РI: На русском языке есть только одно исследование, посвященное скандально известному «делу Дрейфуса» — книга Леонида Прайсмана «Дело Дрейфуса» 1987 года. В этом году выйдет ее дополненное и переработанное издание. Мы обратились к автору книги с просьбой высказать свое мнение о недавно вышедшем фильме Романа Полански «Jaccuse».

 

***

«J’accuse» («Я обвиняю») – новый фильм Романа Поланского (В русском прокате – «Офицер и шпион»). Фильм посвящен трагической странице в истории еврейского и французского народов – несправедливому обвинению капитана французской армии, еврея Альфреда Дрейфуса в шпионаже в пользу Германии. Дело Дрейфуса стало рубежом двух веков. Устраивающие погромы на улицах, организованные по-военному отряды погромщиков из Лиги антисемитов, бывшие явным прообразом будущих штурмовиков нацистской Германии, принадлежат ХХ веку. А невиданная кампания, расколовшая не только Францию, но и весь мир в защиту вчера еще никому не известного капитана-еврея, куда более энергичная, чем все протесты в мире во время Катастрофы, была проявлением века XIX-го.

История  обвинения и осуждения Дрейфуса, его заключение на Чертовом острове за тысячи километров от Франции, борьба за пересмотр Дела неоднократно привлекали внимание кинематографистов. С конца XIX века на экраны вышли 13 фильмов (не считая телевизионных), посвященных Делу Дрейфуса: от первых фильмов немого кино «Арест. Признание полковника Анри» и «На мосту Валерьен. Самоубийство полковника Анри» до последнего фильма Поланского. Большинство фильмов было снято во Франции. В 1930 году за три года до прихода Гитлера к власти фильм «Дрейфус» был снят в Германии. До выхода фильма Полански лучшим считался фильм пуэрто-риканского режиссера Жозе Феррера «Дело Дрейфуса», снятый в США в 1958 году.

Французское название фильма «J’accuse» – это название знаменитого письма Эмиля Золя с обвинениями против тех военных и юристов, которые участвовали в процессе Дрейфуса. Оно было опубликовано 13 января 1898 года в газете «Орор», главным редактором которой являлся Жорж Клемансо. Письмо произвело необыкновенно сильное впечатление во Франции и во всем мире и послужило началом массовой кампании за пересмотр дела. Как и во многих других фильмах, сюжетной основой послужило литературное произведение – роман английского писателя Роберта Харриса «Офицер и шпион», опубликованный в 2013 г. Режиссер изучил большое количество документальных источников — материалы следующих один за другим процессов: Дрейфуса в 1894 году; Золя в 1898 году; Дрейфуса в Рене; переписку Дрейфуса с женой, прессу конца XIX -начала ХХ веков и ряд исторических монографий. Полански же стал и одним из авторов сценария фильма.

В центре фильма стоят два офицера французской армии – подполковник Жюль Пикар, во время суда над Дрейфусом – сотрудник военного министерства, а затем – начальник секции статистики (контрразведки), и собственно сам Дрейфус, офицер-артиллерист генштабист, капитан. Я не знаю, что более привлекает в фильме: увлекательно построенный сюжет, точно и последовательно передающий все обстоятельства дела или история драматических отношений между Дрейфусом и Пикаром. Полковник Пикар ради раскрытия правды в этом деле пожертвовавший карьерой и свободой, сыгравший, наряду с Золя, основную роль в восстановлении истины, вообще не любил евреев, а Дрейфуса – своего бывшего ученика в Военной школе, больше остальных. Эмигрантский писатель и историк Марк Алданов писал об отношении Пикара к Дрейфусу: «Он терпеть не мог этого своего ученика… Дрейфуса, впрочем, не любил никто». Тем не менее, несмотря на личное неприязненное отношение к Дрейфусу, Пикар посчитал, что справедливость и правда должны восторжествовать и ради этого шел до конца. Режиссер блистательно выстраивает сюжет; придуманные им некоторые эпизоды фильма, как например, связь Пикара с замужней женщиной Полиной Моннье, которую сыграла жена Поланского – известная французская актриса Эммануэль Сенье, или драка между Пикаром и Эстерхази только помогают успеху картины.

Впечатление от режиссуры усиливается великолепной игрой двух звезд французского кинематографа: Жана Дюжардена, сыгравшего Пикара, и Луи Гарреля, сыгравшего Дрейфуса. Фильм, длящийся 132 минуты, смотрится на одном дыхании. И не случайно он получил гран-при Венецианского кинофестиваля 2019 года, а также был удостоен премии «Люмьер» (французский аналог «Оскара») за лучшую режиссуру.

В фильмах Поланского отражаются драматические события его жизни. Это может быть в более прямой форме, как детские годы в Краковском гетто во время Второй Мировой войны отразились в фильме «Пианист» или убийство в 1969 г. его беременной жены, американской актрисы Шэрон Тейт членами банды Чарльза Мэнсона – в фильме «Луна и грош». Или же в замаскированной — как в фильме «Я обвиняю», где отразилось представление режиссера о себе как о жертве несправедливого судебного преследования. Как известно, в 1977 году Полански был обвинен в совращении 13-летней девочки, и чтобы избежать тюремного заключения, уехал во Францию. Хотя прошло уже 43 года, и сама жертва Поланского неоднократно заявляла, что не имеет к нему никаких претензий, режиссер не может появиться на территории США, где он немедленно будет арестован. Осенью 2009 года Полански был арестован в Швейцарии по американскому ордеру на арест 1978 года, а 12 июля 2010 года власти Швейцарии отказали США в экстрадиции Поланского и освободили из-под домашнего ареста.

Я рекомендую всем посмотреть новый прекрасный фильм выдающегося режиссера.

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Советский и израильский историк, специалист по истории политической полиции Российской империи, провокации, гражданской войны

Похожие материалы

Теперь я почти уверена, что консерватизм Егора Лигачева, за который его произвели в главные враги...

Фашизм, как и натуру человеческую, победить нельзя. Фашизм можно только временно обезвредить. Но в...

Античный мир оказывается пронизан именно личными, очень конкретными страстями и интересами – где...

Leave a Reply