60 лет – это конечно невозможный возраст для рок-музыканта. К этому времени они уже превращаются в памятники самим себе. А те, кто не доживает до пенсии, оставляют живую память.

Имя Сергея Курёхина на консервативном сайте может показаться парадоксом. Ибо все его культурные проекты были вопиюще антиконсервативными, они напрочь ломали «общепринятое».

Однако в некоем глубоком, метафизическом смысле его можно назвать подлинным консерватором. Таким же, какими были мистики эпохи Возрождения, вокруг которых расходились культурные циклоны. Но сами их вдохновители обычно оставались в тени или воспринимались лишь как отдельные представители тех волн, которые они на самом деле начали.

Курёхин фактически стал эпицентром того явления, которое получило название «русский рок». Вот как он рассказывал об этом сам: «В музыкальном мире у меня есть огромное количество друзей, которые играют совершенно разную музыку. И однажды мы сыграли с ними концерт, в котором каждый человек играл именно ту музыку, которую он исполняет всегда. А потом мне так понравилось, что я стал привлекать всех своих друзей выступать вместе. Так автоматически появилась „Поп-механика“»

Все основные культовые группы 1980-х – «Аквариум», «Кино», «Алиса» и др. – охотно участвовали в этих невероятных поп-механических перформансах. А помимо музыкантов – актеры, художники, литераторы… Эти представления, режиссером которых выступал Курёхин, совершенно взорвали унылую культурную статику позднего СССР.

А добил его знаменитый «Ленин-гриб». Когда после этой безумной телеконспирологии комсомольские газеты стали выходить с серьезными разоблачениями «Ленин не был грибом!» – стало ясно, что советская эпоха кончилась…

Художника такого масштаба невозможно изображать лишь «ниспровергателем устоев». Это лишь одна его сторона, на которую обращают внимание те, для кого эти прошлые «устои» и являются чем-то вечным.

На мой взгляд, из курёхинского наследия и поныне актуален его киноцикл, где он либо играл главные роли, либо писал музыку, либо, чаще, и то и другое вместе (фильмы Олега Тепцова, Сергея Дебижева и др.). Эти фильмы (как и свойственно творениям авторов-мистиков) и поныне считаются «редкими» и не понятыми «массовой публикой», хотя приоткрывают некоторые неожиданные экзистенциальные и метаисторические горизонты, связывающие постсоветскую эпоху с иными мирами и временами… 

Финал земного путешествия Капитана, связавший его с НБП, также для многих остается странной загадкой. Но, в любом случае, персонально он очень сильно отличался от двух других основателей этой партии. Курёхин хотел превратить политику в искусство – а Лимонов и Дугин и поныне проповедуют обратный тренд.

В любом случае, очевидно, что сегодня время «русского рока» ушло. Он уже давно превратился из авангардистской «поп-механики» в просто поп-музыку. Конечно, хочется надеяться на какое-то новое культурное пробуждение. Но его пока слишком застилают сгустившиеся политические тучи… 

dvakapitana.jpg

Песня  БГ памяти Курехина «Капитан Белый Снег»

Философ, публицист, поэт

Похожие материалы

Многие консерваторы до сих пор не поняли, что находятся не просто в глубокой оппозиции, а...

Анри Фертэ - самый молодой из участников французского Cопротивления. Было ему 16 лет и утром, перед...

Мир пока не готов отказаться от ядерных реакторов и должен быть осведомлен о том, к каким...