Рубрики
Интервью

«Воронеж готов к комплексному интеграционному взаимодействию с республиками Новороссии»

В 2010 году была создана международная ассоциация Еврорегион «Донбасс», договор о создании которой был подписан между Луганском и Ростовом-на-Дону. В 2012-м к нему присоединились Донецкая и Воронежская области. Суммарная площадь областей-членов составляла 130 тыс. кв. км, а численность населения – 11,5 млн человек. Еврорегион «Донбасс» был не просто конъюнктурным проектом, между указанными регионами традиционно имелись самые тесные экономические и культурные связи.

Русская Idea: Член общественной редакции и постоянный автор нашего сайта, известный исследователь русской консервативной мысли начала XIX века Аркадий Минаков выдвинул свою кандидатуру на пост губернатора Воронежской области от партии «Родина». Аркадий Юрьевич занимает активную позицию в отношении непризнанных территорий Донецкой и Луганской народных республик, он неоднократно бывал на Донбассе, участвовал в ряде научных и общественных конференций, а недавно вошел в состав экспертного совета Высшей Аттестационной комиссии при Минобразования ДНР по гуманитарным, социально-экономическим и общественным наукам.

В своем интервью сайту «4 пера», который мы представляем вниманию наших читателей, Аркадий Минаков рассказал о том, что могли бы сделать воронежские региональные власти и власти других субъектов Федерации, особенно тех из них, что экономически связаны с Донбассом, для развития интеграционного взаимодействия с республиками Новороссии. Редакция сайта желает Аркадию Юрьевичу успеха на выборах губернатора Воронежской области:

 

– 2014 год, несомненно, войдет в русскую историю как один из ее судьбоносных моментов, как тектонический сдвиг, который на долгие годы определит главный вектор дальнейшего развития России и Русского мира. Патриотическая часть гражданского общества России сразу поддержала движение в созданных республиках, направленное на сохранение русской идентичности, русского языка и культуры. Не стал исключением и Воронеж. Наш миллионный город до сих пор воспринимается в массовом сознании как находящийся едва ли не в центре страны, его называют столицей Черноземья. Однако стоит осознать тот факт, что два юго-западных района губернии – Россошанский и Кантемировский – граничат с ЛНР, той ее частью, которая осталась на украинской территории.

Не случайно в 2010 году была создана международная ассоциация Еврорегион «Донбасс», договор о создании которой был подписан между Луганском и Ростовом-на-Дону. В 2012-м к нему присоединились Донецкая и Воронежская области. Суммарная площадь областей-членов составляла 130 тыс. кв. км, а численность населения – 11,5 млн человек. Еврорегион «Донбасс» был не просто конъюнктурным проектом, между указанными регионами традиционно имелись самые тесные экономические и культурные связи. Но события 2014 года внесли свои коррективы в их отношения и их переформатировали. Впрочем, во многих аспектах взаимодействия связи между регионами стали более крепкими и доверительными.

С 2014 года воронежцы, воронежские общественные и политические организации и бизнес-структуры неоднократно и в самых разных формах выражали солидарность с жителями ЛДНР. Они начали не просто активно работать над сохранением и укреплением исторически сложившихся связей между Воронежской областью и Донбассом, но и достаточно активно их развивать. Соответствующая работа затронула такие значимые сферы гуманитарной деятельности, как образование и наука, медицина, СМИ, культура и спорт. Не остались в стороне депутатский корпус и профсоюзы. Полагаю, что Воронеж как минимум готов к комплексному интеграционному взаимодействию с республиками Новороссии. Подобной работой необходимо серьезно и системно заниматься при поддержке общественных и политических организаций, бизнес-структур и, разумеется, власти.

И России, и ЛНР с ДНР, нужна новая идеология, которая сможет преодолеть раскол русского народа. ЛНР и ДНР, как и большая часть Украины, во всяком случае – Новороссийская дуга от Харькова до Приднестровья, не имеют никакого отношения даже к тому, что называют Малороссией. Соответствующие территории традиционно воспринимались как часть Российской империи, они являлись частью имперского государственного строительства. Там всегда и абсолютно доминировали этнически русское население, русская культура и русское национальное самосознание. Поэтому для выработки адекватной идеологии необходимо прежде всего обращение к русскому историческому опыту, тем корням, культурным и языковым практикам, которые здесь бытовали.

Безусловно, данные территории – часть Большой России, которая существует вне зависимости от национально-государственного, территориального деления, которое было проведено в 1922-м и последующие годы. Только общецивилизационный подход, только понимание того, что мы составляем единую русскую цивилизацию, может послужить основой для новой идеологии.

Другой вопрос, что разработка и внедрение идеологических постулатов, с моей точки зрения, необходимы, потому что идеология задает цель, что нужно как для государства, так и для общества. Цель нужна, чтобы определить направление образования, развития культуры, деятельности СМИ и массу других вещей. Если их идеологически не направлять самим, то же самое будут делать чуждые цивилизационные силы, что мы уже наблюдали во время 1990-х годов. Тогда все происходило ярко, четко, акцентировано. Образование, культура, СМИ культивировались политическими группами, которые ориентировались на Запад. Недопустимая, с моей точки зрения, вещь. Но чтобы от такой практики отказаться, нужно пересмотреть Конституцию РФ, в которой есть запрет на государственную идеологию.

Идеология Российской империи – то, что когда-то укладывалось в формулу министра народного просвещения при Николае I графа Сергея Уварова «Православие, самодержавие, народность». В переводе на современный язык речь идет об идеологии сильной, централизованной, суверенной государственности. Основами государственности являлись православные ценности, а главным носителем – русский народ. Так было до 1917 года.

Мы видим, что идеология, которая бытовала в Советском Союзе, является интернационалистической, и она на первых порах носила русофобский характер: игнорировала русские национальные интересы, а слово «патриотизм» являлось ругательным.

Модель государственного устройства, которая вытекала из доктрин марксизма-ленинизма, носила в себе одно исключительно важное, но крайне негативное для русских – как этноса – начало: СССР не был государством русского народа, в отличие от Российской империи, пусть и со всеми оговорками. Советский Союз рассматривался как плацдарм для мировой революции, к которому должны были бы в итоге присоединиться многие другие социалистические республики и коммунизм восторжествовал бы во всем мире. Здесь русские национальные интересы вообще никак не просматриваются, у русских людей нет никакой субъектности.

В то же время искусственно были созданы национальные республики, которые раскололи русский народ: Украинская ССР, Белорусская ССР, Казахстан. То есть советский проект расколол русский народ, был запущен процесс образования новых народов, например, украинцев.

Поэтому мне представляется, что новая идеология, которую ищут Россия и народные республики Донбасса, должна в максимальной степени учитывать данный факт. Нужно разрабатывать идеологический проект, который сможет преодолеть встроенную в Российскую Федерацию ущербность.

Источник: http://www.4pera.ru/news/picture_of_the_day/kandidat_v_gubernatory_arkadiy_minakov_voronezh_gotov_k_kompleksnomu_vzaimodeystviyu_s_respublikami_/

Автор: Аркадий Минаков

Доктор исторических наук, доцент исторического факультета Воронежского государственного университета, специалист в области русской общественной мысли, руководитель Центра по изучению консерватизма в Воронежском государственном университете