нынешняя провокация сделана по другим шаблонам.

Общее:

В обоих случаях речь идет о широкофюзеляжном самолете фирмы «Боинг» (в 1983 году – В-747, сейчас В-777), принадлежащем кампании из Юго-Восточной Азии (соответственно, корейской и малазийской), на борту которого находилось около 300 человек (269 и 295). В обоих случаях событие вызвало большой международный резонанс. В обоих случаях еще до проведения расследования ответственность за катастрофу была возложена на Россию.

Различное:

Боинг-747 1 сентября 1983 года был сбит в ходе крупной операции американских спецслужб, целью которой была не провокация, как таковая, а исследование системы советской противовоздушной обороны на Дальнем Востоке. В ходе этой операции были задействованы также военные самолеты США – по меньшей мере, один SR-71 и по меньшей мере два RC-135 (военная модификация Боинга-707), а также многочисленные истребители. Офицеры ПВО Сахалина впоследствии говорили, что обстановка в воздухе, огромное количество целей в непосредственной близости от границы было очень велико, в штабе предполагали начало войны и запрашивали Москву по этому поводу.

В данном случае ничего подобного не было: никакой операции не велось, огромного количества других самолетов поблизости не было.

Боинг-777, несомненно, погиб в районе населенного пункта Снежное. Найдены обломки, очевидно принадлежащие этому самолету, а также его «черные ящики».

Но есть очень сильные основания сомневаться, что в ходе поисковой операции в 1983 году был найден сбитый Боинг-747. Там, очевидно, был найден самолет и некоторые вещи, указывающие, я бы сказал, «нарочито указывающие» на принадлежность южнокорейскому Боингу-747. Это, однако, могли быть обломки другого самолета, участвовавшего в той же операции – RС-135 или SR-71, который и был там сбит (А 747-й упал где-то над Тайванским проливом, возможно даже и сам).

Боинг-747 хранил радиомолчание, его иллюминаторы были закрыты шторами. Он сильно отклонился от курса и зашел, причем не один раз, в запретную зону, над которой, полеты каких-либо летательных аппаратов были запрещены, причем Советский Союз официально предупреждал о том, что любой самолет, вошедший в эту зону, будет сбит.

Боинг-777 шел по установленному коридору, находился в прямой связи с диспетчерским узлом и никоим образом не маскировался.

Боинг-747 (или другой самолет, который США впоследствии удалось за него выдать) был сбит в ходе воздушного перехвата, причем были задействованы советские  кадровые войска (система ПВО, истребительные части). Истребитель наводился на цель системой ПВО.

Боинг-777 был сбит – если он был сбит, что вообще-то говоря, еще не доказано, – людьми, которые не являются профессиональными военными. Каким образом велось сопровождение цели, совершенно непонятно. Если работали радары, их должны были обнаружить – все-таки, зона боевых действий: развернуты и русские, и украинские войска РЭБ. Иными словами, в 1983 году нет никаких вопросов об уничтожении самолета, а в 2014 году нет никаких ответов…

Наконец, 8 марта 2014 года исчез другой самолет той же авиакомпании и того же типа, причем самолет найден не был, и причина его гибели не установлена. Это заставляет поставить вопрос о наличии связи между этими катастрофами. И вполне очевидно, что если такая связь есть, она не имеет никакого отношения к российско-украинскому конфликту: это или внутренние проблемы Малайзии, или же техническая неисправность[1].

Кроме того, в случае 1983 года, думаю, никто – ни США, ни СССР – не имел желания сбивать пассажирский самолет. Он оказался заложником сложной игры. В 2014 году очень велики основания считать, что если (повторяю, если[2]) Боинг был сбит, то тот, кто его сбил или взорвал, сделал это вполне намеренно, чтобы ликвидировать самую возможность «санации» российско-украинского конфликта и лишить и Путина, и Порошенко всякого пространства для маневра. 

То есть, с моей личной точки зрения ситуация гораздо более подлая, чем в 1983 году.

 

Версии: официальные, реальные и фантастические

Поговорим о версиях того, что случилось.

Начиная с 11 сентября 2001 года, с «Башен-Близнецов, мир столкнулся с ситуацией «симметричных версий».

Версия 1: Боинг сбили ополченцы, представив ситуацию так, что его сбила украинская армия. Версия 2: Боинг сбила украинская армия, представив, что это сделали ополченцы. Есть еще и 3, и 4, и 5, и все эти версии симметричны и «кивают» друг на друга. У вас нет возможности выяснить, где истина, а где прикрытие этой истины.

Спутники действительно все фиксируют, но данные ложатся на стол людей, у которых есть свои позиции в этой игре. Поэтому мы никогда не узнаем, что именно зафиксировали американские спутники. Или русские.

Событие, случившееся в небе над Донецком, далеко не первое в своем роде. Приведу список сбитых пассажирских самолетов из своей базы данных.

03.09.1978 г. сбит ракетой Виккерс-Виконт, Кариба, Родезия

12.02.1979 г. сбит ракетой Виккерс-Виконт, Кариба, Родезия

08.06.1980. сбит огнем ПВО ЯК-40, Матала, Ангола

01.09.1983 г. Сбит истребителем Боинг-747, Сахалин, СССР

08.11.1983 г. сбит ракетой Боинг-737, Уила, Ангола

04.08.1985 г. сбит ракетой Ан-26, Кандагар, Афганистан

09.02.1987 г. сбит ракетой Ан-26, Хост, Афганистан

30.03.1987 г. сбит истребителем Ан-26, Парачинар, Пакистан

11.06.1987 г. сбит ракетой Ан-26, Хост, Афганистан

13.09.1987 г. сбит ракетой Ан-26, Кунгуз, Афганистан

21.09.1993 г. сбит ракетой Ту-134, Сухуми, Абхазия

22.09.1993 г. сбит ракетой Ту-154, Сухуми, Абхазия

15.05.1997 г. Як-40 сбит огнем с земли во время учебного полета, Гянджа, Россия

03.07.1998 г. сбит ракетой с крейсера «Винсент» (США) А-300, Персидский залив, Иран

10.10.1998 г., сбит ракетой Боинг-727, Кинду, Конго

31.10.2000 г. сбит средствами ПВО Ан-26, Сауримо, Ангола

4.10.2001 г. сбит ракетой Ту-154, Черное море (сбит ПВО Украины, ошибка оператора ЗРК во время учения)

09.01.2006 г. сбит иракскими повстанцами Ан-26, Баллад, Ирак

 

Вероятно, сбит 12 ноября 2001 г., А-300 над Нью-Йорком (официальная версия не лезет ни в какие ворота, картина катастрофы показывает на поражение ПЗРК)

(База данных моя, возможно, не полная).

Так что, ничего особенно неожиданного в этом случае нет. Вот колоссальный резонанс – действительно интересен. Почему-то такой резонанс всегда возникает, если есть основания подозревать Россию (1983 г., 2014 г.). Американцы сбили иранский А-300 (290 человек), который находился в своем воздушном коридоре и поддерживал связь с диспетчером – офицеру ПВО на крейсере показалось, что самолет им угрожает.

Никакой истерики.

Украинцы сбили Ту-154 над Черным морем (78 человек) – тоже ничего страшного не произошло. 

В общем, процитирую anekdot.ru:

«Если лайнер сбили ополченцы – это террористический акт.

Если русские – преступление против Человечества.

Если украинцы – досадная ошибка

Если американцы – виноват сам Боинг»

Отвечая на вопрос формально: украинцам следовало закрыть небо полностью, а не до 8.000 метров. Но они не захотели терять деньги за транзит.

Теперь по поводу многочисленных конспирологических объяснений произошедшего.

Одной из гипотез по поводу Боинга-777, пропавшего 8-го марта 2014 года, была гипотеза об эпидемии на борту. Версия: самолет перевозил бактериологическое оружие, оно «вырвалось на свободу». В возникшей ситуации экипаж направился к острову Диего-Гарсия, где рассчитывал получить помощь. Но к моменту посадки люди были уже мертвы или умирали (такие молниеносные болезни существуют). Спасти никого не удалось. Когда скончался последний зараженный, всех погрузили на тот же Боинг, подняли его в воздух и сбили. Версия, конечно, годная для фантастического романа, но, в сущности, ничем не хуже и не лучше официальной (с медленной разгерметизацией, которую никто не заметил). К тому же она, по крайней мере, объясняет отключение транспондеров, что в официальной версии совершенно необъяснимо.

Кстати, автор этой версии не предполагает, что американцы умертвили пассажиров, он утверждает, что они просто не смогли их спасти. Если это что-то вроде лихорадки Эбола – очень правдоподобно.

А дальше истеричное общественное сознание просто соединило эту версию (она апрельская) с ситуацией вокруг донецкого Боинга, и получился «самолет мертвецов».

Мир сейчас устроен так, что выяснение правды в той ситуации, когда она противоречит интересам могущественного государства или корпорации, принципиально невозможно. Но людям хочется знать, что же все-таки произошло. И возникают версии, версии, версии… Сон разума рождает чудовищ. Современные СМИ в лучшем случае усыпляют разум, а в худшем – убивают. Вот и рождаются версии типа «самолеты мертвецов».           

Что же касается фантастических версий, то, надо признать, что официальные версии также выглядят фантастическими… 

 

В полшаге от бездны

Тем не менее я не думаю, что инцидент с «Боингом» может стать аналогом выстрелам в Сараево.  Возможность использовать трагедию как повод была – и была очень вероятной – с вечера 17 по вечер 19 июля. Но СовБез ООН принял выжидательную резолюцию, а в наше время отложить вопрос – значит, похоронить его. Если бы уже 19-го июня Россия была бы названа официальным виновником случившегося, в течение недели последовали бы ультиматумы по сараевской схеме.

Мы прошли по краю бездны. Днем 19 июля вероятность войны не позднее начала сентября превышала 50%. В дни Карибского кризиса я был ребенком, сравнивать не могу, но за все 80-е годы, именуемые вершиной Холодной войны, не было ни одного кризиса, сравнимого по риску начала войны с кризисом июля 2014 года.    

Хочется сказать, что относительно благополучное разрешение этого кризиса, возможно, последнее предупреждение Господа Человечеству. Перед Первой Мировой войной также было несколько опасных кризисов, и до поры до времени все как-то обходилось.


[1] Например, в обоих случаях произошла медленная разгерметизация Боинга. В марте экипаж этого не заметил, в результате люди постепенно заснули, а самолет продолжал лететь под управлением автопилота, пока у него не кончилось горючее. Эта версия очень сомнительна, но, как ни странно, на сегодняшний день является официальной. Предположим, во втором случае экипаж заметил падение давления, и начал снижаться. Но ниже 8.000 метров он уже вошел в зону боевых действий, и там его могли сбить, предположив – именно по резкому снижению – что у него враждебные намерения.

[2] Как признать человека виновным может только суд, так и назвать причины гибели самолета может только официальное расследование под эгидой IKAO.

Литературный критик и публицист, исследователь и теоретик фантастики и альтернативной истории

Похожие материалы

Все поражения России на постсоветском пространстве были нередко связаны вовсе не с нашей резкой...

Сегодня в лице борьбы севастопольского ЗС с градоначальниками всех видов и мастей мы имеем дело с...

Примеры образовательных проектов компании «Таврида-электрик» и Объединенного института ядерных...