Рубрики
Блоги Переживания

Тадмор – Фадмор – Пальмира

Пальмира – место, хорошо известное археологам и специалистам по истории античного периода, включенное ЮНЕСКО в список Всемирного наследия. Однако многие узнали о существовании этого памятника античности из новостей, касающихся деятельности ИГИЛ. В мае террористы захватили Пальмиру, и вскоре последовали сообщения о целенаправленных взрывах уникальных античных развалин, а 23 августа – и о публичной казни хранителя музея 82-летнего Халеда аль-Асаада. Однако Запад, выросший из античной цивилизации, продолжает хранить молчание и на этот вызов. По-прежнему на Западе никто не говорит о наземном вторжении и антитеррористической операции в отношении самой жуткой из всех террористических организаций.

15 сентября Владимир Путин на встрече ОДКБ в Душанбе, говоря об угрозе ИГИЛ всему миру, отметил: «Террористы устраивают массовые казни, ввергают в хаос и нищету целые народы, уничтожают памятники культуры, религиозные святыни». Очевидно, что он имел в виду Пальмиру, фактически уничтоженную боевиками.

Пальмира уже во многом лежит в руинах – на этот раз не восстановимых. Русская Idea обратилась к известному российскому историку, археологу, антиковеду, более 30 лет руководившей археологической экспедицией Уральского государственного университета в Херсонесе Алле Ильиничне Романчук с просьбой рассказать об истории Пальмиры, о том значении, которое заключало в себе это место для мировой цивилизации, как ее истории, так и ее современности. 

***

На Ближнем Востоке и непосредственно на территории Сирии расположено значительное число древних городов, Тадмор-Фадмор-Пальмира занимают среди них особое место. Прежде всего благодаря исторической судьбе города – свидетеля многочисленных войн и землетрясений, возрождавшейся после очередных разрушений благодаря титаническому труду ее жителей, создавших в безводной местности Пальмовый город. Город изумляет (изумлял) и еще потому, что постепенно погружаемый в пески, он именно благодаря этому «сохранил» изумительные памятники, свидетельства творческого сочетания различных культур. Город Пальм – это слияние культур Востока и Запада, приведшее к формированию оригинальных местных памятников, которые не встречаются в других регионах, хотя и греко-римская культура оказывала на них влияние.

О древности Тадмора свидетельствуют легенды и документы, переплетение сказаний и исторических реалий.

Наиболее раннее упоминание Тадмора относится к началу 2 тыс. до н. э. В одной из ассирийских табличек назван торговец Пузур Иштар, тадморянин. Как «Тадмор в стране Амурру» упоминается он в документах царя Тиглатпаласара (1114–1076 гг. до н. э.). А легенды приписывали создание Тадмора джину (Коран 27:17; 34: 11-12), в Библии же говорится, что основателем Фадмора был царь Соломон (2 Паралип. 8:14). Расположение на торговой дороге, ведущей к Дамаску, обусловило процветание города, обитатели которого славились умением «воспитывать» и управлять верблюдами.

Вероятно, к началу Восточных походов (334 г. до н. э.) Александра Македонского Тадмор – столица арабских князьков – славился не только караван-сараями. Памятники арабо-семитского прошлого не сохранились, но это прошлое запечатлено в именах богов, которые в последующем были идентифицированы с эллинско-римскими. Строительная деятельность стала особенно интенсивной со второй половины I в. н.

После смерти Александра Македонского Тадмор входил в состав владений державы Селевкидов, находившихся у власти до 64 г. до н. э., когда после походов Помпея Великого Сирия стала очередной провинцией Рима. Именно в это время Тадмор стал именоваться «Город пальм» (при императоре Тиберии, 14–37 гг. н. э.) и о нем как процветающем писали римские авторы, называя его знаменитым (Плиний Старший; I в. н. э.).

В 129 г. император Адриан, посетив Пальмиру, дал ей права вольного города и новое имя Адриана Пальмира. В город был назначен прокуратор, имевший самый высокий ранг; он также возглавлял Священные трапезы жрецов главного храмахрама Зевса-Бела.

В период кризиса Римской империи (III в.), борьбы за власть солдатских и сенаторских императоров, главнокомандующим армии на Востоке был назначен Оденат (261 г.), римский сенатор арабского происхождения, в сущности, он являлся независимым правителем. После его гибели (266/267 г.) власть унаследовал малолетний сын Вабаллата, а в 271 г. его опекун, супруга Одената, Зенобия объявила себя Августой и до 274 г. совершила ряд успешных военных операций: ее армия дошла до долины Нила. Но египетский хлеб был необходим Империи. Против Зенобии были отправлены значительные воинские силы. Зенобии изменили ее союзники, увидевшие мощь армии «Великого Рима», Августу не спасли стены Пальмиры и в 273 г. она была пленена, а затем проведена в триумфе, который описан римскими авторами, восторгавшимися многочисленностью украшений бывшей правительницы. После триумфа Зенобия стала почетной пленницей и жила на императорской вилле в Тиволи.

Пострадавший во время осады город был отстроен, позднее при императоре Диоклетиане возведены новые укрепления – так называемый Лагерь Диоклетиана (284–304 гг.). Новые стены и акведук появились в VI в. при византийском императоре Юстиниане. В 634 г. Пальмире вернули старое имя – Тадмор: она стала владением арабов. Но город и его окрестности еще не раз испытывали смену властителей. В Х в. город пострадал от землетрясения. После переноса столицы Аббасидов из Дамаска в Багдад, переместились торговые дороги, а это привело и к постепенному упадку Тадмора–Пальмиры. Окончательный удар был нанесен армией Тимура (кранец XIV в.), после чего руины некогда величественного города постепенно заносили пески.

Возрождению Пальмиры способствовало обнаружение ее руин в последней четвери XVII в. английским купцом. А с 20-х гг. прошлого столетия началось археологическое исследование территории города.

Расцвет Пальмиры приходится на вторую половину I – II в. н. э., именно от этого времени и сохранилось наибольшее число монументальных памятников, среди которых уникальными являются склепы с настенной росписью, 250-строчный таможенный устав (137 г. н. э.), многочисленные скульптуры (в том числе и портреты жителей города), для которых характерно сочетание восточных и римско-эллинских традиций.

К числу хорошо сохранившихся монументальных сооружений относятся храм Бела и храм Ваала-Шамима, оборонительные сооружения (времен Юстиниана), колоннады портиков (Улица колонн), Тетрапилон, маркирующий пересечение уличных магистралей и агора, театр и термы, башни-гробницы на некрополе и гробницы-дома. Каждый из памятников уникален и нет аналогов им в других регионах. Неповторим и в целом вид города, созданный трудами многих поколений его жителей.

0001_Palmira.jpg(Фото из личного архива автора)

На некоторых участках территории Пальмиры стоят так называемые памятные колонны, на некоторых из них сохранились имена тех, кто воздвиг их, потому что любит свой город и боится его богов.

0002_Palmira.jpg(Фото из личного архива автора)

Почему же мы – граждане XXI века – перестали бояться «чужих богов», уничтожаем то, что является достоянием и памятью всего человечества. Конечно, религиозный фанатизм – явление не новое, но когда же из прошлого все мы, в том числе и фанатики какой-то конфессии, будут извлекать уроки! Безусловно, то, что будет «извлечено» и продано кому-то когда-нибудь попадет в музеи (великолепные портреты жителей Пальмиры есть в некоторых из них), но взорванного не вернуть. После разрушения Тимуром, Пальмира отчасти возрождена усилиями тех, кто поднимал ее колонны и храмы из песка, но современные методы «борьбы с руинами», которые относятся к другой культуре, действительно, не оставят «камня на камне».

Автор: Алла Романчук

Профессор кафедры истории Древнего мира и Средних веков, научный руководитель Крымской экспедиции университета (1969–2002), действительный член Гуманитарной академии, иностранный член Института археологии АН Болгарии, лауреат премии митрополита Макария