Рубрики
Интервью Спецпроекты

Интеллектуальный класс – попытка саморефлексии

Русская Idea представляет новый формат видео-интервью. Беседу с нашим постоянным автором, философом Андреем Теслей ведут Любовь Ульянова и Борис Межуев. Тема обсуждения: “Интеллектуальный класс – попытка саморефлексии”.

Русская Idea представляет новый формат видео-интервью. Беседу с нашим постоянным автором, философом Андреем Теслей (БФУ, Калининград) ведут Любовь Ульянова и Борис Межуев. Тема обсуждения: “Интеллектуальный класс – попытка саморефлексии”.

Разговор начался с темы примирения – насколько этот сюжет важен вообще для современных консерваторов, однако основной спор развернулся о том, что такое интеллектуальный класс, каковы его функции в обществе, в том числе – в осмыслении исторического прошлого, и как он может относиться к имперской идее и даже “империализму”. Можно ли говорить о том, что гражданская война в России была радикально выраженным столкновением интеллектуального класса (в данном случае – большевиков) и военного сословия (белого офицерства), и что главная задача современного интеллектуального класса – это принять необходимость других групп в обществе, заключив “союз” с военной элитой? И какую роль играет имперское сознание для построения образа будущей России?

Беседа записывалась в пятницу, 4 декабря, и среди прочего, в связи с привлекательным образом “империи”, который может быть востребован у консервативно-настроенных отечественных интеллектуалов, зашел разговор и об освоении Арктики – а в субботу, 5 декабря, президент России заявил, что “Россия будет прирастать Арктикой”. В результате неожиданно для нас сугубо теоретическая беседа, запланированная нами почти месяц назад вследствие дискуссии, развернувшейся на конференции по гражданской войне в Крыму, получил актуальный общественно-политический разворот.

_______________________

Наш проект можно поддержать.

Автор: Андрей Тесля

Историк, философ

7 ответов к “Интеллектуальный класс – попытка саморефлексии”

Я прошу меня извинить, но, честное слово, уши вянут! Неожиданная для меня интеллектуальная беспомощность, прости господи, марксистов-философов!
Господа, “белые” – это не офицерство, не русская армия, а многопартийная Россия, представленная в Учредительном Собрании. И разогнанном не “интеллектуальным классом большевиков” (??) в России, а еретической еврейской марксистской кодлой, антагонистически делившей людей не по крови, а социально. Это “красные” самого первого извода в России, отсутствовавшие в ней до 17 года. И развязавшей на фоне внешней войны пропаганду классовой ненависти в России ко всей управляющей русской национальной элите.
“Интеллектуальный класс большевиков”! Это надо же так придумать! Это потому интеллектуальный, что пропагандистски победил историческую “непредрешенческую” Россию?
Или безотносительно видите философскую глубину утверждения “пролетариата” солью земли, двигателем мирового прогресса?
Я ещё раз прошу прощения, но мне очень хочется произносить унижающие человеческое достоинство слова, много слов – благо я их достаточно набрался, находясь в большевистских лагерях и тюрьмах. Конечно, не буду.
Если бы Керенский не впустил Ленина, его проплаченные Германией “апрельские тезисы” с вооружёнными отрядами наёмников не взорвали бы Россию! Учредительное собрание избрало бы левое правительство, очень левое, но не настолько, чтобы изуверски конфисковать всю частную собственность и запретить частное предпринимательство в России.
Да, примирение возможно на Сталине, но не в последнюю очередь именно за то, что он бОльшую часть ленинской сволочи убил! Как восхищался этим безусловно “белый” Михаил Булгаков в 30-е! Поэтому и “Батум” написал! И с аллюзиями на Сталина написал знаменитый эпиграф к “Мастеру”!
Это самая правильная похоронная для “интеллектуального класса большевиков”!
А сегодня его представители, это, надо понимать, Борис Межуев, Андрей Тесля и Сергей Кургинян?
О примирении. Вообще-то примиряться можно с теми, кто осознаёт свою вину. Или кто на весах русской истории своими деяниями из всех совершённых перевесил объективной пользой для России. У Сталина, несмотря на все его неправые казни, на внутренний террор, несмотря все его военные просчёты, приведшие к лишней крови народа, всё перевешивает великая Победа под его руководством над самым смертельным врагом в русской истории! Все его преступления через столетия померкнут в памяти потомков, а великая Победа делает его имя для России бессмертным!
Да, его руководство играло решающую роль в Победе! Скинь его “соратники” после начала войны – и мы её проиграли бы! Как проиграли, когда скинули царя в Первой Мировой. Ибо понятие “Сталин” было таким же солдатским Символом веры, как понятие “царь” раньше.
Про империи. Смысл русской – в противовес западным – скреплять народы не кровью, а любовью. И русские имели у внутренних народов, завоёванных или добровольно присоединившихся, уважение и пиетет. Советская “интеллектуальным классом большевиков” юридически строилась как “империя наоборот” и привела малые народы к презрению к искусственно разобщённым русским. И везде в “СССР” (в армии, в тюрьме) их притесняли нац.меньшинские землячества.
Одно утешение для меня было в этой беседе – слушать Любовь Ульянову.)

Что касается советских учёных и инженеров, самопожертвованно строивших танки и самолёты, то не они являются “интеллектуальным классом большевиков”. Как не является “интеллектуальным классом нацистов” строители танков, самолётов и ракет в гитлеровской Германии. И те и другие честно работали на свою страну, какой бы она при них ни была! Таково и большинство людей.
Нет, интеллектуальным классом большевиков являются именно Ленин, Троцкий, Свердлов, Урицкий и т.д. – все ленинские евреи-марксисты. Это они – интеллектуальные создатели “СССР”.

Ещё меня удивило, что Борис Межуев не представляет себе, какой станет Россия в будущем, допускает, что и монархической! Неужели чисто философски не понимает, что Россия сможет стабильно стать одним из мировых научно-технологических лидеров только при условии создания в стране культуры перфекционистского, самостоятельно ответственного отношения к труду? А это возможно только в культурной атмосфере человека как сотворца Богу!
Неужели не понимает, что мы должны постепенно изживать в себе послушнический православно-монархический (и коммунистический) менталитет?
И что вы все со священным трепетом повторяете слово “консерватизм”, “консервативная мысль”? Что содержательно под ним понимаете, что является вашей исповедуемой ценностью, которую вы “консервируете” как основу своего мировоззрения? Иначе говоря, во что вы верите, что именно хотите в России проповедовать как “консерваторы”?
А не должен ли сайт под громким названием “Русская идея” пытаться сформулировать именно такие ценности, которые станут самыми благотворными для вечного существования России в окружении других народов?

До меня только дошло: а как же марксистские создатели сайта консервативной мысли, исповедующие классовый подход к общественным вопросам (от интеллектуального класса большевиков?), надоумились назвать его “Русская идея”?? Она же по определению надклассовая? Долженствующая видеть классовые противоречия в обществе не принципиальными! Видеть истиной общественную гармонию классов! Когда все они по дарованиям человека и предназначены для того, чтобы органично дополнять друг друга.
Такое понимание идеального общественного устройства нации – это полное отрицание марксизма!

А я, дурак, всё не понимал, почему сайт “Русская идея”(!) Солженицына шарахается, печатает автора, аттестующегося “марксистом” и пишущего слово “мавзолей” с большой буквы, печатает уважительный текст “памяти Андреевой”!
Да тут марксистско-ленинское осиное гнездо!

В целом красивый замысел. Дама с двумя мужчинами за столом беседуют попутно пригубливая красное вино. По форме напоминает интеллектуальную дуэль в честь прекрасной дамы, но все портит канцелярский ноут, сугубая необязательность коллегиального и подчеркнуто дружественного общения.
И это бы хорошо, но он методологически неверен с точки зрения технаря, да думаю и не только. Трудно объяснить это людям без ученой степени. Спор неправильных Начинать его надо исходя из актуальности с четко исследованными причинами проблемы. Надо понимать суть конфликта “примирения”, почему люди возражают против памятнику Колчаку, резко протестуют против доски Маннергейму и т. д. Актуальных сущностных причин одной проблемы два и они взаимосвязаны. Начнем с первой.
Токсичность покаяния. Примирение требует предварительного раскаяния обоих сторон и признания вины. А в современных условиях это невозможно. Заинтересованные силы не дадут сохранить благородный баланс взаимности покаяния. Мы это уже видели на примере развала страны. Вот что чувствуют люди, протестующие против памятника Колчаку. Они больше не хотят каяться, когда на Украине и Прибалтике коммунистическое прошлое приравнено к нацизму, а коммунизм де факто подразумевается как вечный грех России и ее вина и победитель нацизма приравнивается к побежденному. Выход есть, но не в покаянии, которое уже было в перестройку и было его более чем достаточно, а в признании не вины, а правоты обеих сторон с точки зрения идеалов, которым следовали обе стороны в противостоянии и где коммунизм и нацизм несравнимы. Вот как во Франции, где чтут и Французскую революцию и наследие французских королей. Для Франции примирение на славе Франции весьма органично и это можно доказать. Для России этого мало, точнее это не единственная возможность из-за особенности русскости, но об этом говорить долго.
Вторая это водораздел ВОВ. Многие белые воевали с Советской Россией с ее народом. И уже была попытка “примирения” с “оступившимися, но своими”, когда пытались на территории монастыря ставить памятник этим жертвам обстоятельств. Но народ выступил против потому, что мы отрезали от себя не только белых предателей Родины, но и красных предателей, любых. Иначе Россия никогда не станет сильным государством и не сможет противостоять, например, “правде” примирения с бандеровцами на Украине. Мы отрезали всех своих предателей и не можем их простить на основании взаимности вин, потому что нам это не дают сделать. Только через искупление и полное раскаяние и только с их стороны. Впрочем, уже поздно.
Дальнейшую беседу не комментирую. Есть там интересные моменты, но в целом жанр интересен именно как салонный треп. С удовольствием посмотрю и треп, но просил бы по возможности наладить звук. Беседующие демонстрируют все оттенки полутонов дружеской беседы коллег вплоть до скороговорки и бормотания. Вылетают целые фразы. Имперскость рассмотрена более конкретно, или как говорит Тесля “цинично”.

Набрался терпения, прослушал. Со звуком не совсем хорошо, впрочем содержание беседы понятно. Не владею достаточно соответствующей терминологией, так как больше склонен к практической работе “на суше”. И как практик хотел бы услышать от учёной братии советов или рецептов о том, – “Что делать, то?” Ответа к сожалению не услышал. А это то и необходимо стране в первую очередь на текущий момент.
Пока же вижу то, что и ранее, а именно: – “Как же они далеки от народа!”
Оценки настоящей, крайне сложной ситуации в стране и обществе нет. Во всяком случае я этого от учёных мужей не слышу и не вижу. Полагаю, что учёные общественных наук должны эти заниматься и выдавать идеи, рецепты, механизмы. Делать прогнозы. Эта их главная обязанность.

Вот здесь в беседе затронули сооружение памятника “Примирения” в Севастополе. Так как вдруг оказалось, что поддержки в обществе этой идеи нет. Мало того, в Севастополе, дискуссия имеет больше отрицательный итог для идеи Примирения.
В 2015 году, когда только начиналось обсуждение идеи сооружения памятника, даже мне, не имеющего исторического и философского образования было понятно, что идея получит серьёзное сопротивление в обществе. Со своей стороны предпринимал меры, что бы эту идею не вносили. Если уж так хочется сооружения памятника, необходимо было ограничиться памятником “Окончанию Гражданской войны”, без упоминания “Примирения”. Однако, не послушали. Теперь же имеем то что имеем. Памятник сооружён, а открывать его боятся, опасаясь скандала при открытии. Так и стоит он обмотанный полотном. Не удивлюсь, что снесут, не открывая.
Почему же такое отношение в обществе к идее примирения?
По моему мнению есть следующие причины этого.
Примирятся по сути некому. Так, вначале “интеллектуальная” часть общества и другая “неинтеллектуальная” его часть уничтожали друг друга, проявляя чудеса ненависти к друг другу. Потом победители уничтожили физически оставшихся побеждённых, всех поголовно. То есть, в стране остались только победители. Счастливчики успели сбежать за кордон, где со временем ассимилировались и исчезли.
После, из оставшихся, особо рьяных выслужившихся в уничтожении своих соотечественников, уничтожили их же собратья. Так как нормальной государственной системе не нужны сумасшедшие.
Затем, наступил армагеддон, под названием Война. В которой сгорели все, или почти все оставшиеся в живых участники той Гражданской войны.
Потом наступила эра развенчания культа личности, и к власти пришли новые люди, став новым правящим классом, под названием “номенклатура”.
Что было дальше, Вы знаете.
То есть, нынче нет никого из тех, кому необходимо примиряться. Они отсутствуют. Физически. Морально никто не может исполнить роль “примирившихся”.

Но остались мифы. Вот эти живы. Они питаются из других мифов, которые мы сами себе создали. Мы живём этими мифами. Красные и белые. Дворяне и крестьяне, комиссары и белая офицерская кость. Каждый вправе взять себе роль что комиссара в пыльном шлеме или белого офицера в золотых эполетах. Но все они есть только пародия.

Особенность же нынешней ситуации в том, что в обществе произошло разделение по имущественному признаку. Раздел существует и он нарастает в прогрессии. Неравенство, вот что питает разделение в обществе. Прибавим к этому урбанизацию, потерю моральных ориентиров, нивелирование института семьи. Тут как бы не перегрызли друг друга, да так, что та Гражданская война покажется жалкой пародией на жестокую действительность.

А вы о примирении, империи и ином абстрактном. Действовать необходимо. Что то делать, что бы не допустить этого. А что именно делать, никто из Вас об этом не говорит. Думайте.

Добавить комментарий для Виктор Александрович Посметный Отменить ответ