РI: На русском языке есть только одно исследование, посвященное скандально известному «делу Дрейфуса» — книга Леонида Прайсмана «Дело Дрейфуса» 1987 года. В этом году выйдет ее дополненное и переработанное издание. Мы обратились к автору книги с просьбой высказать свое мнение о недавно вышедшем фильме Романа Полански «Jaccuse».

 

***

«J’accuse» («Я обвиняю») – новый фильм Романа Поланского (В русском прокате – «Офицер и шпион»). Фильм посвящен трагической странице в истории еврейского и французского народов – несправедливому обвинению капитана французской армии, еврея Альфреда Дрейфуса в шпионаже в пользу Германии. Дело Дрейфуса стало рубежом двух веков. Устраивающие погромы на улицах, организованные по-военному отряды погромщиков из Лиги антисемитов, бывшие явным прообразом будущих штурмовиков нацистской Германии, принадлежат ХХ веку. А невиданная кампания, расколовшая не только Францию, но и весь мир в защиту вчера еще никому не известного капитана-еврея, куда более энергичная, чем все протесты в мире во время Катастрофы, была проявлением века XIX-го.

История  обвинения и осуждения Дрейфуса, его заключение на Чертовом острове за тысячи километров от Франции, борьба за пересмотр Дела неоднократно привлекали внимание кинематографистов. С конца XIX века на экраны вышли 13 фильмов (не считая телевизионных), посвященных Делу Дрейфуса: от первых фильмов немого кино «Арест. Признание полковника Анри» и «На мосту Валерьен. Самоубийство полковника Анри» до последнего фильма Поланского. Большинство фильмов было снято во Франции. В 1930 году за три года до прихода Гитлера к власти фильм «Дрейфус» был снят в Германии. До выхода фильма Полански лучшим считался фильм пуэрто-риканского режиссера Жозе Феррера «Дело Дрейфуса», снятый в США в 1958 году.

Французское название фильма «J’accuse» – это название знаменитого письма Эмиля Золя с обвинениями против тех военных и юристов, которые участвовали в процессе Дрейфуса. Оно было опубликовано 13 января 1898 года в газете «Орор», главным редактором которой являлся Жорж Клемансо. Письмо произвело необыкновенно сильное впечатление во Франции и во всем мире и послужило началом массовой кампании за пересмотр дела. Как и во многих других фильмах, сюжетной основой послужило литературное произведение – роман английского писателя Роберта Харриса «Офицер и шпион», опубликованный в 2013 г. Режиссер изучил большое количество документальных источников — материалы следующих один за другим процессов: Дрейфуса в 1894 году; Золя в 1898 году; Дрейфуса в Рене; переписку Дрейфуса с женой, прессу конца XIX -начала ХХ веков и ряд исторических монографий. Полански же стал и одним из авторов сценария фильма.

В центре фильма стоят два офицера французской армии – подполковник Жюль Пикар, во время суда над Дрейфусом – сотрудник военного министерства, а затем – начальник секции статистики (контрразведки), и собственно сам Дрейфус, офицер-артиллерист генштабист, капитан. Я не знаю, что более привлекает в фильме: увлекательно построенный сюжет, точно и последовательно передающий все обстоятельства дела или история драматических отношений между Дрейфусом и Пикаром. Полковник Пикар ради раскрытия правды в этом деле пожертвовавший карьерой и свободой, сыгравший, наряду с Золя, основную роль в восстановлении истины, вообще не любил евреев, а Дрейфуса – своего бывшего ученика в Военной школе, больше остальных. Эмигрантский писатель и историк Марк Алданов писал об отношении Пикара к Дрейфусу: «Он терпеть не мог этого своего ученика… Дрейфуса, впрочем, не любил никто». Тем не менее, несмотря на личное неприязненное отношение к Дрейфусу, Пикар посчитал, что справедливость и правда должны восторжествовать и ради этого шел до конца. Режиссер блистательно выстраивает сюжет; придуманные им некоторые эпизоды фильма, как например, связь Пикара с замужней женщиной Полиной Моннье, которую сыграла жена Поланского – известная французская актриса Эммануэль Сенье, или драка между Пикаром и Эстерхази только помогают успеху картины.

Впечатление от режиссуры усиливается великолепной игрой двух звезд французского кинематографа: Жана Дюжардена, сыгравшего Пикара, и Луи Гарреля, сыгравшего Дрейфуса. Фильм, длящийся 132 минуты, смотрится на одном дыхании. И не случайно он получил гран-при Венецианского кинофестиваля 2019 года, а также был удостоен премии «Люмьер» (французский аналог «Оскара») за лучшую режиссуру.

В фильмах Поланского отражаются драматические события его жизни. Это может быть в более прямой форме, как детские годы в Краковском гетто во время Второй Мировой войны отразились в фильме «Пианист» или убийство в 1969 г. его беременной жены, американской актрисы Шэрон Тейт членами банды Чарльза Мэнсона – в фильме «Луна и грош». Или же в замаскированной — как в фильме «Я обвиняю», где отразилось представление режиссера о себе как о жертве несправедливого судебного преследования. Как известно, в 1977 году Полански был обвинен в совращении 13-летней девочки, и чтобы избежать тюремного заключения, уехал во Францию. Хотя прошло уже 43 года, и сама жертва Поланского неоднократно заявляла, что не имеет к нему никаких претензий, режиссер не может появиться на территории США, где он немедленно будет арестован. Осенью 2009 года Полански был арестован в Швейцарии по американскому ордеру на арест 1978 года, а 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали США в экстрадиции Поланского и освободили из-под домашнего ареста.

Я рекомендую всем посмотреть новый прекрасный фильм выдающегося режиссера.

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Советский и израильский историк, специалист по истории политической полиции Российской империи, провокации, гражданской войны

Похожие материалы

Постсекулярное направление претендует на то, чтобы смягчить кризис современного...

Лев Лещенко оказался красной тряпкой для многих, но особенно для «людей с хорошими лицами», которые...

Если хотите, то Общественная палата – это последний бастион. Падёт, победит очередной симулякр – и...

One Comment
 
  1. RobertPully 28.03.2020 at 07:44 Ответить

    Le temps du taxi à sonner, La ville de Paris à tout pour plaire aussi bien par son dynamisme que sa population, à travers sa tour Eifel, sa cathédral notre dame, ses grands boulevards et sa tour Montparnasse, Huguodriver n’est pas très loin,prendre la route pour le travail ou le plaisir peut être enthousiaste mais peut devenir vite terrifiant !, c’est pour cela qu’il est important de laisser faire un professionnel pour vous ramener en toute sécurité à votre destination, sans stress et sans tracas.
    Notre secteur d’activité est : l’aéroport de Roissy et Orly ais aussi le transport de personne(s) sur Paris, de plus notre tarif est raisonable, vous les avez sur notre site web huguodriver.com
    Pour faciliter la réservation, Huguodriver dispose d’une application mobile disponible sur Android et Ios, de plus les annulations de commande sont gratuites et sans majoration de prix, nos chauffeurs sont expérimentés et tous disposent d’une License de travail et toutes les assurances indispensables
    Pour votre plus grand confort, Huguodriver dispose de voiture type berline avec tout le confort qui va avec, que vous venez d’Orléans ou ailleurs pur visiter la ville de Paris, nous sommes toujours prêts à vous accueillir avec le cœur et le sourire en plus.

    A bientôt

Leave a Reply