«С 02 апреля во всех кинотеатрах – “Битва за Севастополь”. НАСТОЯЩЕЕ БОЛЬШОЕ КИНО». Так рекламируют новый фильм о Великой Отечественной войне в соцсетях. Все бы хорошо, только фильм этот – американский. Как и «Сталинград». Как и «Батальонъ». Как и многие другие фильмы, которые доверчивый зритель воспринимает, как российские. Это не так. В начале каждого фильма вы увидите горделивую заставку «20 Century Fox представляет», или “Коламбиа представляет”. Это означает, что фильм снят на деньги одной из крупнейших американских кинокомпаний. А это, в свою очередь, со стопроцентной гарантией означает, что: – фильм снят с одной главной целью – для получения прибыли. – фильм снят по канонам американского кинематографа, с применением проверенных и отработанных приемов, сюжетных ходов и методов съемки. В итоге, мы видим взгляд американских маркетологов и специалистов по продажам на нашу собственную историю. Я далек от мысли о том, что сценарий каждого такого американского фильма, рассчитанного на российский рынок, пишется и утверждается в Госдепе и ЦРУ. Этого и не нужно. Американские ценности в формате «для наружного употребления» вшиты в каждую букву сценарной заявки. Просто потому, что это часть бизнеса. Радость чиновников от киноискусства и отечественных дельцов понятна – зритель получает красивую глянцевую картинку с мужественными лицами, затраты окупаются, чиновники могут с облегчением ставить еще одну галочку в графе «патриотическая работа с населением». Нет этой патриотической работы. Есть незаметная и тихая, но очень опасная подрывная деятельность по искажению исторической памяти и обесцениванию подвига нескольких поколений советских людей. В работе этой очень успешно используются правила бизнеса, о которых я писал выше. Есть пока не очень заметное, но постоянно нарастающее вымывание из народного сознания огромного пласта советской истории, до последнего времени хоть как-то выполнявшего роль связующего звена между поколениями и служившего основой национальной гордости деморализованного и разобщенного после развала СССР народа. Кто заказчик этой подрывной работы? Знаете, я бы даже не искал непременную «руку Вашингтона». Достаточно и тех, кто рассматривает Россию исключительно, как сырьевую базу. Тех, для кого Россия – территория. Рынок для залежалого товара, в том числе, идеологического. Для кого русский народ – быдло, из которого надо вырастить послушного нерассуждающего потребителя. Мне только непонятна и удивительная близорукость тех, кто бодро рапортует о проделанной «патриотической работе». Хорошо, можно понять активное привлечение американского кинематографа и использование его лекал и методов в 90-е, когда перед «младорефматорами» и прочими птенцами гнезда гайдарова стояла задача полностью выбить из-под ног российского народа любые идеологические и моральные нормы. Почти удалось. Но – сейчас? Я ничего не имею против американского кино о войне. «Спасти рядового Райана», «Тонкая красная линия», даже «Перл-Харбор» – это все вполне пристойные фильмы о войне. С одной существенной поправкой – о далекой войне где-то там, вдали от дома, войне далеко не всегда понятной, войне, воспринимаемой, как безумие для тебя лично. При этом наш отечественный зритель видит только ту самую глянцевую картинку, не зная, что кроме этого ура-патриотизма существует едкая сатира «Уловка-22», существует прекрасно раскрывающий отношение американцев ко Второй Мировой роман «Возлюбивший войну» и множество других книг и фильмов, показывающих настоящий настрой Америки во время Второй Мировой. Но все эти книги переводились и издавались лишь в советское время, помогая советским читателям и зрителям адекватно и объективно оценивать события тогда еще недавнего прошлого. Тогда еще была очевидна разница, которая старательно изымается из российского сознания сегодня – для Америки та война была войной далекой, чужой. Это была часть политической игры, мужество (а его никто не отрицает) американских солдат было все же мужеством одиночки, одинокого ковбоя, или фермера, защищающего свое ранчо. Для советского человека Великая Отечественная была делом поистине народным. Подвиг каждого советского солдата был подвигом всего народа. Каждое действие, каждый поступок осознавались, как действие, направленное на спасение всего народа, всей страны. Это был страшный, жуткий, кровавый, титанический миг единения и самоотречения. И именно это самоотречение помогло Советскому Союзу выстоять, победить и стремительно восстановиться из чудовищной послевоенной разрухи. Последние два десятка лет память об этом подвиге целенаправленно заменяется красивыми картинками, и рассказом о мужественных одиночках, выстоявших вопреки всему. В первую очередь – вопреки жуткому тоталитарному строю, дебилам-командирам, мерзавцам-нквдшникам и… можете добавить по вкусу. Плоды этой политики мы увидим в ближайшее время. Уже идут полным ходом съемки кинокартины «Защитники» некоего Сарика Андреясяна. Да-да, вы угадали, нам расскажут о супергероях, выращенных в Секретных Советских Лабораториях и спасших мир. Если бы не газета с заголовком «генетика на службе народа», тизер фильма был бы неотличим от сотни других американских штамповок о суперменах и супергерлах. Завершающий штришок – тизер фильма сопровождает песня на английском. И такой «кинопродукции» будет все больше. Потому, что кому-то очень хочется, чтобы память о том, какой на самом деле была Великая Отечественная война отодвинулся не в область былин, народного эпоса и почти религиозного поклонения святому Вечному Огню и Неизвестному Солдату, а туда, где ему место, по мнению эффективных менеджеров и дельцов от идеологии – на полку с одноразовыми комиксами. Неужели отдадим?