Рубрики
Блоги

Ветерок с Майдана

Если бы театру были предъявлены претензии по профессиональной части, я бы вообще в это дело не лез. Но, очевидно, что у инициаторов этой кампании для разговора по существу нет ни знаний, ни материала. Их обвинения сугубо политические. Нельзя допустить такой деградации общества, при которой личные и производственные конфликты решаются через политический донос.

В сказке Толкиена один из героев – Саруман – так хорошо боролся со злом, что стал на него неотличимо похож.

С недоумением наблюдаю как бы «патриотов», воспроизводящих у нас обычаи киевского Майдана. Один из самых противных тамошних ритуалов – охота на врагов, которые якобы окружают правоверного бандерлога со всех сторон и выявляются по таким признакам, которые здоровому человеку в голову не придут.

«Якщо любишь чебурашку, геть с Украины на рашку».

Рациональные господа используют массовые истерики для сведения счётов, отжатия чужого бизнеса и карьерного роста.

Аккурат на Рождество ветерок с Майдана подул в сторону севастопольского театра им. А.В. Луначарского. Это один из традиционных центров культуры Севастополя, в его стенах не происходило ничего такого, что дало бы основание для косых взглядов, тем более для агрессивного вмешательства со стороны. Но если очень хочется, то предлог найдётся.

В конце декабря из театра уволился сотрудник, оператор видеозаписи Евгений Барулин. Сам он предпочитает звание поэта и имя «Джон». См. у другого поэта, более известного:

«Он был монтером Ваней,

но в духе парижан,

себе присвоил званье:

 «электротехник Жан».

Уволился, заметьте, добровольно, по соглашению сторон. Но этому предшествовали конфликты как с руководством, так и с коллегами. Не секрет, что в реальности уход «по собственному» часто бывает вынужденным. Автор этих строк в таких конфликтных ситуациях по умолчанию на стороне работника, газета ФНПР «Солидарность» не даст соврать.

Если Барулин считал, что его права нарушены, он мог их отстаивать разными способами, вплоть до суда, где именно в трудовых спорах вероятность победы маленького физического лица над большим юридическим отнюдь не нулевая. Но для этого нужны правовые аргументы. Поскольку их не нашлось, он предпочел другой путь, за рамками трудового законодательства. В заявление об увольнении вписал волшебные слова: «в виду политических разногласий», и теперь этим козыряет: оформляя с ним расставание, администрация якобы сама признала, что стоит с видеооператором на разных политических позициях.

На самом же деле признала только то, что не хочет продолжать сотрудничество, а пояснение увольняющегося работника могло быть каким угодно: из-за разных взглядов на группу Led Zeppelin или на шумерскую клинопись. Хотя политика для сведения счётов, конечно, удобнее. Чем наш Джон и занялся в праздничные дни.

Воспроизвожу плоды его творчества дословно, чтобы читатели оценили не только содержание, но и стиль, достойный истинного поэта:

«Меня систематически выжимали из театра за гражданскую позицию. А 28 декабря 2022 года, приторно улыбаясь, меня рассчитали в театре, поиздевавшись напоследок над моим патриотизмом»

«Это не увольнение даже, а фактическая расправа. Причина? Открытая поддержка мной Специальной Военной Операции. Не на словах, а на деле. Подобного в Севастопольском Академическом Русском Драматическом Театре им А.В. Луначарского снести не смогли. Там совсем иная позиция»

 «Мне больно, что в патриотической столице России, залитой священной кровью наших предков, люди культуры то ли стесняются, то ли боятся патриотизма»

«Подобное иначе как культурной диверсией не назовёшь. Да и не только культурной».

Однообразные поношения бывших товарищей по работе перемежаются экскурсами в историю собственной семьи, себя любимого (который, конечно же, не такой, как коллеги) и наипошлейшей спекуляцией на памяти павших героев. Понятно, почему наш поэт не подал в суд: потому что в исковом заявлении пришлось бы каждое утверждение доказывать. Для соцсетей это не обязательно.
А что на самом деле? Театр имени Луначарского –  живой пример «художественного и общедоступного», где «наследие, полученное от учителей и основоположников, сохраннее, чем в «луч­ших домах» Москвы и Петербурга, которые мы по привычке держим за эталон».

Народ свой театр обожает: за 2022 г.  более 110 000 зрителей. Сейчас в репертуаре 25 спектаклей на основной сцене, 12 на малой, 4 детских и 3 постановки для античной сцены Херсонеса (вот такая масштабная «диверсия», до Древней Греции дотянулась). Открыто посещение по Пушкинской карте, т.е. никаких претензий по части общественной морали не было и нет.  С 2015 г. главный режиссер  – Григорий Лифанов, один из самых значительных современных представителей этой профессии в России, сумевший сохранить местные традиции, занять интересными ролями старших артистов и воспитать превосходных молодых исполнителей, объединив их  всех в русский психологический ансамблевый театр, в котором форма современна и эффектна, а содержание серьезно и глубоко.

Репертуар держится на русской и советской классике: «Анна Каренина», «Мастер и Маргарита», «Бесы», «Месяц в деревне», «Белая гвардия», «Лес», «Обыкновенное чудо», «Пиковая дама», «Чайка», «Доходное место», «Мой бедный Марат».

Позиция трудового коллектива в нынешнем военно-политическом конфликте однозначная, тому есть множество свидетельств: поддержка коллег с новых территорий РФ, выездной показ в Бельбеке, бесплатные билеты для участников СВО и членов их семей, сборы гуманитарной помощи, публичные выступления актеров и руководителей театра.

Но сейчас они должны оправдываться непонятно за что.

Из потока грязи, вылитых бывшим работником на коллег, извлекается одна – единственная! – конкретная претензия. «Премьера пьесы М.Я. Угарова». Моё отношение к личности Михаила Угарова определённое. Только я с ним выяснял отношения, когда он был жив и, между прочим, обласкан всевозможным начальством. Но Угаров давно умер (кстати, ещё одна характерная черта Майдана – война с покойниками). И произведение, по которому поставлен спектакль в театре им. Луначарского, – не авторская его работа, а старая (20-летней давности) инсценировка классического романа Гончарова. Насколько она хороша – отдельная тема. Но при чём тут СВО и в чём вообще криминал?

Как в старом анекдоте: «моё дело сказать».

И ведь не прогадал наш отставной оператор видеозаписи. В соцсети тут же образовалась группа его поддержки, мизерная по сравнению со зрительской аудиторией, но очень возбуждённая. Она быстро расставила точки над i (и адреса для доносов). «Где министерское руководство, оно в курсе, что творится? –  Это Русский Театр и Русский город!!!! Гнать поганой метлой! –  Чтобы в городе Славы и Геройства терпеть предателей? – Информацию надо направить в силовые структуры – Пусть органы ими займутся»

Кроме сетевых самовыраженцев, в кампанию против театра им. Луначарского подозрительно быстро влились некоторые журналисты. Любопытно, что они не внесли в  ассортимент «поэта Джона» ничего нового, добавили изысканной лексики типа «жопа» и «говно», но ни одного факта, что же всё-таки в театре «антирусского».

Видимо, то же, что в Чебурашке антиукраинского.

Резюме. Если бы театру были предъявлены претензии по профессиональной части, я бы вообще в это дело не лез. Но, очевидно, что у инициаторов (и теневых организаторов) этой кампании для разговора по существу нет ни знаний, ни материала. Их обвинения сугубо политические.

Нельзя допустить такой деградации общества, при которой личные и производственные конфликты решаются через политический донос. Это дорого обойдётся всем.

Автор: Илья Смирнов

Смирнов Илья (1958), автор книг по истории русского рока и не только. Беспартийный марксист. Поддерживал перестроечное «демократическое движение» до того момента, когда в нем обозначился курс на развал СССР

Добавить комментарий