Рубрики
Блоги Переживания

Три кита демонизации России. Номер первый: пропаганда

У нас часто говорят о той информационной войне, которая сегодня вовсю идет между странами Запада и Россией. Но крайне редко пытаются разобраться в том, что же это конкретно такое. Зачастую у нас полагают, что методы западной психологической войны направлены в первую очередь на наше собственное население. Дескать, санкции введены, чтобы резко понизить уровень жизни наших сограждан, а информационное обеспечение должно указать этим согражданам, кто в таком положении дел виноват: Кремль.

Между тем, основная информационная обработка западных СМИ направлена, прежде всего, на граждан западных же стран. Во вторую очередь – на граждан всего остального мира, за исключением России. Действительно, нас с вами трудно убедить в том, что у нас тут диктатура, патриотический угар и пустые полки магазинов. К чему и стараться? Но обычный житель штата Оклахома, которому до нас и дела нет, должен иметь у себя в подсознании простой и понятный образ России: такая себе большая Северная Корея с ядерными ракетами. Желательно, чтобы такой же образ перед глазами имели и все остальные – чилийцы, индийцы – кто угодно. Потому что при всем могуществе современных США они не всесильны. Им требуется широкая международная поддержка, чтобы осуществлять свои действия. Правительства разных стран они могут скупить или запугать, однако же есть еще  широкие народные массы. Чтобы действия в поддержку Госдепа оставались легитимными, массы эти действия должны одобрять.

Само собой, людям в Канаде и Мексике, в Индонезии и Австралии по большей части все геополитические проблемы до фонаря. Чтобы создать для них негативный образ нашей с вами Родины, нужно действовать самыми примитивными методами. Чем проще, тем лучше. Поэтому демонизацию России осуществляют с помощью всего лишь трех постоянных понятий. Условно их можно обозначить как “пропаганда”, “путинизм“, “прошлое”.

1. ПРОПАГАНДА

Прежде чем нападать, надо предусмотреть возможность ответного удара. Условно говоря, если вы теоретически планируете ядерный удар по какой-либо стране, обладающей ядерным же оружием, то вам необходимо обеспечить себя системой ПРО, чтобы не допустить удара возмездия.

В войне информационной такой системой ПРО в западных СМИ служит понятие “российская пропаганда”. На эту тему написаны уже тысячи статей, сняты сотни телевизионных сюжетов. Нас хвалят. О, какие мы могучие. Как расцвела и продвинулась российская пропаганда к 2015 году. Она стала модной, современной, острой, захватывающей. Ничего общего с нудными передовицами газеты «Правда» коммунистических времен. Канал RТ, созданный по лучшим западным же образцам, посылает свои лучи прямо в мозги западного обывателя и они входят туда, как нож в масло. А ведь есть еще агентство Sputnik. А ведь есть еще тысячи англоговорящих и немецко-язычных ботов. Тревога! Русские идут!

На деле же, когда тебя хвалит твой противник, всегда надо задуматься, для чего он это делает. В данном случае читателю и зрителю на Западе навязывают одну простую мысль: никакой журналистики в России нет (за исключением либеральной, конечно). Все, кто работает в медийном поле России – пропагандисты. Ведущие федеральных каналов – пропагандисты. Военные корреспонденты, которые каждый день рискуют своей жизнью в Донецке и Луганске, – пропагандисты. Публицисты – пропагандисты. Философы – пропагандисты. Не с кем говорить. У всех на лацканах маленький значок с изображением Путина. Ведь что такое пропаганда в западном понимании? Это ложь. А опасная пропаганда – это ложь, куда искусно подмешана правда.

Тем самым любые возражения из России по любому вопросу должны встречать глухой блок. “Прекратите разводить вашу пропаганду, путинисты”.

Никакие льстивые слова западных деятелей не должны нас вводить в заблуждение. Информационное поле до сих пор остается нашим самым уязвимым местом. Здесь мы практически беспомощны. До сих пор. Несмотря на все успехи RТ, несмотря ни на что.

На один наш скромный канал  приходится сотня западных. А ведь это не самое важное оружие в борьбе за умы. Есть ведь еще Голливуд. За последний год буквально все популярные сериалы, которые производят в Европе и США и в которых речь идет о настоящем времени, отстрелялись по России, посвятив нашей стране по одной или по нескольку серий. Как это работает? Вот, допустим, популярный сериал “Хорошая жена”. Речь идет об американских адвокатах. Казалось бы, где они, а где Россия. Но нет, сюжет одной из серий таков. Российский хакер блокирует компьютерную сеть адвокатской конторы и вымогает деньги. В российскую полицию обращаться бесполезно, там никто не станет помогать американцам. Хакеру платят деньги, но он продолжает глумиться и куражиться. Тогда американцы засылают на компьютер хакера компромат: антипутинские материалы и ролики с Пусси Райот. Бледный от страха хакер сразу же все разблокировал. Для россиян это настолько наивный и дурацкий сюжет, что ничего, кроме хохота вызвать не может. Но американцам-то откуда знать? Ведь американские реалии сериал передает верно. Значит, и российские тоже. Значит, в России за демотиватор с Путиным по доносу соседа вас легко могут упечь на лесоповал. А ведь таких сюжетов десятки. И появились они в одно и то же время, конечно, безо всякого участия Белого Дома. Просто так захотели продюсеры и сценаристы. Верим, ага. Как и в то, что тема России никого в Штатах не интересует.

Но помимо Голливуда, у Америки есть еще более серьезное информационное оружие. Это сама Америка – как бренд. В нашем потребительском мире бренд является самой дорогой частью товара. В наиболее известные бренды вложены годы рекламы. Америка рекламировала себя весь двадцатый век. Очень талантливо, надо сказать. Перемалывая все, что происходило у нее на территории, плохое и хорошее, в своеобразный рекламный продукт. Мафия? Отлично. Вот вам “Крестный отец”, вот вам “Однажды в Америке”. Упыри Бонни и Клайд? Отлично. Вот вам трогательная история любви. Маньяки, убийцы, кровопийцы, вторжения в чужие страны – все это переработано писателями и сценаристами, все это подано к мировому столу под лейблом “американская мечта”. Что же, надо отдать людям должное: огромные усилия, вложены ими в раскрутку своей собственной страны, в свою репутацию, в рекламу своего образа жизни. И до сих пор население самых антиамериканских стран, к примеру, арабских, смотрит западные фильмы и сопереживает главному герою, который в капусту крошит арабских террористов.

Наверное, все это не означает, что вместо Сколково мы должны были строить хоть Голливуд, хоть Болливуд, хоть Ялтавуд. Потому что результат с нашими деятелями мог бы оказаться тем же самым. Но это те факторы, которые мы обязаны принимать во внимание. Нельзя нанять американское агентство, чтобы пропиарить свою страну. Ничего из этого не выйдет. Здесь нужна национальная идея. А к ней – национальная интеллигенция, которая в эту идею верит. Более того, такая интеллигенция, которая не потеряла связь с народом. А сама идея должна быть шире национальных границ.

Пока ничего этого нет даже в проекте. Пока мы мечемся между фрагментами нашей истории, философии и культуры, надо вырабатывать какие-то, как у нас любят говорить, асимметричные меры, искать все больше каналов прямого взаимодействия с западными гражданами. Нельзя же все вешать на одну Симоньян.

Ну а до тех пор Запад надежно прикрыт понятием “российская пропаганда”. Будь вы журналистом, будь вы ученым или обычным туристом на выезде, если вы не разделяете точки зрения Запада на Россию, то вы пропагандист Кремля. Возмущайтесь этим сколько хотите: на обиженных воду возят.