9 апреля из жизни ушел Вадим Михайлович Межуев — ​один из ведущих отечественных философов, мыслителей второй половины ХХ века. Человек-эпоха — ​так о нем, соболезнуя, написали многие. Ведь, подобно также ушедшим на днях мэтрам советского кинематографа Марлену Хуциеву и Георгию Данелии, он сохранял и олицетворял то лучшее советское, о котором многие с ностальгией вспоминают сегодня, чувствуя, что с уходом таких людей рушится чуть ли не единственная настоящая связь с той великой страной, которую мы потеряли.

Вадим Михайлович всю жизнь был марксистом (сам он, правда, говорил, что марксистом западного типа). Но так или иначе, удивительным образом в постсоветское время, когда в отечественных гуманитарных науках произошел практически стопроцентный отказ от марксизма, когда над «классовым формационным подходом» многие смеялись, если не презирали его, Межуев продолжал развивать положения философии основоположников. В исторической науке такого не случилось — ​в 1990-е годы «формационный подход» предали поруганию и забвению. Да, кто-то сохранил «левые» убеждения (или перешел на «левые» позиции), но исторический научный мейнстрим полностью стал «антимарксистским», а позитивизм серьезно потеснили различные постмодернистские веяния.

Полагаю, в том, что этого не произошло в предельной форме и в предельных объемах в современной российской философии, во многом заслуга Вадима Михайловича. Вообще данный феномен — ​сохранения и развития «левой» философии в отечественных интеллектуальных средах, особенно в 2000–2010-е годы — ​еще требует своего осмысления.

И если на современном Западе «левые» — ​это неотъемлемая часть постмодернистского мира, выросшего из «культурной революции» 1968 года, мира безграничной толерантности и бесконечного утверждения «свобод» для «меньшинств», то в России сохранился модерный марксизм. В этом тоже есть заслуга Вадима Михайловича. Сам он неоднократно подчеркивал: одна из ключевых проблем нашей страны — ​недоразвитость модерна, склонность мышления либо к антимодерну, либо к постмодерну.

Помню, как в 2008 году — ​похоже, то был новогодний праздник, — ​в небольшом кабинете сына Вадима Михайловича, Бориса, возглавившего тогда «Русский журнал», где я работала, собрались «младоконсерваторы», к тому времени уже не представлявшие единое, сплоченное идейное течение: Михаил Ремизов, Егор Холмогоров, Павел Святенков, сам Борис и — ​Межуев-старший, немногословный и ироничный. Каждый раз, когда он начинал говорить, казалось, все сидевшие или стоявшие рядом — ​очевидно, далеко не глупые — ​люди начинали ощущать собственное интеллектуальное бессилие.

И сейчас проект политической консервативной мысли «Русская Idea», который вот уже пять лет возглавляет Борис Межуев, — ​это во многом и заочный диалог сына с отцом, и развитие идей Вадима Михайловича; прежде всего, в обоюдоострой критике и традиционалистского антимодерна, и постмодерна. Мы считали (как и Вадим Михайлович), что Россия не пережила модерн, полагая лишь, что он может развиться в России только в консервативном виде.

Первая монография Вадима Михайловича «Культура и история», изданная в 1977 году и до сих пор сохраняющая свое научное значение, как и многие последующие его работы, была посвящена осмыслению феномена культуры, надматериальных благ, именно с точки зрения марксизма. Парадоксальным образом Межуеву удалось показать, что многие экономические категории (такие как собственность, например) — ​в марксистской парадигме имеют не только материалистическое, но и духовное обоснование, что это во многом — ​категории культуры.

И сейчас, в XXI веке, когда общество потребления все более усиливает свои позиции, становясь, по сути, доминирующей ценностью для новых поколений, размышления Вадима Михайловича о культурном, духовном содержании материального «базиса» имеют особое — ​колоссальной важности — ​значение. Его же вклад в сохранение в интеллектуальных кругах постсоветской России марксизма, как и «левой» философии в целом, думается, еще станет предметом специального анализа. Вадим Межуев этого более чем заслуживает.

Источник: http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/250174-velikiy-levyy/?fbclid=IwAR2Og9FrXMeefqKbZ1AkCZ_yBImvB0B85fxrh8LwyFXfUC5Uvy0j0z5_Dp8

Кандидат исторических наук. Преподаватель МГУ им. М.В. Ломоносова. Главный редактор сайта Русская Idea

Похожие материалы

Откровенно говоря, я бы не хотел жить под "железной пятой" Великого Инквизитора. Тем более что в...

Националисты вполне объяснимо не поддерживают западнорусские идеи, но часто это отсутствие...

Человечество должно стать интернациональным, защищаясь объединением, или отказаться быть вовсе и...