«Говоришь, что все наместники ворюги?

Но ворюга мне милей, чем кровопийца»

Иосиф Бродский

«Вдруг у разбойника лютого

Совесть Господь пробудил.»

Николай Некрасов

 

 

Недавно, на декабрьской пресс-конференции Владимир Путин на вопрос о Сергее Фургале стал искренне удивляться: «Да ведь его же в убийстве обвиняют!» Действительно, массовые, «низовые» протесты, начавшиеся в Хабаровске после ареста губернатора Фургала, сильно озадачили руководство государства, — похоже, вплоть до самого нацлидера.

Это ведь не первый губернатор, которого арестовали и посадили в тюрьму за последние годы. Однажды за решетку угодил даже федеральный министр – Алексей Улюкаев! И всякий раз народ реагировал на это не просто спокойно, но и с ощутимым злорадством: так, мол, этим «боярам» и надо, совсем стыд и страх потеряли.

На такую же реакцию инициаторы ареста Фургала, видимо, рассчитывали и сейчас — и просчитались.

Объяснений этой аномалии существует множество, и многие из них даже имеют определенные основания, но мне кажется из поля зрения комментаторов выпала одна очень важная деталь. Всех предыдущих губернаторов вкупе с федеральным министром обвиняли в экономических преступлениях – в казнокрадстве, взяточничестве, поборах с представителей местного бизнеса, уклонении от налогов, «отмыве» незаконно нажитых капиталов, выведении их за рубеж и т.д. и т.п.

Фургала же обвиняют совершенно в другом – в организации убийств «партнеров по бизнесу» в те годы, когда дух «лихих девяностых» был еще силен.

Федеральные силовики и их советники, скорее всего, считали, что «мокрая статья» гораздо больше оттолкнет простых людей, чем обвинения в казнокрадстве. Похоже, так считает и кое-кто рангом повыше. На мой взгляд, такая точка зрения свидетельствует только об одном — люди, которые сегодня правят нашей страной, не понимают и не знают своего народа…

 

***

 

В разгар глухих застойных семидесятых городов поэт-диссидент Иосиф Бродский в оде, стилизованной под рассуждения патриция Римской империи (под античными декорациями, естественно, легко угадывалась «советская коммунистическая империя»), бросил знаменитые слова:

 

Говоришь, что все наместники ворюги?

Но ворюга мне милей, чем кровопийца!

 

Бродский выразил общее мнение советской либеральной интеллигенции и чиновничье-партократической фронды: лучше уж засилье взяточников — казнокрадов с орденами и служебными «Волгами», чем царь «Иосиф Грозный» и энкавэдэшные «воронки». Они и их сыновья потом и семибанкирщину поддержат из тех же соображений. А их внуки-студенты элитарной «Вышки» (внуки, скорее, духовные, потому что биологические к тому времени будут уже жить в Лондонграде) станут выходить на Тверскую с ультралиберальными лозунгами, думая и даже крича то же самое: «Ворюга нам милей, чем кровопийца!» (или, в оригинале «Да здравствуют «святые девяностые!»).

Ничего мудреного здесь нет. Для российского либерала логично считать, что воровство и, тем более, воровство у государства – грех естественный и в общем-то простительный. Человек в их глазах – вообще существо эгоистичное, меркантильное, мелкое. Он может рассуждать о высоких материях – Боге, народе, нации, но только для того, чтобы оправдать себя в своих и чужих глазах, не более.

На самом деле любой человек, если не поставить перед ним крепкие юридические преграды, будет воровать, и в этом не его личная вина, в этом — недостаток социально-политического механизма. Нужно поэтому не вставать в пользу моралиста и не обличать человека, а ремонтировать саму государственную машину.

Наш либерал – эпикуреец в дурном смысле слова (в отличие от западного либерала протестантской закваски). Он не верит в моральные ценности, в справедливость, в добро, и именно поэтому он – аполитичен и антисоциален. Его девиз: «живи сам и давай жить другим!» и этому девизу он следует всю свою жизнь и тайно ненавидит моралистов-ригористов у власти – от Сталина до Путина, подозревая их либо в психической ненормальности (как Сталина), либо в редкостном лицемерии (как, полагаю, нынешнего нацлидера).

Кровопийцы любого рода — от жестоких вождей до благородных и не очень благородных разбойников — нашему либералу отвратительны именно поэтому. Ведь для того, чтобы жить самому и давать жить остальным (в смысле — жить в роскоши и в довольстве, ни в чем себе не отказывая), нужно как минимум просто жить (в обычном, биологическом смысле).

Народ же наш «глубинный» с давних времен совсем по-другому смотрит на эти вещи. Видеть в идеальном государстве одну большую семью – это старинная наша традиция (Сергей Кара-Мурза много в свое время написал о дихотомии русского «общества-семьи» и западного «общества-рынка»). Поэтому государственный чиновник, ворующий из казны для народа, – самый опустившийся и презренный человек. Он залезает в семейный «общий котел», в «общак». Он крадет у детей, вдов, стариков, инвалидов, то есть у самых слабых среди «своих», «крысятничает».

А к крысе и отношение соответствующее – швырнуть в нее чем-нибудь тяжелым и прибить.

«Кровопийца» же, то есть человек, преступивший заповедь «Не убий», конечно – грешник (и народ его вовсе не оправдывает), но в глазах народа совсем не обязательно человек дурной. Это может быть благородный разбойник, который убивает и грабит только богатых, бесчестных, несправедливых, и отдает все слабым, бедным и униженным.

Это может быть и грозный, жестокий царь, который берет на себя грех – пачкает руки в крови, чтоб жадным боярам неповадно было слабых обижать. Народ никогда и не называл таких царей кровопийцами, таким словом в народе звали совсем других персонажей, вроде кулаков-«деревенских ростовщиков», которые в глазах либерала – инициативные, «справные хозяева».

Образ благородного разбойника нашел отражение и в фольклоре народа (вспомним песню о Стеньке Разине), и в русской классической литературе (сразу вспоминаются и пушкинский Дубровский, и Кудеяр из некрасовской поэмы). В то самое время, когда Бродский написал «но ворюга мне милей чем кровопийца» (естественно, под последним имея в виду Сталина), сверстники поэта-диссидента – простые парни в шоферских кожаных куртках лепили на лобовые стекла своих «КАМАЗов» портреты генералиссимуса и ворчали, глядя на зарвавшихся чинуш: «Сталина на вас нет!». Им, как это ни парадоксально, «кровопийца» был милее ворюг.

Но, повторю, не потому что он — кровопийца (видеть в нашем народе морально ущербных людей – это худшая черта российских либеральных снобов), а потому что, по их мнению, «грозное правление» – это, вероятно, единственная возможность восстановить попранную справедливость. А для их детей, заставших уже хаос 90-х, героем был Саша Белый из «Бригады» — если хотите, современный Кудеяр. Да и Путина они поддерживали не потому, что он преступность победил (хотя сам Путин, если судить по предвыборным заявлениям во время его первой компании, да и судя по последней пресс-конференции, искренне считал и считает, что это — главное), а потому что он ворюг во власти обещал приструнить.

То есть в глазах народа, сажая Ходорковского или Улюкаева Путин делал то же, что благородные разбойники русской старины или лихих 90-х – наказывал зарвавшихся чиновников-ворюг. Поэтому и обвинения в сугубо уголовных преступлениях против личности народу из уст «борца с олигархией» непонятны. При этом, конечно, народ, повторю, любит не кровь (он же – не изверг), народ любит справедливость (категорию, которая не вмещается в либеральное мировоззрение, поскольку в сознании либерала справедливость, как и требует семантика английского языка, тождественна законности – «justice»).

 

***

 

Итак, прежние «пошедшие по этапу» губернаторы были представлены широкой публике, народу сервильными провластными СМИ как презираемые «чинуши-ворюги», а Фургал – как лихой разбойник из девяностых. В глазах простых людей Никита Белых или Алексей Улюкаев – это фигуры вроде омерзительного, толстого и трусливого губернатора из «Дня выборов», а Фургал – Саша Белый из «Бригады».

Если бы умники-эксперты из московских высоких кабинетов смотрели те же фильмы, что и «глубинный народ», то они бы сразу поняли: чем обернется арест Фургала…

Но они ведь на то они и умники с британскими паспортами под подушкой, чтоб презирать «вкусы быдла»…

 

_______________________

Наш проект можно поддержать.

Кандидат философских наук, доцент Башкирского государственного университета (г. Уфа), исследователь евразийства и традиционализма, политический публицист

Похожие материалы

Социально-экономический ущерб от пандемии был для большинства населения России психологически...

Нельзя частную американскую фирму заставить проводить российскую государственную политику, ставить...

В развале страны виноваты все мы – всё советское общество, превратившееся в «набор глухих...

2
 
  1. Борис Олегович Митяшин 07.01.2021 at 02:25 Ответить

    Г-н Рустем Вахитов наехал на либерализм и Бродского, что попустить я ни в коем случае не могу.
    Всё, что он написал про Фургала, вздор. Изначально это проплаченный хабаровской профургаловской элитой протест, вскоре перенаправленный извне против Путина.
    Из этой криминально-политизированной истории выходить на философские обобщения о русской истории просто смешно! Это какое-то мамардашвили!
    Да, есть, есть в русской политической истории «сложное», противоречивое отношение к тем правителям (кстати, облечённым властью казнить и миловать), которые употребляли неправовое насилие, проливали кровь, в результате которого происходило ускоренное развитие России, постоянно находящейся в недружелюбном окружении.
    А Россия, по причине её послушнического, антипассионарного национального вероисповедания обречена постоянно отставать и, напрягаясь, догонять религиозно либералистские страны, тем самым духовно инициирующие воспитание перфекционистского отношения к труду своих граждан. (См. на сайте «Публицист.ру» мою статью «О либерализме».)
    Поэтому объединять жалкую, ничтожную, проплаченную поддержку уголовника-душегуба с пушкинской и всей Россией Петра 1 — это просто чудовищно!
    Я не читал трудов г-на Вахитова — уж не марксист ли?

    • Борис Олегович Митяшин 07.01.2021 at 13:52 Ответить

      Что до нашей любви к замечательной песне о том, как Степан Разин бросает персидскую княжну в набегавшую волну, то это вообще о другом!
      Г-н Вахитов, это — поэзия! Там, знаете, совсем другие причины нашего удовольствия от этого ужасного преступления грозного атамана! Можете не сомневаться, либерал Бродский, любивший иногда подпевать в дружной компании, вслед за вами (или не за вами) обязательно её подхватил бы!

Leave a Reply