Художественную литературу в последнее время я читаю не слишком много, но и не мало. Примерно одну книгу в неделю, иногда две, зависит от самой книги, насколько она интересна, насколько захватывает. Иногда книга уходит за несколько часов запойного чтения, а иногда тянется бесконечно. Правильно говорят, надо уметь бросать некоторые книги недочитанными, но во мне, видно, неистребима старая советская привычка — хороших книг было мало, а читать хотелось много, вот и читал все подряд, от корки до корки. И все же раньше я читал больше, значительно больше.

Сейчас же многие вечера вместо книг занимают фильмы и сериалы. Начал смотреть сериал – считай, отобрал сам у себя время, которое мог бы потратить на прочтение нескольких книг. Легко подсчитать, одна серия сериала идет в среднем от 45 минут до 1 часа. Сериал состоит в среднем из 12-16 серий, значит, его просмотр отнимает от 9 часов и больше, а этого времени как раз достаточно, чтобы прочесть, не торопясь, книгу.

При этом не стоит забывать, что время – деньги, и, тратя свое время на то или иное занятие, мы кому-то отдаем свои деньги. Если смотрим фильм или сериал – то продюсеру, если читаем книгу – то издательству и автору. Разберемся же, кто и сколько зарабатывает.

Средний гонорар МТА (молодого талантливого автора), которого заметили Эксмо или АСТ, составляет 20-30 тысяч рублей при нынешних тиражах в 2 – 2,5 тысячи экземпляров (тиражи упали резко вниз за последние 2-3 года, а сам кризис бумажной книги начался еще в 2008 году, но об этом чуть позже). При этом время работы над книгой занимает не меньше трех месяцев, иногда и больше (хотя, бесспорно, есть писатели, которые пишут быстро, по тексту в месяц). Издательство при этом обычно не зарабатывает почти ничего, и хорошо еще, если при продаже тиража выйдет в ноль по затратам на его печать. Вся прибыль издательства идет от нескольких топовых авторов, тиражи которых исчисляются десятками и сотнями тысяч, а все остальные – своего рода пробный камень, а вдруг кто-то выстрелит?!..

Сценаристы в наше время получают значительно больше, чем писатели, хотя, конечно, кризис коснулся и их тоже. Для примера, гонорар за одну серию любого, не топового сериала, превышает в три-четыре раза гонорар молодому автору за книгу. И не стоит забывать, что серия пишется в среднем за неделю (да, потом ее утверждают полгода, и заставляют многое переделывать, иногда переписывать по три раза, но все же работа над книгой и сценарием серии несравнима по трудозатратам, а суммы гонораров совершенно разные).

writer

При этом, не стоит забывать, что сценаристам платят продюсеры проекта, которые зарабатывают свои деньги, продавая сериал тому или иному каналу, и им не особо важно, когда именно сериал утечет на торрент-трекеры, их прибыль от этого почти не страдает. В то время, как большинство писателей напрямую зависят от тиража, который, в свою очередь, зависит от того, как долго книга не попала на пиратские сайты. Потому что, как только она туда попадает (а обычно это происходит спустя 2-3 дня после начала продаж в электронном виде на топовых сайтах), то темпы легальных продаж резко падают, иногда вовсе прекращаются. Соответственно, бумажный тираж, на который только и смотрят издатели, не расходится до конца, и новые тексты таких авторов в дальнейшем не берут, аргументируя тем, что денег автор не приносит.

Кризис бумажной книги начался в 2008 году с массового внедрения электронных читалок в обыденную жизнь. Если раньше цифровые книги, хоть и были доступны, но читать их было некомфортно – за компьютером или ноутбуком, то как только в мир пришли смартфоны и читалки, все тут же изменилось. Теперь читать стало удобно, а значит, надобность в бумажной книге отпала. Конечно, остались еще олдскульные ветераны, для которых книга не в бумаге – и не книга вовсе, но их становится все меньше и меньше.

Некоторые, застрявшие на промежуточном уровне, читают все в цифре, но отдельные, особо понравившиеся современные книги или же классику, покупают и в бумаге, чтобы поставить на полку и никогда не читать, только открывать и любоваться время от времени. В основном, такие люди предпочитают качественные, дорогие издания, как, например, «Остров сокровищ» Стивенсона от издательства «Лабиринт Пресс» или их же «Алиса в Стране Чудес» Кэрролла – книги, которые приятно взять в руки.

Еще одним примером качественного подхода к выпуску книг служит, несомненно, «Издательский Дом Мещерякова». Их книги отличает высокое качество бумаги, тщательное отношение к оригинальным изданиям, полюбившимся в свое время миллионам читателей. Например, именно в этом издательстве вышли почти все книги Кира Булычева про Алису Селезневу, начиная с «Девочки с Земли», с использованием иллюстраций Евгения Мигунова, без которых эти книги и представить невозможно.
Конечно, не каждая книга становится шедевром на века, но за каждым текстом лежит большая работа, которая зачастую остается невознагражденной.

Все ругают пиратов, но в то же время качают книги в пиратских библиотеках, хотя и говорят, вот, мол, была бы возможность отблагодарить автора напрямую, мы бы это обязательно сделали, а так мы лишь отдаем свои деньги не автору, а издателю, который все равно с автором не поделится…

Это и правда, и не правда. Обычно при заключении договора каждый автор получает аванс (молодой автор 20-30 тысяч рублей, автор с именем – 100-120 тысяч, топовый автор – существенно больше). В дальнейшем, при реализации тиража, издатель (если он честный и порядочный) присылает автору отчеты о продажах. Автор обычно получает 10-12% от оптовой стоимости книги в издательстве. И как только процент от продаж превышает полученный прежде аванс, то писатель вновь оказывается в выигрыше. Сказать честно, такое в последнее время случается редко (почти ничего не переиздают, и дополнительные тиражи не выпускают), но все же случается. Те же цены, которые мы видим в магазинах, обычно превышают в 3-4 раза оптовую цену издательства. Автор же, напомню, получает свой процент именно от нее. Это в Америке существует практика, которая у нас, видимо, никогда не осуществится, при которой автор получает свой процент именно с цены книги в магазине. Но об этом отечественным авторам остается только мечтать…

Сценаристы же, в отличие от писателей, после сдачи серии и получения гонорара больше никаких прав на свою работу не имеют, и никаких денег сверх оговоренных в договоре не получают (все права переходят к продюсеру). По сути, доход от написания сценария – это одноразовая прибыль, хотя и более весомая, чем писательский гонорар, но писатель теоретически может зарабатывать еще много лет с продаж электронных версий и возможных переизданий (в случае, когда все права остаются за автором).

Опять же, в последнее время читатель стал меняться, он стал себя уважать, уважая при этом и любимых авторов. А взаимное уважение и диалог на равных невозможны, если кто-то крадет из чужого кармана.

Поэтому все больше и больше читателей ищут возможность купить тексты в тех местах, где автор гарантированно получит честно заработанные своим трудом деньги, минуя посредников в виде издательств, которые забирают 90% прибыли.

Книжное пиратство не победить искусственно, хотя многие крупные издательства и пытаются это сделать. Надо для начала победить пирата в себе. Но, конечно, все книги купить невозможно, а читать хочется. Так что предлагаю неожиданное решение – качать с пиратских библиотек только импортных авторов, они не обеднеют, а отечественных писателей поддерживать по возможности рублем в рамках программы импортозамещения.

Писатель-фантаст, публицист, постоянный автор сайта «Русская Idea».

Похожие материалы

Националисты вполне объяснимо не поддерживают западнорусские идеи, но часто это отсутствие...

Человечество должно стать интернациональным, защищаясь объединением, или отказаться быть вовсе и...

Это книга о времени и человеке во времени. Время становится материальным. Оно остро, порой...