Программисты на Руси
11 февраля в Йошкар-Оле задержали одного из лидеров российского хайтека основателя и руководителя IT-компании iSpring Юрия Ускова, а на следующий день ему избрали меру пресечения в виде запрета определенных действий и освободили из под стражи. Маловероятно, что Юрий Усков, человек который не просто знает категорию служения, но и живет в ней, может быть мотивирован небольшим гешефтом при покупке земли
Уголовное дело продолжается. Владельцу бизнеса с годовым оборотом 3 млрд рублей, вложившего миллиарды рублей собственных средств в образовательный кластер в Республике Марий Эл, вменяется мошенничество в размере 20,5 млн рублей при покупке участка для строительства корпоративного поселка.
Следствие, согласно официальным сообщениям, предполагает, что задержанные по тому же джелу глава администрации Оршанского района Республики Марий Эл Александр Плотников и его первый заместитель Иван Михеев и Усков “создали организованную группу для завладения земельными участками на территории района” и подозревает, что “в результате предварительного сговора предпринимателя и сотрудников администрации района произошла незаконная распродажа земель”.
В компании iSpring заявили, что предъявленные обвинения связаны с общественной позицией Юрия Ускова — он выступал против коммерческой застройки рекреационных территорий Дубовой и Сосновой рощи. Этой версии придерживался и сам Юрий Усков в своем видеообращении накануне задержания.
Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин поручил доложить об основаниях возбуждения и ходе расследования этого уголовного дела. Разобраться в этой ситуации также поручил председатель Госдумы Вячеслав Володин.
Если разбираться не только юридически, а по сути дела — что мы знаем о Юрии Ускове и его деле?
Программисты на Руси
— Надо не стесняться быть собой, быть настоящими и искренними, то есть очень русскими, — говорил Юрий Усков. — И одновременно мы можем быть модными и интересными и себе, и миру. Россия сейчас — как Америка в начале XX века — набирает экономическую мощь, обретает моральную силу и формирует модель, которой захочется следовать..
Автор этого материала несколько раз подробно говорил с ним для книги о новой волне русского технологического бизнеса и в офисе компании и в здании ее университета. И компания и ее лидер производят сильное впечатление прежде всего очевидным стремлением к перфекционизму и
“Программисты на Руси программируют на Си”, — любит повторять Юрий Усков, имея в виду, он и его коллеги стремятся в любом проекте стремятся решить принципиальную и системную задачу на базовом языке программирования, красиво надежно и основательно, а не строить заплатки из полуфабрикатов. Также он часто говорит со своими сотрудниками, студентами и школьниками о “красоте кода” – хороший разработчик не просто как-то решает задачу, его код идеально красив.
Его компания iSpring сейчас — один из мировых лидеров в сегменте корпоративного обучения. Ее продукты купили 61000 клиентов и ими пользуется 2,1 млн человек по всему миру. При этом iSpring работает в России, причем не в Москве, а в Йошкар-Оле. Региональный центр с населением 260 тысяч человек, за последние годы центром развития технологического бизнеса и инновационного образования.
— А что такого? Штаб-квартира Procter & Gamble находится в Цинциннати — он размером с И?ошкар-Олу, — говорил Усков. — Главныи? офис Ford расположен в Дирборне — вы о таком городе слышали?.. Мне постоянно задают этот дурацкии? вопрос — а чего не в Москве? Как будто других городов нет. Сеи?час XXI век, и в новои? индустрии близость к мегаполисам никакого значения не имеет. Может быть, дальше от них качество жизни даже выше, и может случиться больше возможностей для развития.
Чтобы быть среди лидеров на мировом рынке российской компании, очевидно, надо превосходить в качестве и удобстве западные аналоги, у которых нет никаких внерыночных барьеров. Софт для корпоративного обучения нужен всем компаниям, кто массово набирает и обучает сотрудников. При этом клиент стремится не выбросить зря деньги на сделанные на коленке собственные программные решения, а получить готовые, причем такие, которые работают в любой среде и с любыми вводными. То есть инженерная задача софта для обучения должны быть решена в общем виде. И платформа для обучения и конструктор курсов iSpring позволяют загрузить свои обучающие документы и видео и наладить всю цепочку подготовки специалистов, включая удобные системы оценки и мониторинга результата.
Вот например, Лана Виноградова из компании MW-LIGHT дает такой отзыв на продукты iSpring: «В ассортименте нашей компании почти 1 000 000 моделей светильников. За год продуктовая линейка меняется на 35%. Но с iSpring мы обучаем продавцов новинкам за два дня. При этом стоимость обучения одного сотрудника нам удалось снизить с 3 900 до 179 рублей».
К корпоративному обучению Юрий Усков пришел далеко не сразу, поначалу он дистанцировался от онлайн-учителей и «прочие жуликов, которые печатают дипломы», не хотелось заниматься профанацией образования. Но оказалось, что хотя фундаментальное образование получить онлайн сложно, а вот быстро доучить специалистов навыкам, необходимым на его конкретном рабочем месте — можно, причем онлайн иногда единственный разумный способ это сделать – не посылать же сотни преподавателей в сотни отделений одной корпорации. Кроме того, оказалось, специалисты, работающие в сфере корпоративного обучения – важные агенты перемен, они часто не только переучивают сотрудников, но и перестраивают бизнесы.
— Эта индустрия нас втянула, мы увидели, что это место, где люди делают что-то очень важное и интересное, — рассказывал Юрий Усков. — Наши продукты покупали и вузы, но самое живое происходило в корпоративном обучении.
В бизнесе Юрий Усков с 2001 года, когда он с небольшой командой однокашников-программистов из Марийского Политеха сделали небольшую команду программистов, которая с самого начала умела работать со сложными клиентами на мировом рынке и писала им код под самые разные задачи. Причем стилем работы был – сделать большее общую задачу, чем заказывали. Например в 2000-х было время флэш-рекламы в интернете, ее приходилось каждый раз заново кодить, а Усков и партнерами написали продукт, которые генерирует ее автоматически. Иностранный клиент предъявлял большую требовательность, из-за конкуренции и из-за того, что в России тогда еще не настало время спроса на свой классный продукт – можно было “спиратить” почти все.
— Это прекрасно, когда клиент требует превосходного качества, — говорил Усков. — Может, от этого не всегда комфортно, но в итоге ты получаешь и деньги, и повод для гордости. Тебе радостно, что ты сделал хороший, достойный продукт, а человек получил то, что хотел. Все это было круто и ново для нашей бизнес-культуры, ведь советский подход к производству — работает и ладно. Нам не ладно!
В 2005 году году Усков сделал резкий поворот от сервисной модели к продуктовой, что и привело к взрывному росту iSpring. Первым лидерским продуктом был универсальный конвертер презентаций, которые и сейчас пользуется спросом. С помощью конвертера любую презентацию, сделанную на любом компьютере, можно было легко перевести во Flash — и она откроется в веб-странице, на любой системе, в любой стране, насколько бы сложной ни была — и с анимацией, и со звуком, она не расползается и не разваливается. Создать такой конвертер – это была очень сложная инженерная задача, поскольку требовалось суметь совместить изначально несовместимые форматы, сотни тысяч строчек кода на С++ на решение общей задачи совмещения всех форматов. С 2009 году выстрелили продукты для корпоративного обучения.
И примерно тогда же Юрий Усков стал строить свою систему обучения и образования уже оффлайн.
Вырастить живых-живых
— В юности меня ужаснули две вещи: что в пединститут поступают троечники, и что в военные тоже хлынули троечники, — говорил Усков. — Нетрудно было уже тогда предсказать последствия распада образования.
Начал возвращать образование Юрий Усков на родной кафедре в Политехе, куда вернулся преподавать. Потом решил создать собственный корпоративный университет, потом решил сделать его общедоступным, затем пришел к выводу, что на стадии высшего образования отлавливать таланты поздно, поэтому надо открывать собственный лицей. Вскоре оказалось, что, несмотря на обилие в стране педагогических университетов, хороших учителей почти нет, надо их воспитывать самим — так появился собственный педагогический факультет. И таким образом вокруг iSpring один за одним выросли образовательные проекты. Некоторые из них уже дошли до масштабирования через франшизу – центр дополнительного образования «Инфосфера» открывает точки в разных городах и регионах. Еще есть институт Институт iSpring, достраивается школа «Царев город», загородный IТ-лагерь и другие проекты.
Еще одно любимое словцо Ускова “живые-живые” – так он говорит про своих школьников и студентов. Лицеисты и вправду производят впечатление смелых, не зажатые, умненьких, им так интересно, что часто они остаются в школе допоздна – во второй половине дня обычно самые увлекательные спецпредметы.
В образовательных проектах Ускова три базовых направления, которые охватывают все и нацелены на то, чтобы уже в процессе обучения делать что-то полезное людям, на что имеется спрос, с самого начала иметь практику. Программированию учатся те, у кого склонность делать сложную вещь, стать в будущем любым инженером или технарем; дизайну – те кто склонен к гуманитарным дисциплинам и стремятся делать красивое; а педагогике учатся те, кто имеет склонность к работе с людьми, это и будущие учителя, и будущие лидеры.
И когда мы пытались выяснить в чем нерв, главная идея, концепция образования в проектах Ускова, мы услышали вот что:
— В позднесоветском сериале «Гардемарины, вперед!» есть ответ помните в песне “Судьба и Родина едины!” Если мы познакомим детей с такой категорией, как служение, то у них все будет хорошо, — говорил он. — Потому что контакт со служением — это атрибут высокоразвитого человека. Служение выталкивает человека на верхний этаж бытия…
Интересно, что сознательный приход Ускова в православие произошел, по его признанию, во взрослом возрасте. Вера у него выросла на базе служения – на почве любви к родине, народу, и земле.
Один из сыновей Юрия Ускова служит сейчас на передовой по мобилизации – он в свое время имел возможности использовать отсрочку, но сознательно пошел на срочную службу, очевидно, не в последнюю очередь из-за разговоров с отцом.
Маловероятно, что Юрий Усков, человек который не просто знает категорию служения, но и живет в ней, может быть мотивирован небольшим гешефтом при покупке земли.
Редакционный комментарий
…
Обсуждение
Пишите нам свое мнение о прочитанном материале. Во избежание конфликтов offtopic все сообщения от читателей проходят обязательную премодерацию. Наиболее интересные и продвигающие комментарии будут опубликованы здесь. Приветствуется аргументированная критика. Сообщения: «Дурак!» – «Сам дурак!» к публикации не допускаются.
Без модерации вы можете комментировать в нашем Телеграм-канале, а также в сообществе Русская Истина в ВК. Добро пожаловать!
Также Вы можете присылать нам свое развернутое мнение в виде статьи или поста в блоге.
Чувствуете в себе силы, мысль бьет ключом? Становитесь нашим автором!