Рубрики
Блоги

В посмертном присутствии автора…

Уход незабвенного Сергея Михайловича для всех, кто любит русскую философию,
кто открыл ее красоту и вошел в ее глубину благодаря работам Половинкина, не
остался только лишь горькой по-сыновнему, по-дочернему переживаемой утратой,
но явился как торжество совершенного дела жизни.

Уход незабвенного Сергея Михайловича Половинкина был именно той христианской “кончиной жизни непостыдной, мирной, с добрым ответом на Страшном Суде Христовом”, о чем он молился в последние дни свои – и сам это засвидетельствовал. Где-то в июне, т.е. за месяц до смерти, мы с Ксенией Ермишиной навестили его в больнице (а его потом еще выписывали домой, потом еще раз положили на пару недель, потом уже выписали – окончательно) и, прощаясь, молитвенно пожелали выздоровления – на что услышали твердое: “Нет. Моя молитва теперь такая – дай мне, Господи, христианскую кончину живота моего непостыдну, мирну и доброго ответа на Страшнем Судищи Твоем!”

Где-то в июне-июле 2017-го, т.е. за год до смерти, мы встречались с ним на его  даче в Руднево – обсудить дополнения во второе издание написанной им биографии Евгения Николаевича Трубецкого. Тогда я и услышал про книгу “Русский персонализм”. Сергей Михайлович говорил о практически завершенной работе, именно – об итоговой историко-философской работе всей жизни, о поиске своего издателя. Я пошутил, что, мол, не беспокойтесь – Фонд издаст эту книгу, и он одобрил идею, конечно, тоже шутя. Но, вот, получилось на самом деле.

Если представить, что это случайно вылетевшее слово вдруг стало бы каким-то непостижимым образом исполняться прямо тогда, летом 2017-го – книга была бы другой, несколько другой. Со всей редакторской убедительностью я бы настаивал, по крайней мере, на трех вещах: на каком-то непифагорейском начале, чтобы не мироправительные числа странно начинали разговор про личность (и вообще, на уплотнении всех 10 “предысторических” / “предрусских” глав с царящим в них Лейбницем), на каком-то другом финале, чтобы не за хлебниковскими “Числами” было последнее слово (и вообще, так ли значимо лейбницианство Брюсова?), но самое главное – на максимально возможном усилении сквозной для всего исследования красной нити “философской” христологии (а значит, на обязательном введении в круг русских персоналистов Сергея Трубецкого с его 5-й главой “Учения о Логосе”). Т.е. на пяти вещах настаивал бы…

И я знаю – Сергей Михайлович принял бы мои предложения, как он принял полностью всю редактору биографии Трубецкого вплоть до перемены порядка некоторых глав. Он был великодушен. Он принимал человека с тем, что у того есть, и на многое готов был пойти ради этого человекоприятия. Это создавало невероятную простоту и легкость общения. Я приходил к нему с распечатками вариантов правки его текста, готовый доказывать, что так лучше – получалось, что дилетант и самоучка приходил к мастеру историко-философских исследований доказывать необходимость улучшений его текста, – Сергей Михайлович выслушивал, спорил и в итоге соглашался. Однажды он сказал: “У меня никогда не было такого деликатного редактора”. Мало что в жизни окрылило так, как эта похвала.

Книга Сергея Михайловича “Русский персонализм” выходит практически в том самом виде, в каком ее текст был получен осенью 2018 года[1]. В последовательность и нумерацию глав внесено единственное изменение: из “МФМШ” (№23) в отдельную главу выделен достаточно объемный и вполне самостоятельный по содержанию “Бугаев“. Но поскольку опущен ненаписанный “Бэкон” (шедший под №9 перед “Лотце“), то общее количество глав, включая авторское “Предисловие”, осталось прежним – сорок без одной.

Исходные (электронные) материалы книги представляли собой 39 отдельных файлов по главам и 2 файла с дополнительными материалами к “Булгакову” и “Флоренскому“. Содержание последних было объединено с основными главами (№ 28 и № 29, соответственно) в порядке их внутренней тематической логики, что привело к некоторым смысловым повторам. В определенный момент работы над версткой возник соблазн вообще изъять “Флоренского”, который занимает 1/6 всего объема и относительно недавно был издан отдельной книгой, – соблазн был отвергнут. Приоритетом является сохранение статуса этой книги именно как итоговой историко-философской работы всей жизни исследователя (поэтому, кстати, ее бессмысленно проверять на автоплагиат). Полностью сохранен излюбленный авторский непостраничный стиль оформления ссылок (Сергей Михайлович объяснял это на примере чужих текстов: “Берешь книгу, сразу смотришь всю ее базу – и понимаешь, стоит ли читать”).

Представленная библиография трудов С.М. Половинкина взята из 3-го издания энциклопедии “Русская философия” и дополнена материалами, подготовленными кафедрой истории отечественной философии философского факультета РГГУ.

* * *

Издание осуществлено на средства Дмитрия Сергеевича Половинкина. Это его сыновнее приношение светлой памяти отца. 25 августа 2018 года он выложил в своем ЖЖ  краткие, но очень проникновенные воспоминания “40 дней без папы“, подлинное поминальное слово…

[…] 2 мая 2005 года. Снег только недавно растаял. Но папа намерен купаться. Впрочем, для него это цветочки. Мы его только лет семь назад с трудом отговорили купаться зимой. А так он моржевал в возрасте за 70. Причем “здоровый образ жизни”, то есть бегать и купаться в проруби, он начал вести в возрасте за 40, когда почувствовал, что здоровье ухудшается. И в общем практически он не болел. Даже простудой. Подкосила его болезнь, пережитая им еще в молодости. Врачи в открытую говорили ему, что он не переживет 25 лет. Он прожил 83.

[…] И вот он уходит. Он любил так ходить – наклонившись вперед и сложив руки за спиной. Только теперь я понимаю, что уже не смогу его догнать, посмотреть ему в лицо, перекинуться парой фраз. Это горько. До конца эту боль наверно пережить не удастся. Помолитесь об упокоении раба Божьего Сергия.

* * * *

Уход незабвенного Сергея Михайловича для всех, кто любит русскую философию, кто открыл ее красоту и вошел в ее глубину благодаря работам Половинкина, не остался только лишь горькой по-сыновнему, по-дочернему переживаемой утратой, но явился как торжество совершенного дела жизни. 15 лет назад он выступил одним из основателей нашего Фонда. Его биографией Евгения Трубецкого, по сути, началась наша издательская программа. Его “Русским персонализмом” мы с горечью – но и с торжеством! – начинаем новую книжную серию “IN MEMORIAM”.

[1] Эта особенность мемориального издания должна послужить некоторым оправданием всех тех “недоработанностей”, которые наверняка заметит придирчивый взгляд внимательного читателя, – начиная от композиционной раздробленности “больших” глав и заканчивая “безадресными” ссылками “Введения”.

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

Автор: иер. Георгий Белькинд

президент Образовательного фонда им. братьев Сергея и Евгения Трубецких

Добавить комментарий