Рубрики
Блоги

Как похорошела Малая Бронная!

Если в экономике главные – финансовый спекулянт, ростовщик и застройщик всего живого, то культурой будут рулить такие, как Богомолов. Это закономерно и в каком-то смысле даже справедливо, поскольку вышестоящие инстанции согласились с его специфическими представлениями о родной стране.

Триумф кадровой политики С.С. Собянина. Театр на Малой Бронной пожаловали К. Богомолову, как до этого театр Гоголя – К. Серебренникову.

Вот и аз грешен во пророках. Три года назад написал: “Говорят, предприимчивого господина (без трусов) скоро назначат руководителем одного из ведущих столичных театров…”

Ошибся только с названием, какого именно театра окажется не жалко. Это, видимо, решали в последний момент.

Константин Богомолов

А почему «без трусов»? – спросите вы. Фото прилагается. Сняли его не в бане папарацци. В таком виде фигурант вёл торжественную церемонию вручения премии Союза театральных деятелей Российской Федерации. Собравшаяся в центре “На Страстном” элитка была в восторге. Барышни попроще выражали в Интернете лёгкое недоумение: «А на что там, собственно, смотреть?… Задохлик какой-то… Некрасивый мужчина».

Но кому интересно мнение простонародья? Важнее, что думает (и чувствует) К.А. Собчак. А она «на седьмом небе от счастья из-за назначения Богомолова. «Горжусь тобой!”: Телеведущая прилюдно поздравила возлюбленного, который стал худруком Театра на Малой Бронной».

Подождите, подождите… Ведь не в этом же качестве Богомолов делает официальную карьеру. В прошлом году он стал доверенным лицом С.С. Собянина.

«Горжусь быть доверенным лицом мэра. В МОСКВУ! В МОСКВУ! В МОСКВУ! Я вернусь в наш прекрасный и любимый город…» Заметьте, именно доверенным лицом, не другой какой частью тела. А теперь в «любимом городе» лицо поставлено во главе большого трудового коллектива.  Наверное, обнаружились и какие-то другие достоинства. Ближе к профессии.

Они таки есть. Наш герой сыграл выдающую и в чем-то даже самостоятельную роль в деле евроинтеграции замшелого русского театра. Не верьте злопыхателям, которые утверждают, что Серебренников и Богомолов – одно и то же.  Первый больше тяготел к актуальному  репертуару: демифологизация Великой Отечественной войны,  борьба с гомофобией (свойственной отсталым совкам) и пр. Второй специализировался на переформатировании классики.

В направлении общественной уборной.

Это не полемическое преувеличение. В Ленкоме инсценировка Богомоловым как бы Ф.М. Достоевского (снята с репертуара при внезапном пробуждении совести у М.А. Захарова)  сопровождалась такими титрами, проецируемыми на экран:

“Князь Тьмышкин писает в воду. Моча у князя такая же чистая, как его душа”; “Настя пишет письмо князю. Пишет с ошибками, но кровью. Менструальной”.

Другой театр, другой роман многострадального классика. «Когда Дмитрий оказывается в участке, Перхотин с товарищем пытают его и выбивают признание, насилуя Карамазова бутылкой».

Алешу играет, точнее, изображает особа женского пола.  «Грушенька  укладывает засыпающего Алешу на столе, задирает полы его черного капота-подрясника, раздвигает ему ноги, и возникший из причинного места яркий луч света бьет ей в лицо. Возле правой кулисы, разворачивается, повторяясь на экране, лесбийская сцена Грушеньки и Катерины Ивановны. А у левой кулисы – резвятся веселые гомики»

Желающие могут ознакомиться на страницах профессионального журнала ГИИ «Proscaenium» с подробным описанием ещё нескольких классических произведений в редакции Богомолова.

«Священник распахивает полы рясы, и там оказывается, прильнувший к пастырю, мальчик-подросток. Над ними, распятая подобно Христу, висит в вышине голая, кажется, и немытая, девица с прядями нечесаных волос, с обнаженной отвислой грудью

В «Лире» немолодая, худая, седая, остриженная ежиком, похожая на состарившегося мальчика…  – известная, даже знаменитая (и судя по другим, прежним ее ролям,  талантливая) актриса Роза Хайруллина играет главную мужскую роль… в черном мужском костюме ложится на надувную, трупного цвета куклу в рост человека с нарисованной на теле географической картой – то ли России, то ли лирова королевства, и микрофоном с проводами принимается «трахать» чучело».

Вот «Борис Годунов», резюме:

«Россией правят уголовники, в ней никогда ничего не меняется… Всё кажется одинаково гнусным: что Окуджава, что Стас Михайлов. Омерзительны русские и поляки, чиновники и интеллигенты, цари и солдаты, женщины и мужчины. Даже убиенный царевич, он же – царский сын Феодор  – модельного вида барышня в белой рубахе с непроницаемо-тупым лицом и сопутствующей ее (его) появлению песенкой: «Танцуй Россия и плачь Европа. А у меня самая-самая-самая красивая попа». Могла выйти очередная «историософия» в духе лакея Яши: дескать, у России нет будущего, все ее дети обречены на заклание,  – кабы не эта песенка и не выражение этого лица, поскольку из них следует, что это не дети никакие, а сама Россия и есть».

Именно за это – ЗА ИДЕОЛОГИЮ – Богомолов и получил назначение на руководящую работу. Не за романы с придворными тусовщицами, тем более не за режиссерское мастерство. Какое мастерство, если под разными названиями  повторяются одни и те же картинки: «актриса в красивом концертном платье встает на табурет, микрофон установлен на уровне причинного места, и из него льется ария Casta Diva»…

И никто не против. Т.н. оппозиция (партия вышеупомянутого лакея Яши, добивающаяся перевода страны под внешнее управление) в любом варианте считает Богомолова за своего, хотя бы и в образе лакея Молчалина (и она, между прочим, права). Независимой представительной власти, способной проверить, насколько обоснованы бюджетные расходы, в Москве просто нет.  Хороший режиссер С.А. Голомазов, который до сих пор вполне успешно руководил театром на Малой Бронной, послушно освободил кабинет для политического выдвиженца.  Профессиональное сообщество тоже не возражает, чтобы Богомолов стал хозяином в доме, где до него работали С.М. Михоэлс, А.В. Эфрос, С.В. Женовач.

Да если бы только не возражало. А.А. Калягин поздравил «дорогого Костю» примерно в том же эмоционально-восторженном стиле, что и К.А. Собчак, хотя с председателем СТД у героя отношения, вроде бы, более деловые (и менее личные).

«Великое прошлое не должно быть грузом, а напротив, должно помогать строить театр по своим эстетическим воззрениям, двигаться вперед. Я верю, что у тебя все получится. Ты сумеешь создать творческую атмосферу, наполненную любовью»

Какой именно «любовью», см. выше. Немногочисленные в ведомстве Мельпомены консерваторы счастливы уже тем, что удалось уберечь от Богомолова (или кого-нибудь в этом роде) чеховский МХАТ. К тому же, им вовремя бросили кость. Богомолов поставил пьесу 30-х гг. в стихах «Слава» – про подвиги, которые совершались в нашей стране под руководством И.В. Сталина. «Спектакль, который даже отъявленные театральные консерваторы могут посмотреть без малейшего отвращения»   

Действительно, какое отвращение, если в упор не замечать, что над тобой стебутся, даже не утруждаясь разнообразием «трансгендерных» приемов:

«Молодых героев, стоящих на пороге создания семьи и построения карьеры, играют 60-летние артисты. Гротескные пионеры, воздающие почести умирающему Мотылькову смотрят таким болезненным взглядом и говорят таким скрипучим голосом, что кажутся юными старичками. А профессор Черных, жертвующий свою кровь для погибающего в горах Мотылькова, стал женщиной; Елена Попова, одетая в строгий дамский костюм, не меняя текста, говорит от лица мужчины».

Замечать очередной циничной издёвки не хочется, потому что тогда придётся договаривать некоторые вещи до конца.

Если в экономике главные – финансовый спекулянт, ростовщик и застройщик всего живого, то культурой будут рулить такие, как Богомолов. Это закономерно и в каком-то смысле даже справедливо, поскольку вышестоящие инстанции согласились с его специфическими представлениями о родной стране. Вряд ли они уполномочены говорить за всю Россию, которая несколько более разнообразна. Но если элита узнает себя в богомоловских персонажах, то ей видней.

Карьера Богомолова – элемент его собственного шоу.

Автор: Илья Смирнов

Смирнов Илья (1958), автор книг по истории русского рока и не только. Беспартийный марксист. Поддерживал перестроечное «демократическое движение» до того момента, когда в нем обозначился курс на развал СССР