Рубрики
Интервью

Быль о правах-1

Осознание последней черты человека и отказ от добровольного нисхождения в Ад. Божественные и гражданские ценности против голого существования индивида как растение или животное. Вот основные пункты современной повестки, вокруг которой может сплотиться “Партия ценностей» и которую готово поддержать испуганное общество. На мой взгляд, главная задача интеллектуального класса на сегодня состоит в выработке контрэлитной программы для этой партии.

РI: Какой исторический выбор сегодня стоит перед человечеством? Действительно ли люди смогут променять свободу на безопасность, как было предсказано когда-то в Новом Завете? И если все-таки они попытаются сопротивляться, то что они напишут на своем знамени? Мы решили поговорить на эти темы с одним из наиболее проницательных современных российский политических аналитиков, нашим давним и постоянным автором и другом Юрием Михайловичем Солозобовым. Мы представляем сегодня лишь первую часть беседы, которую сам автор назвал «Былью о правах».

 

Русская idea

– Юрий Михайлович, в начале февраля Вы опубликовали в Фейсбуке свой довольно неожиданный прогноз о развитии ситуации в мире при пандемии короновируса. Многие пункты из него уже исполнились, поэтому мы хотели бы узнать Ваше мнение, как дальше будет развиваться ситуация в стране и в мире.

Юрий Солозобов

Спасибо за возможность выступить. Мой прогноз от 02.02.2020 был краток и отражал основные мировые тенденции, а также возможные негативные последствия при разрастании внутрикитайской эпидемии COVID-19 в пандемию.

Приведу его целиком:

«Для КНР. Жесткая посадка экономики. Потеря статуса мировой фабрики. Глобальная синефобия. Свертывание инфра-колониализма. Политические потрясения и смена руководства. Закрытие Китая как зоны био-Чернобыля.

Для мировой экономики. Падение спроса на сырье. Крах развивающихся экономик. Передел рынка электроники и ширпотреба. Коллапс грузовых и авиа-перевозок. Рост электронных форм сообщения. Тотальный фейс-контроль и чипирование. Распад мировой экономики на изолированные отсеки. Новые Темные времена.

Для России. Падение спроса на сырье. Вымирание двух мегаполисов и крупных городов. Коллапс системы управления. Санитарный кордон с Европой. Распределенные формы».

Напомню, что в начале февраля в Ухане только заканчивали строить новый инфекционный госпиталь и итоги борьбы с вирусом были неочевидны. Но было понятно, что новая эпидемия не ограничится территорией Китая и шагнет на другие континенты. И животный страх масс от ее распространения перевесит все рациональные доводы властей.

Почему так?

Современная мир-экономика, построенная на базовом опыте европейской цивилизации, содержит в себе подсознательный ужас повторения “средневековой чумы”. К примеру, сезонная эпидемия ящура животных или чумы свиней, сразу вызывает в ЕС немедленное введение карантина.

Если экстраполировать это рефлексивное поведение “цивилизованного мира” на более серьезную эпидемию и умножить на возросшую мощь массмедиа и соцсетей по информированию и невротизации населению, то получим такой вот печальный прогноз. Возможный обвал мировой экономики из-за карантина, разрыв прямых коммуникаций кроме электронных, и как итог – скачкообразный переход мир-системы на другой уклад. Разумеется, это не самосбывающееся пророчество или окончательный приговор человечеству, а набор красных линий, обозначающих контуры нового мира.

Отмечу особо, что в феврале с.г. мой прогноз выглядел слишком радикальным и даже невероятным. Никакой другой реакции, кроме удивления или даже усмешки, он не вызвал. Хотя у европейцев и самих россиян было целых два месяца для выработки оптимальной стратегии реагирования и заблаговременного создания инфраструктуры для введения ЧС. Пришлось потом все делать на коленке, причем в условиях массовой паники. Теперь о негативных последствиях пандемии и даже наступлении Темных времен все говорят хором и открыто. Как пример сошлюсь на недавнее интервью известного футуролога Сергея Переслегина.

Замечу особо, что нынешняя пандемия почти дословно описана в докладе Национального разведывательного совета США “Глобальные тенденции – 2025: меняющийся мир”, опубликованного в 2009 году. По этому сценарию мутирующий вирус SARS зарождается в областях с высокой плотностью населения, таких как районы Китая и Юго-Восточной Азии. Длительный инкубационный период и волны эпидемии позволяют разносчикам заразы перенести вирус на другие страны и континенты, преимущественно в мегаполисы и в регионы с высокой плотностью населения.

Итог таков. “Вне Соединенных Штатов деградация инфраструктуры до критического уровня и экономические потери в глобальных масштабах могут иметь своим результатом заболевание трети населения мира и смертность в количестве нескольких сот миллионов человек”. Так что мой прогноз выглядит довольно умеренным по сравнению с американскими планами.

 

Русская idea

– Сегодня Ваш прогноз выглядит как дорожная карта мирового кризиса. Интересно, что известные нейронные сети, предсказывающие будущее, не смогли описать такого сценария. Чем Вы это объясняете?

 

Юрий Солозобов

Политические прогнозы делать также легко, как прогнозы погоды. Вероятность 80% на то, что завтра погода будет такая же как сегодня. И нейросети учатся этому нехитрому умению у человека, но когда приходит ураган или холодный фронт – ситуация меняется радикально и порой даже катастрофически. Никакой супер-компьютер сегодня не может просчитать катастрофу. Кстати, доклады Нацсовета разведок США пишут люди, известные аналитики и футурологи, а не роботы и нейросети.

Человек способен оперировать с различными историческими моделями климата или политики, он может интуитивно считывать приметы погоды или времени. Тут мы, люди, еще выигрываем у Искусственного Интеллекта по критерию разумности Станислава Лема. Лучше умеем работать с нечеткими данными, выделять существенное и даже создавать новое. Пока лучше – и это обнадеживает современный интеллектуальный класс. Пока у нас есть работа и востребованность.

 

Русская idea

И что Вам подсказывают приметы времени?

  

Юрий Солозобов

Надвигается вал новой мировой революции. Ее лозунгами являются три слова. Несвобода, Неравенство, Небратство. Прямые антитезы девизов великой Французской революции.

Несвобода подается как новое общее благо. Свобода, напротив, это опасное зло, способное погубить всех – от индивида до целого континента. Свободу надлежит навсегда ограничить рамками дисциплинарных практик – от добровольного домашнего самоизолятора до принудительного жесткого карантина и даже электронного концлагеря. Например, путем новых суровых наказаний – от разорительных денежных штрафов и уголовного преследования до самой смерти.

Неравенство – социальное и сословное – существует и уже непреодолимо. Отныне оно закрепляется в новых формах.  Например, дает возможности на передвижение как одну из степеней несвободы.  Или допуска к важнейшему ресурсу – продлению жизни. Будь то хорошая клиника и лечение, новая вакцина, аппарат ИВЛ. Или возможное продление жизни вплоть до бессмертия. Год жизни – это новая универсальная валюта, которая стоит намного дороже золота.

Небратство – это больше чем уже привычная аномия и отсутствие солидарности. Социальное дистанцирование и практики длительного карантина разрушают все прежде существовавшие нормы социальных связей. Мы уже живем в мире, где три человека – это большая и опасная группа и где отдаление от дома боле чем на 100 метров считается побегом. Где набор разрешенных опций для жизнедеятельности можно посчитать на пальцах рук и среди них нет функции размножения. Индивидуализм и капсулирование теперь надежно гарантированы электронным контролем и самодисциплиной.

 

Русская idea

– В новостях мы читаем, что Москва технически готова к запуску системы «умного» контроля над самоизоляцией. Видимо мы находимся на переднем рубеже мировой революции?

 

Юрий Солозобов

Именно так. Современный москвич – это Голем, в рот которого вложили записку с QR-кодом. Электронный код оживляет ранее недвижного узника самоизолятора. Он позволит передвигаться по заданному маршруту пешком, на личном или общественном транспорте, за выход без него для горожан предусмотрена ответственность. Для выноса мусора или выгула домашнего животного пропуск не потребуется – это сразу наводит на мысли о низшей индийской касте “неприкасаемых”, которым позволено соприкасаться с нечистыми предметами.

Напомним, что в древне-индийской традиции принадлежность к “варнам” или кастам закреплялась навсегда и наследовалась. По этим понятиям природа низших каст или “шудр” такова, что они генетически расположены к подчинению и физическому труду. Эти “низшие существа” не могут эффективно руководить, зато являются отличными исполнителями. Они не самостоятельны, поэтому им требуется постоянный контроль. Как видим, с приходом “электронной демократии” мы шагнули сразу в кастовую систему или человейник. С высоких трибун открыто звучат речи о введении принципиально нового подвида — “служебного человека“.

Социолог Андрей Игнатьев предупреждает, что “теперешние разговоры о перспективах искусственного интеллекта предполагают общество, похожее на муравейник или пчелиный улей”. Человек человеку теперь – муравей или даже QR-код. Примеров всеохватного электронного контроля можно привести много. От программы “Умная каска” на московских стройках до электронного лагеря для 10 миллионов уйгуров в китайском Синьзяне.

Мировая пандемия позволила электронному контролю перейти в новое качество. Сегодня в мире 3,5 миллиарда человек столкнулись с ограничениями в связи с коронавирусом. Более 1,5 миллиарда — оказались в жестком карантине. В главной “цитадели демократии” – США около 40% населения попали под меры социальной изоляции. Это небывалая цифра!

Не было исторического примера такой тотальной изоляции всех подданных сразу – даже у самых жестоких восточных деспотов. Мы разом оказались в тоталитарной антиутопии или в книге Мишеля Фуко с его идеальным тюремным Паноптикумом.  Бывший сотрудник АНБ США Эдвард Сноуден считает, что технологии массового слежения, принятые правительствами многих стран во время пандемии, могут стать постоянными.

Одинаково потрясает скорость, с которой водится подобной контроль и сама готовность граждан его безропотно принять. Равно как и неспособность интеллектуального класса осмыслить происходящие перемены…

 

Русская idea

– Мне кажется, что с массовой реакцией на карантин все в порядке. Соцсети заполнены сообщениями о цифровом Гулаге и шутками про электронные ошейники. Не так ли?

 

Юрий Солозобов

Вот именно. Большинство россиян, даже видные интеллектуалы, оказались фундаментально несерьезны перед лицом надвигающейся катастрофы. Нервный смех и повальный юмор висельника выдает всеобщую фрустрацию и пустоту. Но мы почти не видим попыток интеллектуальной рефлексии на происходящее.

Из наиболее значимых интеллектуальных событий последний дней хочу отметить эссе “Размышления о чуме” итальянского философа Джорджо Агамбена. Он задается простым вопросом, почему современное общество с такой легкостью согласилось “изолировать себя в домах и приостановить нормальные условия жизни, трудовые отношения, дружбу, любовь и даже отодвинуть свои религиозные и политические убеждения. Почему не было протестов и возражений, как это обычно бывает в таких случаях?”

И действительно, это выглядит странно. Смотрите, современный мир сделал “права человека” подобием гражданской религии. Западные страны воевали под этим флагом всю холодную войну. Затем под этим лозунгом бомбили Югославию и силой принуждали другие страны к “соблюдению прав человека”. И как только колосс “Прав человека” утвердился на мировом пьедестале, он тут же вдруг рухнул с невероятной легкостью. Перефразируя Василия Розанова, можно сказать, что права человека слиняли в три дня.

 

Русская idea

– Тут можно вспомнить не только быстрый распад Российской империи, но и моментальный крах СССР. Видимо это явления одного порядка?

 

Юрий Солозобов

Да, это коммуникационная катастрофа – обвал отживших норм и ценностей. Мне и моим сверстникам, живших в позднем СССР, это явление хорошо знакомо. Марксизм-ленинизм был советской религией, истуканы Маркса и Ленина стояли на каждом углу. Им поклонялись как языческим богам и даже возлагали цветы. Другое дело, что за этим внешним поклонением не стояло ровном счетом ничего. Не было той важной идеологической ценности, за которую стоит умирать.

Уже во время Второй мировой войны люди шли на смерть под лозунгом “За Родину”, а не за Третий Интернационал. В годы застоя клятвы приверженности делу Маркса-Ленина были надоевшей рутиной и вполне архаичным ритуалом. Пламенные речи о торжестве идей марксизма-ленинизма произносили только конформисты и циники, рассчитывающие на быструю карьеру.  Неудивительно, что пустой идол коммунизма обвалился так быстро.

Если посмотреть современным взглядом на краеугольный камень либеральной демократии – Билль о правах 1791 года, то мы увидим тоже самое. Изъеденный временем муляж. Записанные там требования на свободу вероисповедания, слова и печати, свободу собраний и право на независимый и справедливый суд смотрятся сегодня благими пожеланиями. Или просто издевкой над существующими ныне управляемыми процедурами и системой сложившихся запретов.

К примеру, вторая поправка о ношении оружия выглядит откровенно экстремистской. Она базируется на естественном праве на восстание (jus resistendi) – защищать свои права и свободы любыми средствами, вплоть до вооруженной борьбы, от узурпаторов и тиранов. А если вспомнить Фому Аквинского, то и на свержение главы государства в тех случаях, когда последний посягает на интересы Церкви. Для современного постхристианского общества, которое по Агамбену “утратило способность удовлетворять потребность в религии”, это звучит просто дико. Пришествие пандемии обнажило то фактическое состояние “прав человека”, в котором оно находилось уже давно.

 

Русская idea

– По сути, логика последовательной секуляризации и расчеловечивания современного общества пришла к последней точке. Не осталось твердой почвы под ногами, но что мы получаем взамен всеобщей всеядности и готовности к компромиссам?

 

Юрий Солозобов

Точно так, вместо былых прав человека мы имеем лишь “Быль о правах”. Одно воспоминание о прежних гарантиях гражданских свобод от всемогущего государства. Именно этот смысл вкладывали Джеймс Мэдисон и Томас Джефферсон в свой секулярный аналог Десяти заповедей. Отсутствие прав – это одна сторона медали, вторая – отсутствие самого человека.

Если в христианском мире один человек воспринимал другого как образ Божий, то в мире либеральной демократии уже просто как равного господина. Подобного ему Человека, освободившегося от рабства. Сегодня ситуация кардинально изменилась, прежний человек стал кастовой особью в человейнике или даже цифровым кодом. Ужасающая логика дегуманизации безжалостно требует перевести большинство людей в категорию малоценного, подлежащего последующей утилизации.

По мысли Агамбена, эти невероятные по своей жесткости условия нового существования уже присутствовали, просто не были явными. Философ дает в конце своего эссе предельно точный образ. “Другая вещь, о которой можно задуматься, – это очевидный крах всех общих убеждений и верований. По-видимому, люди больше ни во что не верят – за исключением обнаженного биологического существования, которое должно быть сохранено любой ценой. Но на страхе потерять жизнь может быть основана только тирания, только чудовищный Левиафан с обнаженным мечом”.

 

Русская idea

– Страшная картина, напоминающая о тексте Откровения святого Иоанна Богослова. И об участи тех, “кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое или на руку свою” (Откр. 14, 9-1 1)

 

Юрий Солозобов

Этот эсхатологический сюжет напоминает взгляды другого крупного философа – русского мыслителя Вадима Цымбурского. В своей последней статье о сборнике «Вехи» Цымбурский пророчески говорит о властном сословии, которое не имеет никаких иных целей и задач, кроме укрепления своей власти и продолжения рода. Задача этого сословия — голое существование, продолжение себя в потомстве продолжения жизни ради жизни. Об этом подробно пишет Борис Межуев в своей давней статье-размышлении “Цымбурский и Шпенглер: Хроника революции“.

Сам Цымбурский очень точно называет эту властную силу – “партией жизни“. У этой “партии”, сконцентривавшей под себя все мыслимые материальные и управленческие ресурсы, в мире практически нет конкурентов.  Единственная ей альтернатива — это сила умного бодрствования. Сила сознания и духа, которая имеет свою опору вне примитивно биологического мира вещей. Как пишет Межуев, эта сила отказывается “от признания «жизни как жизни», вне обязательной сцепки с цементирующими реальность, но и ограничивающими, табуирующими ее моральными и религиозными ценностями”. Цымбурский так и назвал ее в последней статье — “партия ценностей“.

Осознание последней черты человека и отказ от добровольного нисхождения в Ад. Божественные и гражданские ценности против голого существования индивида как растение или животное. Вот основные пункты современной повестки, вокруг которой может сплотиться “Партия ценностей» и которую готово поддержать испуганное общество. На мой взгляд, главная задача интеллектуального класса на сегодня состоит в выработке контрэлитной программы для этой партии.

Образно говоря, мы пока находимся не в электронном концлагере, а только на этапе – в пересылке. Здесь еще возможен массовый побег или восстание, была бы воля к власти и способность к здравому смыслу. И хотя завтра может быть уже поздно, сегодня у нас есть шанс на будущее. Как заключает Агамбен, “надежда дана только тем, у кого больше нет надежды”.

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Автор: Юрий Солозобов

Политолог, директор региональных программ Каспийского института стратегических исследований - КИСИ

Добавить комментарий