Когда в прессе и социальных сетях шли бурные дебаты по поводу фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», я не принимала в них участия. Мне не очень близка оценочная позиция по принципу: то или это, вот белое – вот черное, а вот моралите.  

Однако  в последнее время лично у меня накопилась усталость от бесконечной правды-матки в глаза, продажных прокуроров, алкашей, предателей-друзей, ментов и бандитов всех мастей и конфигураций и их бесконечных разборок на экране. Проще говоря, хотелось чего-то светлого. Хотелось… но не верилось, разве сегодня это возможно? Сказать о вечном, не уйдя в примитивизм или детский лепет?

Оказалось – возможно! Еще как.

С самого начала трехчасового эпоса Александра Мельника начинает кружиться голова. В самом прямом, а не переносном смысле этого слова. От снятых с вертолета, открывающихся и сменяющих друг друга панорам божественно прекрасного плато Путорана и прочих не менее замечательных мест, где в течение двух лет снимался фильм,  захватывает дух. 

Давно я не видела операторской работы, сделанной с такой душой и любовью и к своему делу, и к красоте окружающей природы: суровой, но и щедрой одновременно: показать ее так – это целая концепция отношения к миру и человеку и месту человека в этом мире.

Фильм с самого начала погружает зрителя в атмосферу куваевской книги: большими кусками закадрового текста, довольно удачно озвученными Ксенией Кутеповой, музыкой названий рек, плато и нагорий,  песнями на слова самого Куваева, Визбора, Ады Якушевой. За весь замечательный саунд-трек фильма,  в особенности за «Балладу о детях Большой Медведицы», проникновенно исполненную Мусей Тотибадзе и уже ставшую визитной карточкой фильма, его создателям – отдельное спасибо.

Книга Олега Куваева была для меня и программной, и настольной, как и для всех, кто хоть раз в жизни ощутил на себе дух странствий и походного бродяжничества, чувство той самой жажды открытия всего нового и непознанного, которая, по Куваеву и есть главный двигатель человеческой истории.

Попадание в образы и суть происходящего, на мой взгляд, в картине почти стопроцентное. Мы ведь уже и забыли, что такое бывает, на нашем экране давно не появлялось столь эпичных, но не пафосных повествований о человеческом мужестве, простом и честном служении долгу, настоящем предназначении мужчины и вообще человека,  которое  как правильно говорит закадровый голос, состоит «не в словесных формулировках», а в живом напряженном поиске, в котором видят смысл все эти обветренные мужики, ради которого постоянно рискуют здоровьем и самой жизнью.

Сколько настоящих куваевских откровений перенес режиссер в картину, а, следовательно, и донес до зрителя: о том, что не всегда право прямолинейное понимание вопроса, как важна интуиция настоящего спеца, помноженная на мудрость и опыт, что энтузиазм бывает не показной, а искренний и настоящий, и именно он гонит людей на поиски, все дальше и дальше…

А все-таки как они вкусно и со смаком живут — эти люди! За почти три часа экранного времени успеваешь проникнуться их силой и харизмой. При всей невозможности обойтись без бед, находясь вокруг золота (таков уж этот загадочный металл!), как они безусловно и не раздумывая спешат на помощь друг к другу, как возникают из ниоткуда местные эвенки, чтобы в нужный момент в очередной раз выручить, как падают загнанные насмерть олени, спасая человека с переломанными ногами.

Да – это те самые ценности, говорить о которых сегодня громко и внятно уже вроде как  не принято. 

В интервью с исполнителем одной из главных ролей, Егором Бероевым прочла, что в зале при словах его героя: «Ваше ли это золото? Это золото государства!» — люди засмеялись. Я два раза смотрела фильм в кинотеатре – так вот ни разу не было тех, которые бы смеялись.

Потому, что когда по правде – то не смешно. Не смешно, когда оно настоящее. А в фильме Мельника – и сценарий и игра актеров таковы, что понимаешь – все по-настоящему, все всерьез. И хочется, как Мюнхгаузен из знаменитого захаровского фильма крикнуть: «Ну неужели нет таких?!»

И когда видишь, как все прожито и сыграно, как бегут навстречу упавшему в изнеможении на снег Апрятину, принесшему на себе раненого Баклакова, простые старатели-работяги, как замер, глядя на эту сцену Чинков, по прозвищу «Будда» — понимаешь: есть! Такие люди есть! А добро, как ему и положено должно победить и побеждает. Живы люди, промышленное золото найдено, дорогу осилит идущий!

Возможно, что этот фильм и не соберет всевозможных призов на статусных фестивалях, возможно…

Но мой совет (не на правах рекламы):  посмотреть этот фильм обязательно надо, а еще лучше смотреть  его вместе со своими детьми, особенно мальчишками.

Заведующая Отделом редких изданий и коллекций ЦУНБ им. Н.А. Некрасова, Москва

Похожие материалы

Откровенно говоря, я бы не хотел жить под "железной пятой" Великого Инквизитора. Тем более что в...

Националисты вполне объяснимо не поддерживают западнорусские идеи, но часто это отсутствие...

Человечество должно стать интернациональным, защищаясь объединением, или отказаться быть вовсе и...