Так получилось, что по своему базовому высшему образованию я юрист, но в силу определенных причин занимаюсь предпринимательской деятельностью. Настойчивые просьбы друзей и коллег заставили меня провести небольшой анализ нового закона о торговом сборе, который был принят в конце ноября 2014 года.

Начну с того, что ворох слухов и паники в связи с принятием этого закона превзошел все мыслимые и немыслимые пределы. Изначально драконовский вариант, где сбором облагали порядка 20 видов предпринимательской деятельности, остался в прошлом. Оставили только деятельность в области торговли.

И все равно сеть полнится возмущенными горлопанами, радеющими за малый бизнес, шумно выкрикивающими из своих кустов «всепропало» и «доколе». Со стороны Госдумы визг стоит не меньший. Мой юридический склад ума не позволяет верить крикунам с обеих сторон, поэтому я проанализировал собственно текст закона.

В общем, обо всем по порядку.

Для тех, кто хоть немного знаком с темой налогов, известно, что занимаясь торговлей, вы вольны выбирать себе систему налогообложения.

Всего таких систем несколько:

1.  Патент. Местные органы власти сами определяют, какую прибыль может потенциально приносить та или иная торговая точка и берут с этой цифры 6% ежеквартально. Фиксированная такса.  Но есть важное ограничение. Чтобы применять патент, торговая площадь не должна превышать 50 кв.м. Запомним эту цифру.

 

2.  Вмененка или ЕНВД. Считается от количества метров торговой площади. Похоже на патент, только ограничение по торговой площади — аж до 150 кв.м. Кстати, по Москве ЕНВД не действует.

 

3.  Упрощенка. Тут все совсем не так. Тут вы уже обязаны вести учет доходов и расходов. И платите соответственно – либо 6% с выручки, либо 15% с разницы между выручкой и расходами. Как показывает практика, ничто так не дорого сердцу предпринимателя, как набрать побольше расходов и вывести налог в минимум.

 

4.  Есть еще так называемая общая система налогообложения. То есть с уплатой НДС, налога на прибыль, на имущество и прочими «прелестями» в виде ежемесячной отчетности. В реальности ее применяет только крупный бизнес.

Теперь посмотрим, как повлияет новый закон о торговом сборе на предпринимателей.

Допустим, вы выбираете патент. Поздравляю! Для вообще вас ничего не меняется. Вы освобождены от уплаты торгового сбора и дальше можете не читать эту статью.  Таких по Москве и СПб, подозреваю, немало.

В случае использования ЕНВД (вмененкой) вас ждет сюрприз! По вновь принятому закону, если на территории города вводится торговый сбор, то вмененки там быть не может. 

Для Москвы, насколько мне известно, эта не актуально, т.к. там вообще ЕНВД отсутствует. А вот для Питера ситуация иная. Тамошним предпринимателям придется думать – какую налоговую систему теперь применять.

Допустим, у вас упрощенка. В этом случае вы уплачиваете торговый сбор, но вправе зачесть налог на сумму сбора, который уплатили.

Знаете, кстати, как рассчитать торговый сбор?

Очень просто. Берем стоимость патента для торговли, принятую по вашему городу и делим ее на 50. У нас получается ставка торгового сбора за 1 кв.м.

Что из этого всего следует?

Что вопреки заявлениям прессы, журналистов и экспертов, радеющим о малом бизнесе, как раз именно малый бизнес и решили не трогать.

Ведь именно те, у кого торговые точки до 50 кв.м., могут спокойно пользоваться патентной системой и не платить торговый сбор вообще.

А вот магазинам покрупнее – больше 50 квадратов – придется платить торговый сбор. Патент для них неприменим.

Возникает законный вопрос: а кому невыгоднее всего новый сбор? Кто будет его платить больше всех?

И здесь ответ очевиден. Исходя из формулы расчета, что привязана к торговой площади — чем выше площадь, тем больше сбор. У кого же самые большие торговые площади – у торговых сетей, вестимо.

Которые, как известно, с налогами химичат, платят мало и неохотно. Собираемость налога на прибыль со всего ритейла в пределах города Москвы за 2013 год составила несколько десятков миллионов рублей. Что при многомиллиардных продажах, согласитесь, курам на смех. А что поделаешь – у сетей реально большие сопутствующие затраты. По словам Сергея Галицкого – президента сети Магнит — норма прибыли у ритейла не превышает 3% от оборота.

Но местные власти смотрят на это со своей колокольни. Для них математически очевидно, что если разместить на территории условного «Пашана» 150 предпринимателей с тем же набором товаров и услуг, то налогов с них собирается больше, чем с одного ЗАО «Пашан» в тех же стенах. Потому что 150 предпринимателей заплатят с гигантской торговой площади, а «Пашан» – с заработанной прибыли. И то — если вообще захочет ее показать.

 И власти задумались. А как это так вышло, что основное бремя налоговой нагрузки в торговле несет самый маленький и бедный, а богатого и сильного пощипать не получается.

 И придумали торговый сбор.

 Смотрите как удобно. Теперь условному мэру Тобянину нет проблем рассчитать, сколько налогов у него заплатят торговые сети. Достаточно запросить данные инвентаризационного учета площади торговых помещений и произведя операцию умножения получить минимальную сумму налога.

 С торговой площадью, конечно, тоже можно мухлевать, но это в разы сложнее. Кадастровый учет объектов недвижимости это вам не накладная от фирмы-помойки. За 5 минут не распечатаешь.

Кстати, в законопроекте есть одна строчка, которая заставила меня по иному взглянуть на закон.

 Осуществление …  деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления … уведомления приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе.

 Казалось бы, что здесь такого? Но я то юрист. И я проходил уголовное право, а не мимо. И я знаю, что есть статья 171 УК РФ – незаконное предпринимательство, которая и звучит как «осуществление предпринимательской деятельности без регистрации».

А размером ущерба для наступления уголовной ответственности указаны 1,5 миллиона – крупный ущерб и 6 миллионов – особо крупный.

Для малого бизнеса такая сумма сбора нереальна по определению. А вот для директора супермаркета, который вовремя не поставит себя на учет, грозит судимость и арест до 6 месяцев.

Кому не нравится статья 171 Уголовного кодекса, есть и другая – 199 УК РФ – «уклонение от уплаты налогов и сборов с организации путем непредставления документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным».

Короче, как ни крути, а платить придется.

Хорошо это или плохо – судить наверно не мне. Да и сам я из Калининграда, а закон касается только городов Федерального значения – Москвы, Питера и Севастополя.

По мне, увеличивать налоговое бремя в текущий очевиднейший кризис в любом случае плохо. Сети отыграются на потребителе в конечном итоге. Не в цене, так в качестве обслуживания.

Но с другой стороны, это как раз тот редкий случай, когда самых маленьких и беззащитных решили не трогать.

А тут и президент в ежегодном послании добавил «Как и договаривались, для малых предприятий, которые регистрируются впервые, будут предоставлены двухлетние налоговые каникулы. Также льготы получат производства, начинающиеся с нуля».

Хоть на том спасибо!

Юрист

Похожие материалы

Националисты вполне объяснимо не поддерживают западнорусские идеи, но часто это отсутствие...

Человечество должно стать интернациональным, защищаясь объединением, или отказаться быть вовсе и...

Это книга о времени и человеке во времени. Время становится материальным. Оно остро, порой...