Рубрики
Блоги Переживания

Вариант Глазьева

15 сентября в Совет Безопасности России был предоставлен вызвавший большой резонанс в СМИ доклад помощника Президента Российской Федерации академика Российской Академии Наук Сергея Юрьевича Глазьева «Конкурентный потенциал России и пути его реализации для обеспечения национальной безопасности».

Даже по признанию враждебно относящегося к идеям доклада тезки Сергея Глазьева – другого известного российского экономиста Сергея Алексашенко, «в докладе вы не найдете гадания на кофейной гуще… [он] … предлагает политическому руководству страны комплексный подход к решению накопившихся проблем».

В чем же заключается этот самый комплексный подход? По информации озвучившей некоторые тезисы проекта этого доклада газеты «Коммерсант», он предусматривает «переход к суверенной денежно-кредитной политике», стабилизацию курса рубля, прекращение утечки капитала». Все эти меры должны реализовываться в том числе путем насыщения реальной экономики финансовыми ресурсами с помощью особых целевых кредитов  (в общей сложности более чем на 12 триллионов рублей). 

Одновременно с этим, по сведениям «Коммерсанта», в докладе  «ряд оригинальных дополнений в социал-демократическом духе … со ссылкой на нобелевских лауреатов 2009 года Элинор Острем и Оливера Уильямсона (работы по управлению коллективными правами) предлагается стимулировать создание в РФ «народных предприятий» и «советов работников, научно-инженерных советов, советов управляющих», принимающих участие в управлении производственным процессом наряду с собственниками» (здесь, видимо, используется опыт создания «народной экономики» в послевоенных Германии и США, а также в постдиктаторских Испании, Португалии и Латинской Америке).

Стоит отметить, что в целях предотвращения вывода за рубеж и обеспечения целевого расходования выделяемых на поддержку экономики кредитных ресурсов С.Ю. Глазьев неоднократно предлагал внедрить практику кредитования на условиях дополнительной эмиссии и/или залога в пользу государства ценных бумаг (преимущественно акций), частных компаний, которым оказывается описанная выше финансовая помощь. Это, помимо всего прочего, позволит избежать инфляционного давления на финансовые рынки… 

Отметим, что в современных условиях возможна и даже необходима дальнейшая проработка вопроса обеспечения организационно-правовых форм контроля над наполнением экономики финансово-инвестиционными ресурсами. При этом, для этих целей мог бы быть использован отечественный и зарубежный опыт создания отраслевых инвестиционных фондов, аккумулирующих, как средства, выделяемые на цели инвестиционного развития государством, так и средства, выделяемые собственниками предприятий соответствующей отрасли (в том чисел амнистируемые капиталы) и их наемными работниками (между прочим, по оценкам некоторых экономистов, общий объем доступных для инвестиционного использования средств граждан составляет до 30 триллионов (!) рублей).

Управляемые на пропорциональной (в соответствии с внесенным вкладом) основе представителями государства, бизнеса, и отраслевых профессиональных объединений работников на началах концепций социального партнерства и обеспечения использования собственности в публичных интересах, подобного отраслевые фонды могли бы сыграть роль своего рода «локомотивов экономического развития» (подобно тому, как аналогичные по своей сути структуры играли ее в СССР, послевоенной Японии, постмаоистском Китае, или Корее периода экономической трансформации 60-х –70-х годов). 

Более того, в современных условиях, когда общая пенсионная система во всем мире испытывает кризис, связанные с невозможностью сохранения достигнутого в годы расцвета социального государства уровня обеспечения пенсионеров отраслевые фонды соинвестирования могли бы также играть роль и фондов материальной поддержки (отраслевых пенсионных фондов) для тех выходящих на пенсию работников, которые выступали соинвесторами в период своей активной трудовой жизни. 

Такой путь, помимо всего прочего, позволил бы не только создать механизм притока в реальную экономику сбережений граждан («съедаемых» сейчас глобальной финансовой нестабильностью), но еще и обеспечить социальную легитимацию собственности поддерживаемых через описанные фонды компаний в глазах подавляющего большинства граждан России (ведь деятельность этих компаний становилась бы источником их собственных доходов). 

Таким образом, одновременно решалась бы и задача обеспечения масштабного практического обеспечения социальной справедливости и социально-экономического сплочения населения России. Последнее, в современных условиях, имеет, без преувеличения, жизненно важное значение для самого сохранения нашей страны. Ведь ставка на смертоносный социально-экономический раскол между отечественной элитой и народом – один из основных способов ведения «Большой Игры» со стороны сил,  стремящихся к разрушению, расчленению и уничтожению России.

Наконец отраслевые фонды соинвестирования и материальной поддержки могли бы служить прекрасным механизмом аккумуляции и инвестирования средств, получаемых в ходе финансово-экономической амнистии (в том числе в случае возможного проведения операций по легальному – конфискационному или анмистионному – возвращению средств, полученных с помощью применения коррупционных механизмов в экономической сфере).

Как уже отмечалось мною в одной из предыдущих публикаций, «проведение налоговой амнистии открывает широчайшее «окно возможностей» для создания и в нашей стране системы соответствующих механизмов… Мировая практика формирования (и формулирования) юридических условий, в силу которых помянутые частные капитала, что называется, с радостью направятся в инвестиционные и инновационные институты, основанные на принципах государственно-частного партнерства, достаточно велика и  разнообразна».

В её рамках Россия сможет, выражаясь словами Петра Великого «приискать пригодное … отбросив то, что с условиями российскими несходно».

Автор: Вадим Балытников

участник Всемирного Русского Народного Собора, кандидат юридических наук, государственный советник юстиции Российской Федерации 1 класса.