Библиотека классики

В данном разделе сайта “Русская Idea” представлены тексты классиков отечественной и зарубежной консервативной мысли прошлого и настоящего в области философии, истории, правоведения, литературы и политической мысли. Собрание состоит из статей, сборников статей, антологий, альманахов, журналов, монографий и энциклопедий. В аннотациях использованы материалы публикуемых издательств.

Аксаков И.С. Наше знамя – русская народность

Аксаков И. С. Наше знамя – русская народность. / Составление и комментарии С. Лебедева / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 640 с. В 1859 г. И.С. Аксаков провозгласил: «Наше знамя – русская народность как символ самостоятельности и духовной свободы, свободы жизни и развития». Эта мысль стала одной из вершин русского национального мировоззрения. Аксаков стоял на твердых православно-монархических позициях, отстаивая нерушимость русских национальных основ, традиций и идеалов, выступал за общинно-артельное «народное производство» против насаждения западных экономических форм.

Аксаков К.С. Государство и народ

Аксаков К. С. Государство и народ. / Составление и комментарии А. В. Белова, предисловие А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 608 с. В книге опубликованы основные труды филолога, историка, поэта, публициста и общественного деятеля – Константина Сергеевича Аксакова. В его сочинениях развивается учение славянофилов о государстве. Русская государственная власть, считал автор, должна быть единодержавной и монархической. Все другие формы власти не соответствуют характеру русского народа. Правительству – неограниченная свобода правления, народу – полная свобода жизни внешней и внутренней, которую охраняет государство. Правительству – право действия и закона, народу – право мнения и слова. Русский народ, отказываясь от политической жизни, оставляет себе «духовный подвиг жизни», «жизнь мирную духа», свободу нравственную, цель которой – установление христианского общества.

Арендт Х. Лекции по политической философии Канта

Книга включает несколько текстов: «Лекции по политической философии Канта», прочитанные Ханной Арендт в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке, а также ряд дополнительных материалов, объединенных общей темой — исследованием способности суждения в связи с чувством вкуса и с элементами политической общности, возникающими вопреки вкусовой идиосинкразии. В центре лекционного курса — сочинение Иммануила Канта «Критика способности суждения», которое X. Арендт трактует с точки зрения политики. На основе включенных в данное издание материалов Рональд Брейнер, редактор и составитель англоязычного издания «Кантовских лекций», предлагает реконструкцию и интерпретацию главных идей ненаписанного сочинения X. Арендт «Суждение» — именно так должен был называться третий том последнего главного труда X. Арендт «Жизнь ума» (первые два тома — «Мышление» и «Воление»).  Книга адресована тем, кто профессионально занимается политической теорией, аспирантам, студентам старших курсов, обучающимся по специальностям философия и политология, а также всем, кого не могут не заинтересовать итоговые размышления одного из самых сильных и смелых умов нашей эпохи.

Арендт Х. Скрытая традиция Эссе

Арендт X. Скрытая традиция: Эссе / Ханна Арендт; Пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, А. Шибаровой, Н. Мовниной. — М.: Текст, 2008. — 221, [3] с. В этой книге Ханна Арендт собрала семь эссе тридца­ тых и сороковых годов: «Об империализме», «Организо­ ванная вина», «Скрытая традиция», «Евреи вчерашнего мира», «Франц Кафка», «Просвещение и еврейский во­ прос», «Пересмотренный сионизм». Все эссе — как ут­ верждается в предшествующем им «Посвящении Карлу Яс- персу» — написаны с осознанием еврейской судьбы в двадцатом веке. Это первые свидетельства продолжавшей­ ся всю жизнь работы Арендт над «еврейским вопросом». Они показывают, сколь глубоко ее историко-политиче- ское мышление было обусловлено проблемой еврейского самосознания и его трансформацией — от эпохи Просве­ щения до послевоенного времени.

Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России

Архиепископ Никон (Рождественский). Православие и грядущие судьбы России / Сост. о. Ярослав Шипов / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2013. — 640 с. В книге публикуется дневник выдающегося русского мыслителя и духовного писателя архиепископа Никона (Рождест­венского) (1851–1919), сыгравшего значительную роль в подав­лении революционной смуты 1905–1907 гг. Либеральные и революционные журналисты («прелюбодеи печатного слова») и интеллигенты, писал Никон, разрушают Россию. «Соблазн идет от интеллигенции», – справедливо считал владыка. Именно интеллигенция своими делами способствовала «крушению духовных основ нашего исторического бытия». Авторитет Никона Рождественского среди коренных русских людей был очень высок, его очень любили в простом народе. Зато либеральная интеллигенция и революционеры люто его ненавидели, подвергали клеветническому поношению, грозили физической расправой. Революцию 1917 года Никон расценил как «торжество сатаны». В послании к Всероссийскому Церковному Собору (от 15 августа 1917) он писал, что если не спасет Россию «особенное чудо Божия Милосердия, то она в качестве великой державы должна сойти в могилу всеобщей истории, опозоренная клеймом измены Божию призванию».

Аскоченский В.И. За Русь Святую!

Аскоченский В. И. За Русь Святую! / Сост., предисл., прим. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 784 с. В настоящее издание сочинений выдающегося русского православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, поэта, переводчика, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В. И. Аскоченского (1813–1879) вошли его самые известные церковно-исторические труды, знаменитая публицистика «Блестки и изгарь», литературные произведения в прозе и поэзии (первый антинигилистический роман «Асмодей нашего времени», повесть «Записки звонаря», статьи по церковному искусству, стихотворения, «отголоски», басни), воспоминания, дневниковые записи… Чтобы бороться с врагами русской культуры, Аскоченский в 1858–1877 годах выпускал журнал «Домашняя беседа», который с православно-патриотических позиций раскрывал духовные ценности русской цивилизации и показывал русскому народу его противников-либералов, масонов, нигилистов. «Домашняя беседа» стала ответом лучших сынов русского народа на создание А. И. Герценом в 1857 году антирусской, антиправославной газеты «Колокол». Стремясь показать в отвратительном виде «асмодеев нашего времени», Аскоченский стремится противопоставить им хороших, русских православных людей. Поисками положительного героя отмечены «Записки звонаря» (СПб., 1862), в которых традиционный «маленький человек», благодаря смирению и благочестию, не «унижен и оскорблен», а возвышен над окружающим суетным миром. Все сочинения переиздаются впервые после 1846–1882 гг.

Безсонов П.А. Русский народ и его творческое слово

Безсонов П. А. Русский народ и его творческое слово / Составление, предисловие, примечания, именной словарь А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. – 608 с. В книге впервые после более чем столетнего перерыва публикуются труды выдающегося русского ученого-подвижника, исследователя «народного песнотворчества» П. А. Безсонова (1827–1898). В его трудах исследуется жизненная идеология русского народа, выражающаяся в православной духовности, неразрывности веры и жизни, соборности, нестяжательстве и патриотизме. Фундаментальный труд Безсонова «Калики перехожие» показывает духовное могущество русского народа, совершающего паломничество к православным святыням, преодолевая тяжелые испытания. Нет той силы, которая может остановить русский православный народ на этом пути.

Белов В.И. Лад. Очерки народной эстетики

Белов В. И. Лад. Очерки народной эстетики / Предисл. С. Н. Семанов / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2013. — 512 с. В книге публикуется одно из самых значительных произведений выдающегося русского писателя и мыслителя Василия Ивановича Белова «Лад. Очерки народной эстетики», раскрывающее духовный мир крестьянина. Русская цивилизация крестьянской общины, семьи, хозяйства, труда и досугов, ремесла и художеств, ообычаев и языка предстает в идеально «ладном» состоянии, в каком помнит его история и в каком видит его писатель. Лад порождается правильной ритмичностью всего кругооборота земной жизни. Автор с большим тактом умеет соединить этнографическую точность с нравственной правдой. Сама его речь – где картинна, где задушевна, где мягко-иронична, но всегда крепка, ладна, отчетлива в понятиях и оценках, всегда в ней уместно народное слово, что придает книге исключительную историческую и художественную ценность.

Беляев И.Д. Лекции по истории русского законодательства

Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства / Предисл. А. Д. Каплина / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 896 с. В книге публикуется один из главных трудов выдающегося русского мыслителя-славянофила историка Ивана Дмитриевича Беляева (1810–1873) «Лекции по истории русского законодательства». По мнению ученого, русское законодательство обусловлено общинным духом русского народа, самим складом его ума. Русский закон всегда придавал общине большое значение, стремясь использовать ее в своих целях и интересах. Политическим идеалом русского народа были земские учреждения Московского государства и прежде всего земская дума и земские соборы. Русские законы, начиная с «Русской правды», создавались на основах общинного быта, княжеская власть в центре и на местах поддерживалась не столько силой, сколько обычным правом князя, освященным религией и любовью народа.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма

Впервые опубликовано в 1937 году на английском языке. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, Париж, 1955. Москва: Наука, 1990. “Рyсский коммyнизм трyдно понять вследствие двойного его характера. С одной стороны он есть явление мировое и интернациональное, с дрyгой стороны — явление рyсское и национальное. Особенно важно для западных людей понять национальные корни рyсскоrо коммyнизма, его детерминированность рyсской историей. Знание марксизма этомy не поможет”.

Бердяев Н.А. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

Опубликовано в Париже в 1931 г. В России впервые издано в 1993 г. Работа состоит из 3-х частей В 1-й ч. (“Начала”) раскрываются общефилософские принципы познания проблем этики; во 2-й ч. (“Этика по сторону добра и зла”) рассматривается диалектически противоречивое соотношение этики закона (в дохристианской и социально-обыденной формах), этики искупления (христианская мораль) и этики творчества; в 3-й ч. (“О последних вещах. Этика эсхатологическая”) автор рассматривает проблемы смерти и бессмертия, ада и Царства Божьего.

Бердяев Н.А. Философия неравенства

Бердяев Н. А. Философия неравенства / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2012. — 624 с. В книге публикуются труды русского мыслителя, философа и публициста Николая Александровича Бердяева (1874–1948).

Больц Н. Размышление о неравенстве. Анти-Руссо

Больц, Н. Размышление о неравенстве. Анти-Руссо [Текст] / пер. с нем. И. А. Женина; под науч. ред. Я. Н. Охонько; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. — 272 с. — (Полити- ческая теория). — 1000 экз. — ISBN 978-5-7598-1005-6 (в пер.). В своей новой книге известный немецкий теоретик медиа и коммуникации Норберт Больц выступает с критикой социального государства и связанных с ним принципов равенства и социальной справедливости. Обращаясь к провокационным темам архаического наследия, генетической детерминации, врожденных аномалий и роли пола, он утверждает, что умственные способности, красота, сила, умение, талант, усердие распределены в обществе неравно и не могут быть перераспределены. Согласно Больцу, стремление к равенству в этих областях социальной жизни неизбежно способствует конфликтам, тогда как признание естественного неравенства делает возможным сотрудничество. Книга адресована широкому кругу читателей — политологам, философам, социологам.

Будилович А.С. Славянское единство

В книге публикуются главные произведения выдающегося мыслителя, ученого-слависта, публициста Антона Семеновича Бу- диловича (1846–1908), посвятившего свою жизнь борьбе за славянское единство и великую неделимую Россию. В своих трудах Будилович отстаивал теорию о культурном единстве всего греко-славянского мира, проводил идею гегемонии России и кирилло-мефодиевской миссии зарубежных славян. Во всех своих научных и публицистических работах Будилович отстаивал идеи славянофильства. Все представленные в настоящем издании произведения А. С. Будиловича публикуются впервые после более чем столетнего перерыва.

Булгаков С.Н. Философия хозяйства

Булгаков С. Н. Философия хозяйства / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 464 с. В книге «Философия хозяйства» великого русского философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова, вышедшей в 1912, впервые в мировой науке раскрывается христианский характер хозяйственной деятельности человека. Экономика, одухотворенная религиозным чувством, выражает стремление человека превратить мертвую материю, действующую с механической необходимостью, в живое тело с его органической целостностью и целесообразностью. По учению Булгакова, хозяйство есть вселенский процесс превращения всего космического механизма в средство, доступное для возможностей человека, – как преодоление необходимости свободой, механизма организмом, причинности целесообразностью, как очеловечение природы. Жизнь человека – безостановочный хозяйственный процесс, протекающий в трудовой деятельности, эффективность которой зависит от органичной целостности бытия. Главный метафизический вывод этой мысли заключается в том, что труд в своем прогрессе есть победа организующих сил жизни над дезорганизующими силами смерти князя тьмы, победа Бога над сатаной. Попытки отказаться от религиозных основ хозяйства превращают экономику в космос, противостоящий человеку, где господствуют материальные начала и прежде всего главная форма власти сатаны – деньги. Отказ от Божественных основ хозяйства неминуемо ведет к катастрофе, которая сегодня, в частности, выражается в мировом экономическом кризисе.

Бурдье П. Политическая онтология Мартина Хайдеггера

Бурдье Пьер. Политическая онтология Мартина Хайдеггера / Пер. с франц. А. Т. Бикбова, Т. В. Анисимо- вой. — М.: Праксис, 2003. — 272 с. — (Серия «Идеологии»). В этой книге знаменитый французский социолог пытает- ся понять проблему взаимоотношений интеллектуала и власти на примере анализа неоднозначной политической карьеры одного из крупнейших философов XX столетия. Что привело М. Хайдеггера в ряды национал-социалистического дви- жения? Какова связь между философскими взглядами и политическим действием? От этих вопросов Бурдье перехо- дит к более общим проблемам функционирования поля интеллектуального производства и вовлечения интеллектуала в политику.

Валуев Д.А. Начала славянофильства

Валуев Д. А. Начала славянофильства. / Сост., предисл. и комм. Ю. В. Климакова. Отв. ред. О. А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2010. — 368 с. В книге впервые после середины XIX века публикуются труды выдающегося русского историка и мыслителя-славянофила Дмитрия Александровича Валуева (1820–1845), внесшего большой вклад в научно-историческое обоснование славянофильского учения. Вера и духовные убеждения людей, утверждал Валуев, разделяют человечество на великие исторические массы, соединяют государства и народы в одну общую судьбу. Православная вера и народная традиция – высшее условие и предел всей жизни и возможного развития не только самого общества и человека в нем, но и человека во всей полноте, и как члена семьи, куда не досягает внешний закон, и, наконец, как духовного существа, принадлежащего своему нравственному миру. Валуев показывает коренные различия России и Запада. Если почти все государства западного мира рождались в результате действия внешнего фактора – завоевания, то российское государство возникло в результате развития внутренних духовных основ русского православного народа. Россия, считал Валуев, еще не пережила и не узнала в самой себе десятой доли тех духовных и вещественных богатств, которые заключены в ее духе или рассеяны на ее огромном пространстве. Вместо поклонения всему западному и презрения ко всему русскому правящий слой должен, прагматично используя западный опыт, сделать основной упор на развитие собственных сил и могущества России, которые станут фактором возвышения всего человечества.

Венелин Ю.И. Истоки Руси и славянства

Венелин Ю. И. Истоки Руси и славянства / Сост., предисл. и коммент. П. В. Тулаев / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2011. — 864 с. Первое издание избранных трудов выдающегося русского историка, одного из основателей и классиков славяноведения Юрия Ивановича Венелина (1802–1839) включает наиболее ценные его работы, большинство из которых не переиздавались в течение последних 160 лет. Они посвящены происхождению Руси и славянского мира. С особой тщательностью автором изучены древние и современные ему болгары, словене, балты, малороссы и великороссы. Он доказывает, что славяне – старожилы в Европе, наравне с греками и римлянами, показывает родственную связь венедов-славян с вандалами, русов – со скифами, критикует идеологию «украиноцентризма», а также норманскую теорию происхождения государства Российского, мода на которую приобрела в XIX веке черты настоящей «скандинавомании». Исторические и филологические исследования автора основаны на редких, ныне забытых или не востребованных источниках, что делает новое издание ценным для науки и всех интересующихся истоками русской цивилизации.

Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции

Книга посвящена оценке миросозерцания русской интеллигенции, ее отношению к религии, философии, политике, культуре, праву, этике. Вышла в марте 1909. Авторы—Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, М. О. Гершензон, А. С. Изгоев, Б. А. Кистяковский, П. Б. Струве, С. Л. Франк. Инициатором, составителем, автором предисловия был М. О. Гершензон. В течение года вышло 5 изданий,

Вл. Соловьев: pro et contra. Том 1 [антология : личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей]

Антология включает публикации современников, критиков и последователей Вл. Соловьева. Представленные работы позволяют наиболее всесторонне раскрыть личность и творчество Вл.Соловьева, очертить его влияние на отечественную философию и культуру. Егодеятельность стала своеобразным отражением исканий русской интеллигенции второй половины XIX – начала XX в. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной мысли, а также для студентов вузов.

Вл. Соловьев: pro et contra. Том 2 [антология : личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей]

Антология включает публикации современников, критиков и последователей Вл. Соловьева. Представленные работы позволяют наиболее всесторонне раскрыть личность и творчество Вл.Соловьева, очертить его влияние на отечественную философию и культуру. Егодеятельность стала своеобразным отражением исканий русской интеллигенции второй половины XIX – начала XX в. Книга предназначена как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной мысли, а также для студентов вузов.

Воспоминания о Михаиле Каткове

Воспоминания о Михаиле Каткове // Составление, предисловие и комментарии: Г. Н. Лебедева / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 624 с. В книге представлены воспоминания о жизни и борьбе выдающегося русского публициста Михаила Никифоровича Каткова (1818–1887). На протяжении трех десятилетий он был вождем «охранительной России», как называл его философ Константин Леонтьев. Именно Катков был и идеологом, и пропагандистом, и, в значительной мере, политическим лидером, проводившим в жизнь свои идеи. Противостоя сразу и революционерам, и сепаратистам, и либералам, и космополитизированному бюрократическому средостению между царем и народом, Михаил Никифорович сумел дважды, в 1863 и 1881 гг., сыграть выдающуюся роль в сохранении территориальной целостности и незыблемости традиционного политического строя России. На страницах редактируемых Катковым изданий были опубликованы едва ли не все значительные литературные произведения второй половины XIX века. Кем же был великий публицист в реальной жизни, его путь человека и журналиста, его достижения и победы, его вклад в русское искусство – обо всем этом пишут сподвижники и соратники Михаила Никифоровича Каткова.

Воспоминания современников о Михаиле Муравьеве, графе Виленском

Воспоминания современников о Михаиле Муравьеве, графе Виленском // Составление, предисловие и комментарии: Лебедев С. В. / Отв. ред. О. А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2014. — 464 с. В книге представлены воспоминания о жизни и борьбе выдающегося русского государственного деятеля графа Михаила Николаевича Муравьева-Виленского (1796–1866). Участник войн с Наполеоном, губернатор целого ряда губерний, человек, занимавший в одно время три министерских поста, и, наконец, твердый и решительный администратор, в 1863 году быстро подавивший сепаратистский мятеж на западных окраинах России, не допустив тем самым распространения крамолы в других частях империи и нейтрализовав возможную интервенцию западных стран в Россию под предлогом «помощи» мятежникам, – таков был Муравьев как человек государственный. Понятно, что ненависть русофобов всех времен и народов к графу Виленскому была и остается беспредельной. Его дела небезуспешно замазывались русофобами черной краской, к славному имени старательно приклеивался эпитет «Вешатель». Только теперь приходит определенное понимание той выдающейся роли, которую сыграл в истории России Михаил Муравьев. Кем же был он в реальной жизни, каков был его путь человека и государственного деятеля, его достижения и победы, его вклад в русское дело в западной части исторической России – обо всем этом пишут сподвижники и соратники Михаила Николаевича Муравьева.

Гильфердинг А.Ф. Россия и славянство

Гильфердинг А. Ф. Россия и славянство. / Сост.: Лебедев С. В. / Отв. ред. О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2009. — 496 с. Впервые после 1917 г. публикуются идеологические труды выдающегося русского мыслителя-славянофила, историка, собирателя русских былин Александра Федоровича Гильфердинга (1831—1872). Взгляды его сложились под влиянием великих славянофилов А. С. Хомякова и Д. А. Валуева. В работах, посвященных славянской истории, Гильфердинг показывает характер отношений славян и западных колонизаторов. В своих исследованиях он развеивает миф о просветительской деятельности немецких католических орденов, рисует объективную картину онемечивания и порабощения славянских народов. В трагическом столкновении славян и Запада спасительная роль принадлежит России, которая сохранила славянские народы от их уничтожения «культурными нациями» Запада. Большинство сочинений Гильфердинга развивают идеи славянофильского учения.

Гиляров-Платонов Н.П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение…

Гиляров-Платонов Н. П. «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение…» / Составление и комментарии Ю.В. Климакова / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 720 с. В настоящей книге впервые после 1917 публикуются сочинения великого русского мыслителя и публициста, продолжателя дела славянофилов Н. П. Гилярова-Платонова (1824–1887). В его сочинениях излагаются главные идеи Святой Руси — Русской цивилизации, формируется жизненное кредо коренного русского человека: «Жизнь есть подвиг, а не наслаждение. Труд есть долг, а не средство своекорыстия. Верховный закон человеческих отношений есть всеотдающая любовь, а не зависть. Люби ближнего своего как самого себя: вот в двух словах все начало должных общественных отношений, истинно христианских и истинных во всяком другом значении этого слова».

Говоруха-Отрок Ю.Н. Не бойся быть православным, или Русско-православная идея

Говоруха-Отрок Ю. Н. Не бойся быть православным, или Русско-православная идея / Составление А. Д. Каплина, предисловие, примечания А. Д. Каплина и О. А. Гончаровой / Отв. ред О. А. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2015. — 768 с. В книге публикуются произведения одного из выдающихся русских мыслителей, публициста и критика, сотрудника монархической газеты «Московские ведомости», Юрия Николаевича Говорухи-Отрока (1850–1896). В своих статьях он боролся с нигилизмом, вульгарным материализмом и оторванностью от народных основ «передовых людей» того времени, разоблачал духовное ничтожество «кумиров» антирусского революционного движения. Талантливо и смело Говоруха-Отрок боролся за русское искусство. Его произведения вошли в золотой фонд русских православно-национальных критики и эстетики.

Гоголь Н.В. Нужно любить Россию

Гоголь Н. В. Нужно любить Россию. / Сост., предисл. и коммент. В. А. Воропаева. / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 672 с. Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, выдающийся выразитель идеалов Святой Руси. В книгу вошли его художественные, литературно-критические, публицистические и духовно-нравственные произведения, связанные темой русской идеологии и духовного будущего России. «Тому, кто пожелает истинно честно служить России, – говорил Гоголь, – нужно иметь очень много любви к ней, которая бы поглотила уже все другие чувства, – нужно иметь много любви к человеку вообще и сделаться истинным христианином во всем смысле этого слова». Издание приурочено к 200-летию со дня рождения классика отечественной литературы, великого патриота России.

Григорьев А.А. Апология почвенничества

Григорьев А. А. Апология почвенничества / Составление и комментарии А. В. Белова / Отв. ред. О. Платонов. — М.: Институт русской цивилизации, 2008. — 688 с. В книге публикуются главные идеологические работы русского мыслителя, поэта, критика А.А. Григорьева, сформулировавшего основные идеи почвенничества — движения национальной русской интеллигенции за возвращение к народным основам, традициям и идеалам. Почвенники призывали к «слиянию образованности и ее представителей с началом народным». Идейно близкие славянофилам почвенники симпатизировали купечеству, мещанству, народной интеллигенции, отвергали либерально-космополитические и социалистические идеи, обличали духовно-нравственное разложение Запада. Тайна русской народности, считал Григорьев, в Православии. Опираясь на него, может быть построена новая высокодуховная жизнь не только в России, но и во всем мире.

Гулыга А.В. Творцы русской идеи

Книга широко известного в России и за рубежом философа и писателя А.В.Гулыги, чьи произведения в жанре “философской биографии” – “Кант”, “Гегель”, “Шеллинг” – хорошо знакомы читателям серии “ЖЗЛ”, не укладывается в привычные рамки биографического издания. Эта работа в значительной мере является глубоким самостоятельным исследованием русской идеи, культуры, ценностей и смысла человеческой жизни, исторической судьбы России. Яркие философские портреты отечественных мыслителей от Ф.М.Достоевского до А.Ф.Лосева в сочетании с собственными размышлениями автора воссоздают прежде всего своеобразную и неповторимую Биографию Русской идеи. Для специалистов, занимающихся исследованием русской религиозной философии, литературы и культуры, философии экзистенциализма, истории русской философии, биографий русских философов, для всех интересующихся философским наследием России. Издание может быть использовано в качестве важного учебного (справочного) материала для преподавателей, воспитанников и студентов духовных учебных заведений, для студентов и аспирантов богословских и гуманитарных вузов и факультетов (учебный предмет “Философия”).

Данилевский Н.Я. Россия и Европа

Кроме журнальной публикации (Заря. 1869. ## 1-6, 8-10), при жизни Н. Я. Данилевского его книга благодаря усилиям Н. Н. Страхова еще однажды вышла в свет, на этот раз отдельным изданием в 1871 г. Напечатанная небольшим тиражом (всего 1200 экз.), “Россия и Европа” не только не принесла успеха автору, но при его жизни оказалась практически незамеченной читающей публикой. По словам Страхова, автор “России и Европы” принадлежал “к тем, кого можно назвать солью земли русской, к тем неизвестным праведникам, которыми спасается наше отечество”