Рубрики
Блоги Переживания

Расистские истоки образа «московской Орды»

Вся красочная палитра «ордынских» образов, основанная на невежестве одного-единственного автора, густо замешана на расизме, схожем с шаблонами нацистской пропаганды

Чьи фантазии используют Турчинов и Навальный

«Украинцы имели государство со столицей в Киеве еще задолго до возникновения Московского улуса Золотой Орды, – написал 5 апреля в Facebook секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, глава фракции «Народного фронта» в Верховной Раде Александр Турчинов. – Украина будет существовать и после того, как злоба, агрессия и внутренние противоречия, которые всегда присущи тоталитарным режимам, разорвут на куски остаток советской империи, которая носит название Russia (Раша)». Можно посетовать, что заведующий в годы перестройки отделом агитации и пропаганды Днепропетровского обкома комсомола, перековавшись в щирые украинские националисты, так и не смог усвоить банальных исторических истин – вроде того, что «улусом» (Улусом Джучи) называлась собственно Золотая Орда, а не подвластные ей княжества, среди правителей которых были и киевские, и галицкие князья. И дань ей платили и ездили за ярлыками в Ханбалык. Но здесь дело не только в незнании истории, но и в пропаганде, которая успешно достигла верхов и украинского истеблишмента, и российской либеральной оппозиции. Вспомним, например, опубликованный на сайте Алексея Навального в сентябре 2014 года материал под названием «Русский мир Украины против Золотой Орды Путина», где заявляется: «Да, конечно, на 70% власть на Украине сама по-прежнему то ещё мурло… Но там, по крайней мере, на уровне цивилизационного выбора есть текущий общественный консенсус о нежелательности Орды и стремлении в Европу». При том, что источник этой идеологемы был довольно-таки мелок и нечист.

Источник этот – книга «Тюрьма народа», изданная в 2001 году Алексеем Широпаевым, на тот момент – заместителем вождя Народной национальной партии (ННП), имевшей в то время реноме «главной скинхедской партии России». ННП успешно вербовала в свои ряды бритоголовых в столице и регионах, но звездный час этой пришедшей с Запада молодежная субкультуры уже миновал, и движение скинхедов находилось на пороге кризиса, что вызывало печальные мысли и у ее идеологов. Причины потери популярности праворадикалов в народе Широпаев нашел те же, что гораздо раньше находили нелюбимые им большевики. В дневниках Михаила Пришвина за 1930 год есть интересная запись: «Помню, еще Каменев на мое донесение о повседневных преступлениях ответил спокойно, что у них в правительстве все разумно и гуманно. «Кто же виноват?» – спросил я. «Значит, народ такой», – ответил Каменев».

Правда, в отличие от большевиков, разочаровавшиеся праворадикалы нулевых открыто осмысляли причины «негодности» русского народа в расовых категориях. «В 2000-м году с приходом к власти Путина… под влиянием Розенберга я склонялся к мысли, что проблема в несовместимости национализма с самой «расовой душой» русских», – писал один из авторов сборника «Расовые аспекты русской идеи», будущий идеолог «русского национального ислама» Вадим Сидоров. В аналогичном ключе делился своими впечатлениями в газете ННП «Я – русский»  и Широпаев: «Минувшим летом автору этих строк довелось побывать в Поволжье и Оренбургской области. Впечатление тяжкое. Белый генотип встречается редко. А если и встречается, то в тесном бытовом соседстве с генотипом азиатским или полу-азиатским. Оренбургская молодежь не считает себя русскими или казаками. В Саратове люди классического русского (нордического) типа воспринимаются как чужаки, приезжие с севера, «поморы». По свидетельствам очевидцев, подобную картину можно видеть и на Урале, и в более восточных регионах России».

В общем, националисты из ННП доказывали, что русские расово неполноценны, что проповедовали в свое время и нацисты. «Славяне – это смесь народов из низших рас с вкраплениями нордической крови», – заявил в своей речи перед офицерами СС Генрих Гиммлер в Познани 4 октября 1943 года. Кстати, он же обращался и к образам грозящей с востока Орды. В выступлении 13 июля 1941 года в Штеттине перед отправлявшимися на войну эсэсовцами группы «Север» он говорил: «Это война идеологий и борьба рас. На одной стороне стоит национал-социализм: идеология, основанная на ценностях нашей германской, нордической крови. Стоит мир, каким мы его хотим видеть: прекрасный, упорядоченный, справедливый в социальном отношении, мир, который, может быть, еще страдает некоторыми недостатками, но в целом счастливый, прекрасный мир, наполненный культурой, каким как раз и является Германия. На другой стороне стоит  180-миллионный народ, мешанина рас, чьи имена непроизносимы и чья физическая сущность такова, что единственное, что с ними можно сделать, – это расстреливать без всякой жалости и милосердия. Этих животных… вы увидите сами… Когда вы, друзья мои, сражаетесь на Востоке, вы продолжаете ту же борьбу против того же недочеловечества, против тех же низших рас, которые когда-то выступали под именем гуннов, позднее – 1000 лет назад во времена королей Генриха и Оттона I, – под именем венгров, а впоследствии под именем татар; затем они явились снова под именем Чингисхана и монголов. Сегодня они называются русскими под политическим знаменем большевизма».

Тут возникает извечный вопрос «кто же виноват и что делать»?

Широпаев  в своей книге дал  следующий ответ (что интересно, совпадающий с уже приведенной выше цитатой Гиммлера) – причина в монголо-татарском иге: «Москва была ближе Орде – и географически, и генетически. Только она могла стать тем, чем и стала – полноценным золотоордынским улусом». Заметим, что малообразованный Широпаев и запустил тут это неверное использование слова «улус».

Вывод в книге предлагался тоже простой – апология всех антигероев России (что-то более сложное, чем «давайте думать наоборот», Широпаеву давалось плохо), работавших на Запад, и предложение подражать им. В 2004 году представилась удачная возможность для этого – в Киеве начался первый Майдан, который Широпаев объявил продолжением борьбы расово верной проевропейской Руси против Орды и Московии. Активисты ННП вышли на пикеты в поддержку Майдана, что большая часть националистов не оценила.

В дальнейшем творчество Широпаева практически целиком копировало вброшенные в начале нулевых идеи, но в начале 2010-х ему удалось вовлечь в этот дискурс и либералов. Благо, сопредседатель созданного Широпаевым Национал-демократического альянса, а в прошлом такой же праворадикал Илья Лазаренко был допущен выступать на митингах 5 декабря 2011 года на Чистых прудах и 10 декабря 2011 года на Болотной площади, дабы создать впечатление максимально широкой оппозиционной коалиции против Путина. В 2014 году, во время начавшихся проукраинских маршей оппозиции, Широпаев и его идеи вновь стали востребованы кем-то из либералов, свидетельством чему проведение 2 июня 2014 года в Сахаровском центре конференции «Майдан или Орда», ораторами на которой были Широпаев, Андрей Пионтковский и Марк Фейгин.

«Война Москвы против Киева – это всего лишь новая стадия старого спора, начатого ещё в XIII веке. Спора между Александром Невским и Даниилом Галицким. Это опять – Орда против Руси. Евразия против Европы, – увлеченно проповедовал тогда Широпаев. – Не случайно, что Галицко-Волынская Русь… считается… предтечей современного Украинского государства. Импульс, заданный Даниилом, прошёл через века, воплощаясь то в подвигах Выговского и Мазепы, то в стихах Шевченко, то в борьбе Бандеры и Шухевича, то в «оранжевом» Майдане декабря 2004-го, то в обугленном Майдане зимы 2014 г. Как известно, Даниил стремился отстоять Галицкую Русь в качестве части Европы, пытаясь опереться в борьбе с Ордой на поддержку Запада. В этом смысле Майдан и батальоны Нацгвардии – это логичное и прямое продолжение борьбы князя Даниила. Я верю: Украина выстоит. Ибо с нею доблестный Даниил Галицкий, её Арагорн».  Сравнение Российской Федерации с Ордой явно показалось ему очень удачным. «Мы – Орда, – заявлял он в другой статье 2014 года. – Поэтому на гербе «Донецкой народной республики» надо написать не «Донецкая Русь», а «Донецкая Орда». Маленькая такая «Донецкая Орда», стремящаяся к «федерализации» с большой Российской Ордой».

0

 

 

В это время проникся подобными идеями и Алексей Навальный (или его юные спичрайтеры) или ранее – история умалчивает, впрочем, это и не слишком существенно. Забавно, кстати, что в его тексте про «Русский мир Украины и Золотую Орду Путина» есть прямые переклички (возможно, и случайные, но все равно характерные) и с приведенным выше заявлением Гиммлера 13 июля 1941 года – мол, да, есть в идеализируемой стране некоторые пока недостатки, но главное – сделан цивилизационный выбор против проклятой Азии!

Правда, пока Широпаев занимался политическим толкинизмом в весьма узком кругу своих более юных поклонников, обожаемые им украинские праворадикалы использовали его идеологемы по полной программе. Пропаганду о тысячах чеченцев и бурятов, которые исключительно и воюют против доблестных украинских вояк, намеренных затем заселить опустошенный Донбасс (такие опусы тиражировали вполне солидные украинские СМИ) было так соблазнительно подкрепить ссылками на историю. А тут как раз подвернулись и попахивающие нафталином труды Широпаева.

«Враг лютый, азиатская орда пришла… нас уничтожить», – так на пресс-конференции 10 февраля 2015 года в Днепропетровске описывал ополченцев капеллан 5-го отдельного батальона Добровольческого украинского корпуса «Правого сектора» (ДУК ПС), который действовал в селении Пески у Донецкого аэропорта, греко-католический священник Петр Буряк. Ранее, в сентябре 2014 года, аналогичные образы использовал главный капеллан ДУК ПС священник Николай Мединский: «Им нужна наша земля! Они хотят, чтобы мы им отдали нашу землю! Но не им землю, а их – в нашу землю!.. Она с любовью принимает всякого ордынца… примет и всю московскую орду!».

Далее эта пропаганда постепенно проникала и в верхи украинского общества, уже  пораженные к тому времени антироссийской истерией. «Очевидно, что Украина сегодня сдерживает очередное нашествие орды на Европу. Как в 1240 году», – заявила 29 сентября 2015 года в интервью Религиозно-информационной службе Украины заведующий отделом современных религиозных процессов Института философии Национальной академии наук Украина Людмила Филипович.

Вся эта красочная палитра «ордынских» образов, основанная на невежестве одного-единственного автора, густо замешана на расизме, схожем с шаблонами нацистской пропаганды. Можно понять, почему это востребовано на одержимой антироссийской истерией Украине (там и радикалов из Социал-национальной ассамблеи легализовали и вооружили в рамках полка «Азов»), но почему у наших либералов? Впрочем, и у тех ранее – как у занимавшего пост главы избирательного штаба Навального Максима Каца – встречались откровенные заявления о том, что «нормальные люди» лишь те, кто их поддерживает.

Автор: Владислав Мальцев

Обозреватель газеты «НГ-Религии», автор статей по общественно-религиозной тематике