Рубрики
Блоги

«Старичье», на выход!

Не будучи связанным с медицинской сферой, не берусь судить о санитарно-эпидемиологических аспектах этого «новшества», о том, насколько отстранение от преподавания людей категории «65+» позволит спасти вузовские коллективы от зловредного вируса. Но негативные интеллектуальные и, отчасти, социально-политические последствия этой вроде бы гуманной и оправданной меры для нашего общества и государства, российской науки и высшего образования мне представляются поистине драматическими, если не сказать – катастрофическими…

В последний день июля нынешнего непростого года пришла весть о вышедших накануне рекомендаций Роспотребнадзора по профилактике новой коронавирусной инфекции (Covid-19) в образовательных организациях высшего образования (МР 3.1/2.1.0205-20 от 29.07.20).

Документ как документ – ничего особенного, выходящего за рамки санитарно-бюрократической регламентации нашей жизни в период т.н. пандемии. Если, конечно, не считать п.1.11 этого унылого, в целом, предписания, «рекомендующего» вузам, а фактически – приказывающему их руководству «не допускать к очному проведению учебных занятий педагогических работников старше 65 лет и педагогических работников, имеющих хронические заболевания».

Не будучи связанным с медицинской сферой, не берусь судить о санитарно-эпидемиологических аспектах этого «новшества», о том, насколько отстранение от преподавания людей категории «65+» позволит спасти вузовские коллективы от зловредного вируса. Но негативные интеллектуальные и, отчасти, социально-политические последствия этой вроде бы гуманной и оправданной меры для нашего общества и государства, российской науки и высшего образования мне представляются поистине драматическими, если не сказать – катастрофическими…

Особенно, в условиях современного жизнеустройства в России, с царящим в ней произволом больших и малых начальников, для которых уже более 30 лет действительную ценность представляют разве-что деньги и власть.

Ведь, что означает лишить возможности непосредственного общения со студентами и аспирантами (им тоже читают лекции!) преподавателей–профессоров и доцентов «65+»?

Во-первых, это означает, что придется искать замену, пусть даже временную, очень многим видным ученым и заслуженным педагогам, часть из которых, в силу их огромного научного и интеллектуального потенциала (включая «возрастных» член-корров и членов РАН), на мой взгляд, является незаменимой.

Во-вторых, придется, скорее всего, кардинально перестраивать кадровую политику вузов, делая ставку на поколение «перестройки» и «заката» СССР (рожденных после 1955 года и пришедших в профессию, в лучшем случае, в период с 1980 по 1985 годы). Не имея никаких претензий к этим достойным и уважаемым людям, тем не менее, смею предположить, что процесс перехода будет достаточно сложным и болезненным.

Наконец, в-третьих, невозможно уйти от того очевидного факта, что наше общество, включая научно-педагогическую среду, продолжает существовать в условиях незавершенной политико-идеологической «гражданской войны». А это означает, что «рекомендации» откроют широкие возможности для обыкновенного административного самоуправства, подавления академического инакомыслия и сведения счетов со своими противниками и конкурентами – будь то научными, идеологическими, политическими или личными.

Полагаю, нет необходимости специально объяснять, насколько важны эти моменты для чувствительной вузовской среды, где каждый воспринимает себя, прежде всего, как «штучную» личность.

Очень хотелось бы считать «резонансные», судя по первым откликам людей, связанных с высшим образованием, рекомендации Роспотребнадзора досадным бюрократическим недоразумением, чиновничьим недомыслием, вытекающим из неспособности просчитать все последствия своих управленческих решений. В конце концов, можно попытаться объяснить появление этого документа неистребимой тягой «служивых» перестраховаться, отдавая приоритет сиюминутному в ущерб перспективному.

Но, нет, никак не получается – не оставляет мысль о преднамеренном характере действий тех, кто, ради достижения своих специфических целей, какими бы высокими мотивами они ни обосновывались, готовы нанести очередной сокрушительный удар по российской науке и высшему образованию.

Полагаю, что научно-педагогическое сообщество России должно это событие оценить «по достоинству».

______

Наш проект осуществляется на общественных началах и нуждается в помощи наших читателей. Будем благодарны за помощь проекту:

Номер банковской карты – 4817760155791159 (Сбербанк)

Реквизиты банковской карты:

— счет 40817810540012455516

— БИК 044525225

Счет для перевода по системе Paypal — russkayaidea@gmail.com

Яндекс-кошелек — 410015350990956

 

Автор: Зигмунд Станкевич

Советский и российский учёный-правовед (специалист в области истории советского государства и права), политический аналитик и публицист, проректор по науке Европейского института JUSTO

Добавить комментарий