Русская Idea, традиционно уделяя внимание событиям «русской весны» в Севастополе и Крыму, с одной стороны, с другой стороны – начав несколько месяцев назад новую для нашего проекта «образовательную линию», с удовольствием предоставляет слово Дмитрию Музе – доктору философских наук, профессору Донецкого педагогического института, художнику и поэту. Дмитрий Евгеньевич рассказывает о том, что происходило в сфере образования на территории непризнанной Донецкой народной республики с весны 2014 года, когда Киев начал «Антитеррористическую операцию» против этой части «русского мира».

 

***

Одним из важнейших измерений бытия молодой Донецкой Народной Республики является её образовательная сфера. Последняя, несмотря на все превратности судьбы в условиях военного времени, к сегодняшнему дню проделала определенную эволюцию, в которой заметна центростремительная сила.

Накопившиеся изменения можно представить в виде трех взаимосвязанных этапов: 1) пост-украинского (совпадающего с окончанием 2013/ 2014 учебного года, набором студентов и осенним семестром 2014/ 2015 учебного года; 2) переходного (ассоциируемого с созданием номинальной нормативной базы для самостоятельного воспроизводства, но в условиях ведущейся против Республики АТО, т.е. с начала 2015 года по завершении 2014 / 2015 учебного года); 3) построения полноценной образовательной инфраструктуры и постепенного сближения системы республиканского образования с системой образования Российской Федерации (с лета 2015 года по настоящее время).

Каждый из этапов характеризуется своей логикой развития, ключевыми персонажами и достигнутыми результатами, с общей для всех тенденцией вхождения системы образования и научного кластера Республики в научно-образовательное пространство Российской Федерации (в потенциале – стран СНГ).

Итак, чем характерен первый, пост-украинский этап? С началом так называемой анти-террористической операции (АТО) в Киеве  было принято решение и о перемещении вузов Донбасса в иные области Украины. Этот шаг стал возможен тогда, когда при поддержке МОН Украины проукраински настроенные ректоры вузов приняли решение о переносе университетов вглубь страны. Так, с апреля 2014 года или старта так называемой АТО были передислоцированы 14 университетов, чье руководство, подчеркну, оказалось лояльным киевской хунте. Среди них значатся:

  • Донецкий национальный университет (переехал в Винницу),
  • Донецкий национальный технический университет (новое место пребывания – г. Красноармейск),
  • Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького («прописан» в г. Красный Лиман).
  • Донецкий национальный университет им. М. Туган-Барановского (адаптирован в г. Кривой Рог),
  • Донецкая государственная музыкальная академия им. С. Прокофьева (находится в г. Киеве),
  • Донецкий государственный университет управления,
  • Донецкий юридический институт и Донецкий институт социального образования (направлены в г. Мариуполь),
  • Донбасская государственная академия строительства и архитектуры (располагается в г. Краматорске),
  • Донбасский государственный технический университет («прописан» в г. Лисичанске).

Аналогичная «логика» наблюдалась в отношении вузов, расположенных на территории Луганской Народной Республики: Луганский национальный университет (Рубежное и Кременная). Луганский национальный аграрный университет (г. Харьков). Луганский медицинский университет был «эвакуирован» на подконтрольную украинским войскам территорию региона.

Эти процессы сказались как на наборах абитуриентов в вузы, так и на обеспечении кадрами учебного процесса. При этом как украинская «власть», так и возглавляющие министерство образования и науки Украины чиновники начали пропагандистскую кампанию против вузов и преподавателей Донецкой и Луганской народных республик. Так, по словам главы Минобразования Украины С.М. Квита, «в Донецке и Луганске на тот момент не было никаких университетов, а тот факт, что они проводят учебный процесс, они не имеют ни лицензий, ни аккредитаций». Кроме того, он обнародовал и идею санкций против наиболее последовательных противников Евро-майдана и госпереворота, а также сторонников ирредентизма: «так же мы уже сделали первый список, это, кажется, 12 человек, которых мы лишили ученых украинских званий – это звания профессоров и доцентов. Это те люди, которые повели себя наиболее агрессивно в том, чтобы давить на академические коллективы. Соответственно, эти люди не могут никого представлять», – заявил Квит[1]. В свою очередь, целый ряд представителей образования и науки ДНР и ЛНР появился на сайте «Миротворец».

С осени 2014 года вузы ДНР и ЛНР начали получать основательную гуманитарную помощь из России, а Министр образования и науки Д.В. Ливанов заявил, что задача Минобразования России создать условия, при которых выпускники работающих на территории «Донецкой и Луганской республик» учебных заведений смогут продолжить своё образование в российских вузах. Начался процесс общения ректоров вузов ДНР и ЛНР с коллегами из Минобразования Российской Федерации и вузов, в том числе (хотя и не только) с целью выстраивания горизонтальных связей. При этом точечные контакты – при отсутствии политического решения об интеграции Республик в состав Российской Федерации – породили эффект частичной легитимации вузов Республики.

Отчасти на первом, а также на втором этапах (с 07.08.2014 по 05.05.2015 года) Министерство образования и науки ДНР возглавлял Игорь Владимирович Костенок. Ситуация начала заметно меняться к лучшему только с приходом нового министра образования и науки – Ларисы Петровны Поляковой. Началась настоящая работа по созданию полноценной системы образования и оптимизации её функционирования в очень непростых внешнеполитических и социально-экономических условиях.

Здесь важно несколько моментов. Во-первых, был принят рамочный «Закон об образовании» (19.06.2015). Во-вторых, готовится закон ДНР «О науке и государственной научно-технической политике», регламентирующий деятельность академических институтов, отраслевых институтов и вузов. В-третьих, на коллегии МОН ДНР (28.01.2016) были четко обозначены приоритеты и цели образования в Республике: «обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики, формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора исследований и разработок, обеспечение его ведущей роли в процессах технологической модернизации экономики». В том числе цели воспитания: – «воспитание гражданина и патриота в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с семьями обучающихся, с опорой на традиции Донецкого края; раскрытие способностей и талантов детей и молодёжи в постоянном взаимодействии и сотрудничестве с другими субъектами социализации»[2].

Лариса Полякова обозначила идеологические и ценностные приоритеты реформирования системы образования в Республике, его дистанцирования от украинского вектора: «Образовательная политика практически все годы существования независимой Украины строилась на внедрении идей украинского национализма, которые, прежде всего, вживлялись в дисциплины социально-гуманитарного цикла. Кроме того, наблюдалось слепое копирование западных образовательных моделей при минимальной гражданской гуманистической составляющей. То обстоятельство, что выпускник вуза является носителем высших достижений современной науки и культуры, которые нужно использовать на благо общества и своей Родины, было нивелировано в результате образовательной политики Болонского процесса»[3].

Чуть позже последний пункт был артикулирован более определенно, как окончательный отказ от «Болонской системы» в пользу многогранного и универсального советского опыта: «Мы отошли от «Болонской» системы. Мы её внедряли на протяжении того времени, пока входили в состав Украины. Сейчас мы учли все негативные стороны этой системы и решили её отменить. ДНР перешла на пятибалльную систему, мы вернули переводные экзамены в школе, начиная с шестого класса, и стараемся максимально уйти от тестовой формы обучения. На данный момент Республика берет всё самое лучшее из Советской системы образования»,− рассказала о позиции Министерства образования и науки ДНР его министр[4].

Для реализации нового образовательного вектора в Республике начались специальные мероприятия, с одной стороны, связанные с историческим и патриотическим воспитанием граждан, с формированием образа Донбасса как неотъемлемой части Русского мира. Основой для этого стала Концепция патриотического воспитания, в которой сказано: «Патриотизм — основа существования и развития государственности», равно как и то, что «патриотическое воспитание охватывает своим воздействием все поколения, влияет на все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство… Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности общества, его социальных и государственных институтов»[5].

А с другой стороны, Министерство образования и науки ДНР сконцентрировалось вокруг решения задачи по повышению лингвистической культуры студентов и выпускников. Например, концепция «Филологическое образование. Русистика» предполагает такие мероприятия:

– День грамотности ДНР;

– День славянской письменности;

– День русского языка и культуры;

– Фестиваль словесности и культуры народов, проживающих на территории ДНР «Золотой скиф»;

– Республиканский Бал лицеистов «Друзья! Прекрасен наш союз…»;

Межреспубликанская олимпиада школьников по русскому языку и литературе;

– Межреспубликанская олимпиада учащихся организаций среднего профессионального образования по русскому языку и литературе;

– Межреспубликанская олимпиада студентов (кроме студентов специальности «Русский язык и литература») по русскому языку и литературе;

– Международная олимпиада студентов специальности «Русский язык и литература» по русскому языку и литературе;

– Теле- и радиопередачи, посвященные проблемам русского языка и литературы и многое другое.

Министерство образования и науки ДНР активно участвует в реализации Гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса. В этом контексте в Донецкой Народной Республике начались единоразовые социальные выплаты педагогам, имеющим стаж работы от 35 лет и выше, внесшим значительный вклад в развитие русской словесности и культуры.

Как сообщили в Министерстве образования и науки ДНР, первыми получателями станут более 20 педагогов со всего Донбасса, в том числе проживающих на территории, временно подконтрольной Украине. «Данная мера распространяется на всех педагогов Донбасса, имеющих значительный трудовой стаж, независимо от конкретного места их проживания и работы»[6].

Главной целью выплат является поддержка учителей с многолетним трудовым стажем, развивающих и популяризирующих русский язык и культуру среди детей и молодежи, особенно тех, кто проживает на временно подконтрольной киевским властям территории Донецкой области и подвергается все более жесткому давлению со стороны украинских чиновников. «В условиях сегодняшнего дня, когда на Украине звучат призывы искоренить русский язык, когда на нем прекращается обучение в школах и институтах, когда родной для миллионов людей язык подвергается дискриминации даже на бытовом уровне, именно русскоязычные учителя Донбасса, продолжающие прививать детям любовь к русскому языку, русской словесности, становятся оплотом справедливости и истинного патриотизма. Эти люди совершают каждодневный подвиг, без устали напоминая своим ученикам, что русский язык является неотъемлемой составляющей их личности, основой мышления, частью души. Напоминают о том, что потребность говорить на родном языке естественна для всех людей, и лишение этого – преступление государства против собственного народа», – прокомментировала учитель русского языка и литературы Республиканского многопрофильного лицея-интерната при Донецком национальном университете, лауреат I Республиканского конкурса педагогического мастерства «45 минут славы», учитель-методист Наталья Кайдаш[7].

Естественно, у Республики также есть актуальная потребность в высококвалифицированных кадрах, способных обеспечить устойчивый рост промышленности, социально-политическую стабильность и будущее. Этот аспект реализуется как старыми вузами региона – ДонНТУ, ДонНАСА, ДонНУ, ДонНМУ им. М. Горького и т.д., так и вновь открытыми. ГОУ ВПО «Донецкий педагогический институт» распахнул свои двери для студентов 1 сентября 2016 года. Институт ведет подготовку специалистов по программам подготовки бакалавров:

  • педагогическое образование (педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования, музыкальное образование, педагогика дополнительного образования),
  • психолого-педагогическое образование, специальное (дефектологическое) образование,
  • библиотечно-информационная деятельность;
  • программе подготовки магистров: менеджмент (менеджмент в образовании).

В свою очередь ГОУ ВПО «Донбасская аграрная академия» начала свою работу 1 сентября текущего года. Она осуществляет обучение по следующим специальностям (профилям): агрономия, садоводство, растениеводство, ветеринария и зоотехния. В вузе есть программы бакалавриата, специалитета и магистратуры.

Такова, в общих чертах ситуация, которая может быть определена как поиск оптимальной формы функционирования важнейшего социального института непризнанной Республики. С другой стороны, есть надежда, связанная не только с Указом Президента Российской Федерации Владимира Путина (18.02.2017) о признании документов ЛДНР, в т.ч. документов об образовании, но и реальных интеграционных эффектов в рамках академической, отраслевой и вузовской науки, а также ставки на непрерывное образование.

 

[1] Минобразования Украины лишило ученых званий 12 преподавателей Донецка и Луганска // Режим доступа:  http://antifashist.com/item/minobrazovaniya-ukrainy-lishilo-uchenyh-zvanij-12-prepodavatelej-donecka-i-luganska.html#ixzz51hxeRKki
[2] Министр образования и науки Лариса Полякова выступила с отчетом // Режим доступа: http://old.mondnr.ru/?p=47366
[3] В ДНР будет уделяться особое внимание гражданско-патриотическому воспитанию молодежи Режим доступа: http://smdnr.ru/v-dnr-budet-udelyatsya-osoboe-vnimanie-grazhdansko-patrioticheskomu-vospitaniyu-molodezhi/
[4] В ДНР отказались от неэффективной «Болонской» системы и взяли всё самое лучшее из советской // Режим доступа: http://www.politnavigator.net/v-dnr-otkazalis-ot-neehffektivnojj-bolonskojj-sistemy-i-vzyali-vsjo-samoe-luchshee-iz-sovetskojj.html
[5] Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой народной республики // Режим доступа:  http://mondnr.ru/component/jdownloads/send/4-prikazy/1688-kontseptsiya-patrioticheskogo-vospitaniya-detej-i-uchashchejsya-molodjozhi (дата обращения 12.08.2017).

[6] Сайт Совета Министров ДНР // Режим доступа: http://smdnr.ru/uchitelya-donbassa-razvivayushhie-idei-russkogo-mira-poluchat-edinorazovye-vyplaty/

[7] Сайт Совета Министров ДНР // Режим доступа: http://smdnr.ru/uchitelya-donbassa-razvivayushhie-idei-russkogo-mira-poluchat-edinorazovye-vyplaty/

Доктор философских наук, профессор, начальник научного отдела ГОУ ВПО "Донецкий педагогический институт"

Похожие материалы

А.П. Бородину удалось создать образ талантливого, решительного, энергичного, работоспособного,...

Богословскую сердцевину либерализма составляет наиболее радикальное из возможных отвержение...

Главным фактором рекрутирования в высшую элитную прослойку на Западе может считаться наличие...