Борис Акунин объявляет об отъезде из страны. Не хочет быть «трезвым среди пьяных». И с томной усталостью подписывает новый том «Истории России» на книжной ярмарке. Диана Арбенина за что-то извиняется перед украинцами. Видимо, в чем-то виноваты россияне. Дмитрий Глуховский требует вернуть ему определение «патриот». Словно кто-то его отбирал.
Яснее и четче всех высказывается Андрей Макаревич, с прочувствованной дрожью в голосе поющий о том, что не надо быть… гм, дерьмом. Кто бы спорил. Правда, возникает вопрос, а что для этого надо сделать? Если следовать логике той самой песни — придерживаться взглядов Андрея Вадимовича. В противном случае… ну вы поняли.
В общем-то, люди имеют право на свое мнение и свою гражданскую позицию. Лично мне Макаревич и Арбенина в этой ситуации куда симпатичнее Акунина — они отлично понимают, что их взгляды сегодня, мягко скажем, непопулярны, но остаются здесь, в России, явно связывая свою судьбу с судьбой страны. Хотя бы это заслуживает уважения.
Теперь — точка. Остановимся, потянем за ниточку…
Смотрите, какая интересная штука получается — Акунин называет несогласных с его позицией пьяными, Макаревич — вообще прибегает к обсценной лексике, политики вроде Немцова спокойно бросают словечки, вроде «лузер».
Правда, неприятно? Лично мне — очень.
И вот почему. Эти люди, которых многие искренне считают интеллектуальной элитой страны открыто и явно говорят — мы считаем инакомыслящих (не диссидентов в советском понимании – а просто мыслящих иначе, чем они) людьми низшего сорта. С несогласными нельзя вести диалог. С несогласными можно не соблюдать правила поведения в приличном обществе.
Но, помилуйте, ведь вы же сами призываете к миру, к диалогу, вы ратуете за свободное гражданское мнение и свободу мнений. Так, вот она, свобода, кушайте столовыми ложками, ведите диалог, критикуйте власть, но делайте это, чёрт возьми, вежливо и конструктивно.
С конструктивом получается, правда, не очень. Творцы и властители умов зачем-то выбрали вариант «Все вы дураки, один я в белом пальто» или «Добрыня азъ есмь, окрест же одни содомиты».
И с кем прикажете вести диалог тем здравым консерваторам, которые и рады бы найти союзников среди здравых скептиков и конструктивных критиков власти, да ведь в этом балагане самих критиков и скептиков не найдешь.
В ответ на любое обращение слышишь обвинения в фашизме и навязшие в зубах аналогии с Третьим рейхом. Что уж совсем удивительно. Хотя бы с точки зрения логики. Общим местом уже стало, что Гитлер пришел к власти на пике «Веймарского синдрома», то есть усталости общества от огромных материальных и, главное, моральных потерь после Первой мировой, когда Германия пала жертвой откровенно бандитского раздербанивания страны по кусочкам странами-победительницами.
Я правильно понимаю, что Россию сравнивают с побежденной Германией?
Но, помилуйте, а с чего в России быть таким настроениям? Мы, что, кому-то проиграли? В какой войне? Нашу страну растащили по кусочкам, а сами основы нашей культуры и национальной гордости втоптали в грязь?
И получается, что либо сравнение некорректно, либо придется признать, что perestroyka и glasnost были не совсем тем, чем это с таким энтузиазмом представляли обществу.
Но второй вариант наши творцы и властители дум никогда не признают. Поскольку именно они горячо приветствовали те события, последствия которых сейчас расхлебывают.
А расхлебывать они ой, как не хотят.
Гораздо легче спеть о дерьме или демонстративно уехать.
А что будет тут, на этих территориях — вас же на самом деле не волнует. Хоть тут будьте честны, скажите правду.
Не скажете.
Потому, что вы просто снобы.
Забронзовевшие.
Отгородившиеся от публики хамоватыми пресс-секретарями.
Привыкшие видеть только восторженные лица.
Даже если и есть в вас остатки патриотизма — это истерический безнадежный вопль, это атака кавалерии на танки.
Это жалко и никому не нужно.
В первую очередь — стране и народу. За который вам отчего-то так стыдно.