Художественную литературу в последнее время я читаю не слишком много, но и не мало. Примерно одну книгу в неделю, иногда две, зависит от самой книги, насколько она интересна, насколько захватывает. Иногда книга уходит за несколько часов запойного чтения, а иногда тянется бесконечно. Правильно говорят, надо уметь бросать некоторые книги недочитанными, но во мне, видно, неистребима старая советская привычка — хороших книг было мало, а читать хотелось много, вот и читал все подряд, от корки до корки. И все же раньше я читал больше, значительно больше.

Сейчас же многие вечера вместо книг занимают фильмы и сериалы. Начал смотреть сериал – считай, отобрал сам у себя время, которое мог бы потратить на прочтение нескольких книг. Легко подсчитать, одна серия сериала идет в среднем от 45 минут до 1 часа. Сериал состоит в среднем из 12-16 серий, значит, его просмотр отнимает от 9 часов и больше, а этого времени как раз достаточно, чтобы прочесть, не торопясь, книгу.

При этом не стоит забывать, что время – деньги, и, тратя свое время на то или иное занятие, мы кому-то отдаем свои деньги. Если смотрим фильм или сериал – то продюсеру, если читаем книгу – то издательству и автору. Разберемся же, кто и сколько зарабатывает.

Средний гонорар МТА (молодого талантливого автора), которого заметили Эксмо или АСТ, составляет 20-30 тысяч рублей при нынешних тиражах в 2 – 2,5 тысячи экземпляров (тиражи упали резко вниз за последние 2-3 года, а сам кризис бумажной книги начался еще в 2008 году, но об этом чуть позже). При этом время работы над книгой занимает не меньше трех месяцев, иногда и больше (хотя, бесспорно, есть писатели, которые пишут быстро, по тексту в месяц). Издательство при этом обычно не зарабатывает почти ничего, и хорошо еще, если при продаже тиража выйдет в ноль по затратам на его печать. Вся прибыль издательства идет от нескольких топовых авторов, тиражи которых исчисляются десятками и сотнями тысяч, а все остальные – своего рода пробный камень, а вдруг кто-то выстрелит?!..

Сценаристы в наше время получают значительно больше, чем писатели, хотя, конечно, кризис коснулся и их тоже. Для примера, гонорар за одну серию любого, не топового сериала, превышает в три-четыре раза гонорар молодому автору за книгу. И не стоит забывать, что серия пишется в среднем за неделю (да, потом ее утверждают полгода, и заставляют многое переделывать, иногда переписывать по три раза, но все же работа над книгой и сценарием серии несравнима по трудозатратам, а суммы гонораров совершенно разные).

writer

При этом, не стоит забывать, что сценаристам платят продюсеры проекта, которые зарабатывают свои деньги, продавая сериал тому или иному каналу, и им не особо важно, когда именно сериал утечет на торрент-трекеры, их прибыль от этого почти не страдает. В то время, как большинство писателей напрямую зависят от тиража, который, в свою очередь, зависит от того, как долго книга не попала на пиратские сайты. Потому что, как только она туда попадает (а обычно это происходит спустя 2-3 дня после начала продаж в электронном виде на топовых сайтах), то темпы легальных продаж резко падают, иногда вовсе прекращаются. Соответственно, бумажный тираж, на который только и смотрят издатели, не расходится до конца, и новые тексты таких авторов в дальнейшем не берут, аргументируя тем, что денег автор не приносит.

Кризис бумажной книги начался в 2008 году с массового внедрения электронных читалок в обыденную жизнь. Если раньше цифровые книги, хоть и были доступны, но читать их было некомфортно – за компьютером или ноутбуком, то как только в мир пришли смартфоны и читалки, все тут же изменилось. Теперь читать стало удобно, а значит, надобность в бумажной книге отпала. Конечно, остались еще олдскульные ветераны, для которых книга не в бумаге – и не книга вовсе, но их становится все меньше и меньше.

Некоторые, застрявшие на промежуточном уровне, читают все в цифре, но отдельные, особо понравившиеся современные книги или же классику, покупают и в бумаге, чтобы поставить на полку и никогда не читать, только открывать и любоваться время от времени. В основном, такие люди предпочитают качественные, дорогие издания, как, например, «Остров сокровищ» Стивенсона от издательства «Лабиринт Пресс» или их же «Алиса в Стране Чудес» Кэрролла – книги, которые приятно взять в руки.

Еще одним примером качественного подхода к выпуску книг служит, несомненно, «Издательский Дом Мещерякова». Их книги отличает высокое качество бумаги, тщательное отношение к оригинальным изданиям, полюбившимся в свое время миллионам читателей. Например, именно в этом издательстве вышли почти все книги Кира Булычева про Алису Селезневу, начиная с «Девочки с Земли», с использованием иллюстраций Евгения Мигунова, без которых эти книги и представить невозможно.
Конечно, не каждая книга становится шедевром на века, но за каждым текстом лежит большая работа, которая зачастую остается невознагражденной.

Все ругают пиратов, но в то же время качают книги в пиратских библиотеках, хотя и говорят, вот, мол, была бы возможность отблагодарить автора напрямую, мы бы это обязательно сделали, а так мы лишь отдаем свои деньги не автору, а издателю, который все равно с автором не поделится…

Это и правда, и не правда. Обычно при заключении договора каждый автор получает аванс (молодой автор 20-30 тысяч рублей, автор с именем – 100-120 тысяч, топовый автор – существенно больше). В дальнейшем, при реализации тиража, издатель (если он честный и порядочный) присылает автору отчеты о продажах. Автор обычно получает 10-12% от оптовой стоимости книги в издательстве. И как только процент от продаж превышает полученный прежде аванс, то писатель вновь оказывается в выигрыше. Сказать честно, такое в последнее время случается редко (почти ничего не переиздают, и дополнительные тиражи не выпускают), но все же случается. Те же цены, которые мы видим в магазинах, обычно превышают в 3-4 раза оптовую цену издательства. Автор же, напомню, получает свой процент именно от нее. Это в Америке существует практика, которая у нас, видимо, никогда не осуществится, при которой автор получает свой процент именно с цены книги в магазине. Но об этом отечественным авторам остается только мечтать…

Сценаристы же, в отличие от писателей, после сдачи серии и получения гонорара больше никаких прав на свою работу не имеют, и никаких денег сверх оговоренных в договоре не получают (все права переходят к продюсеру). По сути, доход от написания сценария – это одноразовая прибыль, хотя и более весомая, чем писательский гонорар, но писатель теоретически может зарабатывать еще много лет с продаж электронных версий и возможных переизданий (в случае, когда все права остаются за автором).

Опять же, в последнее время читатель стал меняться, он стал себя уважать, уважая при этом и любимых авторов. А взаимное уважение и диалог на равных невозможны, если кто-то крадет из чужого кармана.

Поэтому все больше и больше читателей ищут возможность купить тексты в тех местах, где автор гарантированно получит честно заработанные своим трудом деньги, минуя посредников в виде издательств, которые забирают 90% прибыли.

Книжное пиратство не победить искусственно, хотя многие крупные издательства и пытаются это сделать. Надо для начала победить пирата в себе. Но, конечно, все книги купить невозможно, а читать хочется. Так что предлагаю неожиданное решение – качать с пиратских библиотек только импортных авторов, они не обеднеют, а отечественных писателей поддерживать по возможности рублем в рамках программы импортозамещения.

Писатель-фантаст, публицист, постоянный автор сайта «Русская Idea».

Похожие материалы

Цифровая экономика спасёт страну. Но только в формате умной реиндустриализации. Мы находимся в...

Учитывая экономические и политические императивы КНР в современном западном раскладе, не забывая...

Не вызывает сомнений, что точка, где сошлись до сих пор вроде бы параллельные и взаимоисключающие...